Рефераты. Система управления социально значимыми расходами местного бюджета

Применение финансовых нормативов способствует оптимизации потоков финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы, создает условия для внедрения нормативно-расчетных методов регулирования межбюджетных отношений для повышения экономической самостоятельности и ответственности местного самоуправления с тем, чтобы обеспечить минимальные стандарты гарантированных услуг.

Статьей 135 Бюджетного Кодекса Российской Федерации предусмотрено что перечень, виды и количественные значения муниципальных государственных социальных стандартов устанавливаются Федеральным Законом и определяются возможностями консолидированного бюджета.

Действенность методики расчета финансовых норм и нормативов в значительной мере зависит от полноты и достоверности информации о планируемых (фактических) расходах, данных о сети, штатах и контингентах бюджетных учреждений, численности и составе населения и других показателей.

89


Крайняя недостаточность финансовых ресурсов не позволяет в настоящее время в полной мере использовать преимущества нормативного метода определения бюджетных расходов, но даже и при этих условиях применение финансовых норм и нормативов обязательно должно обеспечивать равный подход к формированию минимальных расходов бюджетов всех уровней и в отраслевом, и в территориальном разрезах.

В базовых показателях для расчета отчетных статей расходов принимается ожидаемая оценка на соответствующий период, учитываются прогнозные показатели возможной инфляции, индексация заработной платы и материальных затрат.

1.   При формировании показателя расходов на социально-культурные
мероприятия   бюджета  следует  исходить  из   приоритетов   государственной
социальной   политики,   принятых   в   прогнозе   на   основании   нормативных
правовых актов по реформированию социальных отраслей. В соответствии с
бюджетной политикой государства на среднесрочную перспективу, прогноз
бюджетных расходов в социальных отраслях может производиться с учетом
утвержденных отраслевых финансовых  норм   и  нормативов,  реализующих
социальные стандарты. Кроме бюджетных затрат, в объем указанных расходов
входят      затраты,      осуществляемые      по      бюджетам      государственных
внебюджетных фондов.

Расходы на социально-культурные мероприятия прогнозируются в разрезе отраслей социальной сферы, как образование, культура, искусство, средства массовой информации, здравоохранение, физическая культура, социальная политика. Отдельно выделяются расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения, социального страхования и расходы по политике занятости.

2.   Основы   регулирования   принципов   государственной   политики   в
области     образования     сформулированы     в     Федеральном     законе     "Об

90


образовании". В соответствии с действующим законодательством государственное регулирование в этой области осуществляется как реализация государственного заказа на нужды образования, подлежащего бюджетному обеспечению с учетом социальных нормативов, выраженных как в натуральном, так и в денежном исчислении.

Существующая в настоящее время структура финансовых потоков на содержание учреждений образования классифицируется по уровням бюджетной системы. Федеральный уровень включает в себя три направления средств на: содержание учреждений, находящихся в собственности Российской Федерации, реализацию федеральных образовательных программ, образовательные субвенции в рамках трансфертов субъектам Российской Федерации, нуждающимся в финансовой поддержке. Региональный и муниципальный уровни аналогичны федеральному и предусматривают ассигнования на содержание учреждений местного ведения и реализацию собственных программ. В существующих жестких условиях формирования бюджетов величина ассигнований на нужды образования определяется уровнем возможных доходов бюджета того или иного уровня. Следует также отметить, что действующая бюджетная классификация предусматривает значительную детализацию бюджетных расходов на нужды образования, что связано с необходимостью усиления контроля за финансированием и целевым использованием этих средств, т.к. образовательные учреждения не могут использовать бюджетные средства по своему усмотрению из-за целевого финансирования расходов. Сметный порядок выделения средств на образование признан основополагающим.

3. Экономические методы регулирования отношений в сфере культуры такие же, что и в системе образования. Бюджетное финансирование - основа государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федерации.     Планирование     бюджетных     ассигнований     на     эти     цели

91


осуществляется   с   учетом   возможностей   получения   средств   конкретными

#          организациями культуры. Бюджетные средства выделяются тем учреждениям,
которые не ориентированы на коммерческие формы деятельности.

4.   Финансирование   нужд   здравоохранения   в   Российской   Федерации
осуществляется по смешанной бюджетно-страховой модели. Правовую основу
такой модели  организации и  финансирования  здравоохранения  составляет
Закон   Российской   Федерации   "О   медицинском   страховании   граждан   в
Российской Федерации".

Экономическую основу медицинского страхования составляют государственные фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные). Основными источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения в Российской Федерации являются бюджетные средства, средства организаций и иные источники, не запрещенные

•           законодательством.       Организация       и       финансирование       обязательного
медицинского      страхования      путем      оплаты      медицинской      помощи,
предоставляемой в соответствии с договорами страхования, осуществляются
через специальные страховые медицинские организации.

Расходы на здравоохранение ежегодно предусматриваются в бюджетах
всех уровней. При этом следует иметь в виду, что объемы финансирования
здравоохранения планируются исходя из реальных возможностей бюджета, с
»           учетом проводимых в здравоохранении организационных преобразований и

мероприятий  по  экономии расходов, с учетом  повышения  эффективности деятельности профилактических и лечебно-диагностических учреждений.

5.   При   определении  показателя   расходов   на  социальную   политику
следует   исходить   из   того,   что   оказание   социальной   помощи   гражданам
регулируется положениями Федерального закона "О социальном обслуживании
граждан пожилого возраста и инвалидов" и другими законодательными  и
иными нормативно- правовыми актами.

92


Реализация социальной политики осуществляется через сеть учреждений социальной защиты населения. Расходы на их содержание планируются на основе индивидуальных смет.

6. Ассигнования на содержание органов государственной власти ежегодно утверждаются в составе расходов соответствующего бюджета. Объем этих расходов определяется штатным расписанием и сметой расходов аппарата государственного управления. Расчеты расходов на государственное управление могут проводиться как методом прямого счета, так и методом нормирования.

При определении расчета сметы расходов на управление следует исходить из положений по реструктуризации расходов на управление, которое предполагает:

-  финансирование      структуры      органов      государственной      власти,
основанное на реальных потребностях государства, при строгом разграничении
полномочий этих органов;

-  общие   для   органов   государственной   власти   принципы   денежного
содержания государственных служащих в единой системе государственной

службы;

-усиление контрольной функции государства при исполнении бюджета

через казначейскую систему;

-   совершенствование структуры органов государственной власти;

-  сокращение   расходов   на   командировки   аппарата   государственного
управления;

-разработку мероприятий по снижению расходов на коммунальное обслуживание.

Для обеспечения экономного расходования средств на содержание аппарата государственного управления должна быть реализована система мер их государственного регулирования, которая может включать в себя следующие направления:

93


- лимитирование расходов;

-   сокращение  расходов   в   связи   с   проводимыми   мероприятиями   по
совершенствованию структуры аппарата государственного управления;

- нормирование численности работников органов государственной власти
и расходов на их содержание.

7.            Правоохранительные   органы   и   органы   обеспечения   безопасности
финансируются      по     бюджетной      статье      "Расходы      на     содержание
правоохранительных органов и органов безопасности государства". В прогнозе
бюджета следует учесть необходимость значительного увеличения этих затрат
с      учетом      реформирования      системы      органов      госбезопасности      и
правоохранительных органов.

8.            Определение необходимых средств для финансирования социально
значимых расходов из бюджета муниципальных образований осуществляется
на основе использования нормативного метода по отраслям социальной сферы.

В этой связи можно отметить, что эффективность функционирования местного бюджета во многом зависит от рационального использования имеющихся в распоряжении ограниченных ресурсов, что предполагает совершенствование планирования и прогнозирования муниципального бюджетного процесса.

Для формирования расходной части бюджетов муниципальных образований на основе вышеизложенных принципов предлагается использовать нормативно-целевой метод, который включает следующие этапы:

1.    Определяется    перечень    целевых    статей    бюджетных    расходов,
относящихся     к     разделу     (подразделу)     функциональной     бюджетной
классификации.

2.   Для каждой целевой статьи определяется  контингент - численный
показатель, выражающий назначение и в наибольшей степени определяющий
величину необходимых расходов по данной целевой статье.

94


3.             Для каждой целевой статьи вводится понятие объекта бюджетного
финансирования    -    учреждения    или    организации,    финансируемых    из
соответствующего бюджета для непосредственного оказания целевых услуг
населению.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.