Рефераты. Шпоры (экономика и финансы)

Практически сразу после возникновения рынки начали специализироваться. Появились национальные рынки товаров, в рамках которых розничные рынки отделились от оптовых, рынки труда, рынки капитала, и, самое главное, часть уже ориентировалась на иностранных покупателей. Одной из разновидностей рынка труда была появившаяся в глубокой древности работорговля. Известными рынками, куда приезжали за  «живым товаром» не только местные, но и заморские рабовладельцы, были Афины, Рим, Лион и другие западноевропейские города.

С 16 – сер. 17 века мануфактура, основанная на разделении труда, создавала условия для более масштабного производства товаров. Для такого производства городские рынки и ярмарки становились тесными. Шаг за шагом они расширялись до региональных, государственных, межгосударственных   и, наконец, мировых масштабов. Международные рынки, представлявшие собой ту часть национальных рынков, которая была непосредственно связана с зарубежными рынками.

Узкая ремесленно-мануфактурная база перестала отвечать рыночным потребностям, и под давлением спроса в первой половине 19 века возникла крупная фабрично-заводская индустрия, продукция которой уже не могла сбываться только на внутр. рынке, ей требовался всемирный сбыт. Так в эпоху первоначального накопления капитала произошло стягивание, перерастание локальных центров межгосударственной торговли в единый мировой рынок. Его окончательное формирование завершилось к рубежу 19-20 веков, когда товарное производство в ведущих странах достигло высокого уровня  развития. Эволюция рынка по схеме «внутр. рынок – нац. рынок – м/д рынок – мировой рынок».

Структура мирового рынка. 1 Рынок товаров и услуг 2 Рынок товаров научно-технических достижений. 3 Рынок капитала. 4 Рынок раб. силы. 5 Рынок технологий. 5 Рынок ценных бумаг.

Самый большой сектор мирового рынка – Рынок товаров (потребительские товары), затем Рынок услуг (связь, транспорт, бытовое обслуживание), Рынок капитала, Рынок раб. силы, Рынок научно-технических достижений. В последнее время наиболее интенсивно развиваются 2 сектора: высокие технологии и услуги. Рынок услуг практически обгоняет рынок товаров.

Мировой рынок характеризуется следующими основными чертами: он является категорией товарного производства, вышедшего в поисках сбыта своей продукции за нац. рамки; он проявляется в межгосударственном перемещении товаров, находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения; он оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю, в каких отраслях и регионах они могут быть применены наиболее эффективно; он выполняет санирующую роль, выбраковывая из м/д обмена товары и зачастую их производителей, которые не в состоянии обеспечить м/д стандарт качества при конкурентных ценах.

Товар, находящийся на мировом рынке в фазе обмена, выполняет info функцию, сообщая  усредненные параметры совокупного спроса и совокупного предложения, через которые каждый из участников может оценивать и адаптировать параметры своего производства. Выступая сферой межгосударственного обмена товарами, мировой рынок оказывает обратное влияние на производство, показывая ему, что, сколько и для кого нужно производить. В этом смысле мировой рынок оказывается первичным по отн. к производителю и является центральной категорией м/д экономики.

Главным внешним признаком существования мирового рынка является передвижение товаров и услуг между странами.

Инструменты мирового рынка: мировые цены- цены крупных экспортно-импорт­ных операций, в наибольшей степени хар. состояние м/д торговли конкретными товарами, а также цены, складывающиеся в важней­ших центрах мировой торговли (с их помощью происходит перераспределение части нац. богатства); - валютный курс – пропорция или соотношение обмена одной валюты на другую; - %-ая ставка.

Конкуренция – состязание между товаропроизводителями и товаропотребителями.

Виды конкуренции: 1. Внутриотраслевая (Полож. черты: повышается качество товаров. Отриц. черты: вытеснение с рынка отдельных производителей; консервирование отраслей, медленное развитие общественно-значимых, но мало прибыльных на 1-м этапе); 2. Межотраслевая конкуренция. Имеет место борьба за ресурсы и за капиталы. Результат: перелив капитала в отрасли с максимальной нормой прибыли. Это приводит к перераспределению ресурсов и выравниванию доходов на капитал; 3. Неценовая конкуренция. Улучшение качества или расширение хар. различных товаров и услуг; 4. Совершенная конкуренция (ограниченное кол-во товаров, неограниченный доступ на рынок, нефиксированные цены). – практически не бывает; 5. Несовершенная конкуренция – существуют барьеры для доступа на рынок, либо фиксация цен. 5.1. Монополистическая – господство на рынке одного производителя или одного потребителя; 5.2. Олигополия – на рынке функционируют несколько фирм, которые договариваются об уровне цен. (Сущ-т барьеры при выходе на этот рынок; пример, рынок авиа- и космической техники); 5.3. Чистая монополия (один производитель, товар уникальный, заменителей нет; пример, добыча и огранка алмазов фирмой). 

23. Современные теории мировой торговли

1. Теория абсолютных преимуществ А.Смит вывел теорию абсолютных преимуществ. В кон. 18 века преобладала торговля сырьевыми товарами, на базе которой и была создана его теория. Главный вывод: для гос-ва может быть выгодной не только продажа, но и покупка товаров на внешнем рынке. Благодаря МРТ выгоднее выращивать в тропических странах, а не в Англии. Смит объяснял межстрановые торговые потоки через наличие естественных и приобретенных преимуществ. Теория: Каждая страна должна участвовать в международной торговле, т.к. получает выгоды от нее, и специализироваться на том товаре, в производстве которого имеет абсолютные преимущества. Существует противоречие в концепции: а если нет такого товара?

2. Закон сравнительных преимуществ Д.Рикардо сформулировал более общий принцип взаимовыгодной торговли и международной специализации, включающий в качестве частного случая модель Смита. Риккардо открыл закон сравнительных преимуществ, согласно которому каждая страна специализируется на производстве тех товаров, по которым ее трудовые издержки сравнительно ниже, хотя абсолютно они могут быть и несколько выше, чем за границей. Приводил пример обмена английского сукна на португальское вино. Он полностью абстрагируется от транспортных расходов и таможенных барьеров. Вывод: свободная торговля ведет к специализации в производстве каждой страны, развитию производства сравнительно преимущественных товаров, увеличению выпуска продукции во всем мире, а также к росту потребления в каждой стране. Теория: В случае отсутствия абсолютных преимуществ для участия в международной торговле, страна должна специализироваться на производстве тех товаров, отставание по которым наименьшее (издержки ниже мировых).

3. Теория Хешера-Олина Э. Хекшер и Б. Олин создали теорию, объясняющую причины международной торговли продукцией обрабатывающей промышленности. По их мнению, различные стра­ны в разной степени наделены трудом, капиталом, землей, а также разной потребностью в тех или иных товарах. В стране, где, к примеру, трудовых ресурсов много, а капитала недостаточно, труд будет сравнительно бо­лее дешевым, а капитал — более дорогим, и наоборот, в стране, где трудовых ресурсов мало, а капитал име­ется в достаточном количестве, труд будет дорогим, а капитал — дешевым. Согласно этой теории, товары, требующие для своего производства значи­тельных (max) затрат избыточных факторов производства и небольших (min) затрат дефи­цитных факторов, экспортируются в обмен на товары, производимые с использованием факторов в обратной пропорции. Теория: Страна экспортирует тот товар, при производстве которого интенсивно используются относительно убыточные (дешевые) факторы производства и импортирует тот товар, при производстве которого внутри страны использовались бы относительно редкие (дорогие) факторы производства. Не учитываются факторы (ограничения): совершенная конкуренция на мировом рынке; единая технология производства; единые покупательские предпочтения; абсолютная мобильность факторов производства внутри страны и их немобильность между странами; рассмат-ся только 2 страны, 2 фактора производства и 2 товара.

4.Парадокс Леонтьева  - теория о внешней торговлиИспользуя теорему Хекшера-Олина, он показал, что амер. экономика в послевоенный период специализировалась на тех ви­дах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала. Это противоречило суще­ствовавшим ранее представлениям об экономике США, которые в силу избытка капитала должны были бы экспортировать преимущественно капиталоемкие товары. Включив в анализ более двух факторов производ­ства, в том числе НТП, различия в видах труда (ква­лифицированный и неквалифицированный) и их диф­ференцированную оплату в различных странах, он объяснил вышеназванный парадокс и тем самым внес свой вклад в теорию сравнительных пре­имуществ.

5. Теория «цикла жизни продукта». Она получила распространение во II половине 60-х годов XX века, разработанная Р. Верноном, Ч. Киндельбергом, Л. Уэльсом, Каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения, на основе которого могут быть объяснены современные торговые потоки между стра­нами при обмене готовыми изделиями. В соотв. с циклом, страны специализируются на производстве экспорта одного и того же товара на разных стадиях его зрелости. Так страны АСЕАН в области технологий сегодня делают то, что вчера делали НИС и встают на тот же путь «качества специализации».

6. Теория конкурентных преимуществ Портера. В ней последова­тельно проводится идея, что на международном рынке конкурируют фирмы, а не страны, в связи с чем важ­но понять, как фирма создает и удерживает конкурент­ные преимущества и уяснить роль страны в этом про­цессе. Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется воздействием и взаимосвязью сле­дующих четырех основных составляющих, называемых «конкурентным ромбом»: 1) факторных условий (нали­чие в стране основных факторов производства); 2) ус­ловий внутреннего спроса, вызывающих эффект масш­таба; 3) наличием смежных и поддерживающих отрас­лей; 4) стратегии структуры фирмы и ее места во внутриотраслевой конкуренции.

7. Теорема Рыбчинского. Последствия неравномерного роста факторов производства приводят к тому, что преобладающий рост одного из них повышает удельный вес сектора, где он постоянно используется. При неизменных мировых ценах это приводит также к сокращению производства товаров в остальных секторах экономики. Это происходит потому, что всякий раз сектор, где наиболее интенсивно используется более дешевый фактор производства, «уводит» у другого все мобильные факторы производства. Указав на эту закономерность, Т. Рыбчинский сформулировал свою теорему: при неизменных ценах и наличии в экономике только 2-х секторов рост одного из факторов производства ведет к росту выпуска того товара, для производства которого этот фактор используется более интенсивно, и сокращению выпуска товаров в другом секторе. Из теоремы вытекает, что разработка новых месторождений, например нефти и газа, может затормозить развитие других отраслей, в частности обрабатывающей промышленности. И наоборот, активные капиталовложения и рост квалификации раб.силы в быстрорастущей экономике с развитой внешней торговлей могут привести к сокращению добычи сырья и обусловить рост зависимости от его импорта. Практика подтвердила выводы англ. экономиста.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.