Рефераты. Шпоры (экономика и финансы)

В 1989 г. в северной Африки был образован Союз Арабского Ма-гриба с участием Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко, Туниса. Договор об этом союзе предусматривает организацию экон. сотрудничества на уровне региональной интеграции. Однако регион Сев. Африки представляет собой пять замкнутых в нац. границах, обособленных друг от друга рынков. Практика интеграционных процессов в Африке, направлений углубленного сотрудничества, показывают, что, эти задачи остаются лишь благими пожеланиями. Экон. сотрудничество бедных и отставших стран, не ведет к выходу из "порочного круга бедности".

С 1981 г. создан и функционирует Совет по сотрудничеству, включающий Саудовскую Аравию, Кувейт, Катар, Бахрейн, ОАЭ и Оман ("нефтяная шестерка"). Реальные интеграционные процессы весьма слабы.. Многие из провозглашенных интеграционных группировок в силу незрелости соц.-экон. отн., примитивности и структурной недифференцированности нац. хозяйств, неразвитости рыночной и фин.й инфраструктур обрекали эти формирования на полную неудачу.

30 лет действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины. Успех взаимного сотрудничества в этой группировки связан с экон. ростом большинства стран - участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими истор. традиции взаимными торговыми связями.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - межправительственная организация, объединяющая 21 гос-во региона. АТЭС создана в 1989 г. с целью развития экон. сотрудничества в бассейне Тихого Океана (с 98 г. входит и Россия). Особенностей интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе АТР:

1 интеграционные процессы в организации АТЭС идут при ведущей роли ТНК, создающих почву для межгосударственного сотрудничества. 2 процесс интеграции охватывает страны с существенно разными уровнями экон. развития, разными культурами и соц-полит. системами. Уникальная роль АТЭС состоит в том, что в ней есть две великие экон. державы 20 века - США и Япония, а также экон. гигант 21 века – Китай; 3 интеграция в масштабах АТР вкл. субрегиональные экон. союзы (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.), т.е. допускает разные уровни интеграции, например, по степени либерализации внешней торговли; 4 идеология тихоокеанского "открытого регионализма", рассматривает региональную интеграцию как элемент экон. глобализма. При этом эволюция МЭ предстает как процесс постепенного объединения и взаимопроникновения региональных экон. союзов. Концепция "открытого регионализма" предполагает,  что внутри тихоокеанского региона снимаются ограничения на движение товаров, капиталов, рабочей силы, принимаются обязательства по отказу от протекционизма, стимулируются внутрирегиональные экон. связи.

В целом степень зрелости интеграционных отношений в рамках АТР пока невысока. Так, зону торговли в системе АСЕАН можно отнести к первому этапу развития экон. интеграции, т.е. к зоне свободной торговли с отменой тарифов и других ограничений. В отношении АТЭС пока можно говорить не о зоне свободной торговли, а об "открытой экон. ассоциации".

В середине 90-х годов на страны АТЭС приходилось 38,2% населения мира и 55,7% его ВВП. В то время как на ЕС, например, соответственно, 6,7% и 20,5%. Близкие к ЕС удельные веса имеют и страны НАФТА. На АТЭС приходится также 43,9% объема мировой торговли товарами, 32,9% - услугами и 64,1% - экспорта технологий. В сфере внеш. торговли зависимость от внутрирегиональных сделок в рамках АТЭС у входящих в нее стран составляла 70%, в то время как у стран ЕС этот показатель достигал 55%. Весьма быстрыми темпами растет товарооборот между тремя главными участниками АТЭС: Японией, США и Юго-Восточной Азией (без учета Японии).

38. Особенности экономической интеграции на постсоветском пространстве: факторы развития, особенности, перспективы.

Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются осн. факторами: Разделением труда, которое невозможно было изменить целиком за короткий промежуток времени; Желанием широких масс населения в странах-членах СНГ поддерживать достаточно тесные связи из-за смешанного населения, смешанных браков; Технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами.

Готовность бывших советских республик к интеграции была различной, что определялось не столько экон., сколько полит. и даже этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положительно – со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.

Решение о создании СНГ было принято президентами РФ, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В Уставе определены цели Содружества: способствовать интеграции членов СНГ в экон., поли. и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, гос. институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ – открытая организация для присоединения других стран.

С 1992-98 гг. в органах СНГ было принято около тысячи совместных решений в самых разных обл. сотрудничества. Большая часть из них осталась «на бумаге» по разным причинам, но главным образом из-за нежелания стран-членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без чего реальная интеграция невозможна. Главное же препятствие для успешной интеграции закл. в отсутствии ее согласованной цели и последовательности интеграционных действий, а также в недостатке полит. воли для достижения прогресса. Еще не исчезли у части правящих кругов новых гос-в расчеты на получение выгод при дистанционировании от России и интеграции в рамках СНГ. 1994 г. вступило в силу соглашение о создании зон свободной торговли. Сейчас участниками ЗСТ являются 12 стран. Соглашение направлено на постепенную отмену пошлин, тарифов, сборов, упрощение таможенных формальностей и т.д. В этом же году подписано соглашение о сотрудничестве в таможенных делах (совершенствование пассажирского и грузового сообщения, пресечение нарушителей, борьба с наркотиками). 96 г. создание союза «четырех» куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия. 97 г. союз России и Белоруссии. 94 г Центральноазиатский союз (Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркменистан его цель координация политики в обл. экономики и обороны). В 95 г. подписано соглашение о тройственном таможенном  союзе между Россией, Казахстаном, Белоруссией в 96 присоединилась Киргизия. Цели отмена тарифных и количественных ограничений в торговле, единый торговый режим, образование единого таможенного гос-ва, перенесение контроля на внешние границы.

97 г. договор о союзе Белоруссии и России. Плюсы для Белоруссии: расширение рынка сбыта товаров, доступ к российским энергоносителям, приток российских инвестиций, договор предусматривает признание дипломов, полученных в обеих странах, уравнивание в правах граждан при получении образования, трудоустройстве, сближение норм социального обеспечения и т.п. Положительный эффект от реализации этого договора очевиден: только в 1997 г. товарооборот между Россией и Белоруссией возрос более чем на 30%, а в 1998 г. – примерно на 20%.      

Плюсы для России: снятие ограничений во взаимной торговле, улучшение финансово-экономического положения предприятий РФ; сбыт топливно-энергетического комплекса и формирование в этой отрасли ТНК; укрепление российской безопасности России; проникновение российского капитала; удобное географическое положение Белоруссии (сухопутные транспортные пути).

Минусы для России: не пополнение госбюджета из-за отмены пошлин; убытки от взаимопоставок товаров по внутренним ценам производителя; потери от незаконного ввоза алкоголя, табака, и т.д.; задолженность Белоруссии перед Россией.

Отрицательное воздействие на интеграционные процессы в СНГ оказал финансовый кризис, начавшийся в России в августе 1998 г. Сильная девальвация российского рубля и ухудшение функционирования платежного механизма привели к осложнению внешнеторговых отношений в рамках Содружества, почти все страны СНГ вынуждены были девальвировать свои валюты.

Оживление и модификацию внесла в интеграционные процессы идея «интеграции разных скоростей», т.е. создание союзов между странами с разной степенью интегрированности и разными сферами совместной деятельности. Идет сближение между Украиной, Грузией, Азербайджаном и Молдавией в основе лежат общие интересы  по созданию транспортного коридора на юге бывшего СССР.

Окончательный результат взаимодействия интеграционных процессов главным образом будет зависеть от результатов развития российской экономики и системных реформ в России – естественного интеграционного ядра СНГ. 

39. Межгосударственное регулирование МЭО, сущность, этапы, инструменты. Специализированные учреждения ООН и их значение в регулировании МЭО.

Предпосылки развития национального регулирования:

1.Необходимость либерализации международной торговли путем снижения таможенных тарифов и устранения нетарифных барьеров;

2.Крах колониальной системы и включение в МЭ большого кол-ва развивающихся стран и связанное с этим усиление неравномерности экон. развития;

3.Сырьевые и продовольственные кризисы 70-80-х гг. в ряде развивающихся стран и структурные кризисы в этот же период в промышленно развитых странах;

4.Усиление влияния ТНК;

5.Глобализация мировой экономики;

6.Интенсивное развитие процессов региональной интеграции.

Основными задачами МЭО являются:

1.Обеспечение стабильности МЭ в валютно-финансовой сфере (преодоление кризисов);

2.Развитие экон. сотрудничества между странами и сокращение разрыва в уровнях экон. развития;

3.Устранение дискриминации отдельных стран в сфере торгово-посреднических операций;

4.Финансирование конкретных проектов, направленных на улучшение качества жизни во всех странах. Массовое распространение достижений НТР.

МЭО – это институт многосторонних межгосударственных отношений, имеющий согласованные и официально закрепленные его участниками цели, сферу компетенции и органы управления, а также имеющий специфические политико-организационные атрибуты, в качестве которых может выступать устав, порядок принятия решений, вступление в организацию, исключение из нее и т.д.

Этапы организации МЭО:

1.Принятие учредительного документа (международный договор);

2.Формирование структуры организации. Создается временный орган, который существует не более 6 месяцев и занимается выработкой структуры и т.д.;

3.Созыв главных органов управления организации и начало функционирования;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.