Рефераты. Рационализация процесса контроля в управлении

2.  Устранить отклонения.  Проводимая корректировка должна концентрироваться на устранении настоящей причины отклонения. В идеале стадия измерений должна показывать масштаб отклонения от стандарта и точно указывать его причину. Это сопряжено с необходимостью эффективной процедуры принятия решений. Поскольку, однако, большая часть работы в организации является результатом объединенных усилий групп людей, то абсолютно точно определить корни той или иной проблемы не всегда представляется возможным. Смысл корректировки во всех случаях состоит в том, чтобы понять причины отклонения и добиться возвращения организации к правильному образу действий.

3.   Пересмотр стандартов. Не все заметные отклонения от стандартов следует устранять. Иногда сами стандарты могут оказаться нереальными, потому что они основываются на планах, а планы - это лишь прогнозы будущего. При пересмотре планов должны пересматриваться и стандарты.

Важная проблема процесса контроля - выбор критических точек.  Контролем необходимо охватить все стороны и все звенья функционирования организации.  Однако для этого не требуется  проверять каждого работника.  Контролировать  необходимо лишь точки,  заслуживающие особого внимания.  В умении выбрать такие критические  точки и состоит искусство управления.

          При этом встает вопрос о качестве контрольной информации:

Во-первых,  информация должна содержать данные о фактическом  состоянии дел по всем управленческим  параметрам,  нормативы,  и разность между двумя этими величинами, по которой,  собственно,  и судят о контролируемом процессе.

Во-вторых,  различные уровни управления должны  получать сопоставимую информацию,  но неодинаковую по степени  подробности:  чем ниже управленческое звено,  тем более подробной должна быть информация.

В-третьих,  необходима  достоверная информация.  Лицо,  принимающее решение,  должно быть уверено в том,  что сведения,  на основе которых будет принято решение,  не искажены.

В-четвертых,  должны быть определены и строго выдержаны интервалы времени, в течение которых поступают сведения.

Глава 3. Применение аспектного подхода к процессу контроля в организации. Эффективность контроля

В работах специалистов по теории управления разработан в качестве одного из принципов анализа управления организацией так  называемый аспектный подход.  Выделяют обычно, экономический, политический, правовой, социально-психологический, организационный и информационный аспекты. Рассмотрим подробнее ряд аспектов применительно к процессу контроля.

Экономический аспект.      Прежде всего, здесь надо исходить из характеристики эффективности.  Эффективность контроля  - это соотношение достигнутого результата к цели или достижение цели с наименьшими затратами времени, сил и средств.  Степень эффективности тем выше, чем меньше усилий и средств затрачивается на достижение положительного результата.

В затраты контроля включают численность участвующих в нем, расходы на командировки, транспорт, длительность проверок, число поверяемых их объяснения, сбор материала и т.д.

О результатах контроля судят по изменениям, которые поступают после его проведения.  При этом внимание при оценке эффективности контроля уделяют не только отдельным количественным показателям, подходить к этому вопросу следует комплексно, с учетом и социального эффекта.

Социально-психологический аспект контроля. Люди являются неотъемлемым элементом контроля, как, впрочем, и всех других стадий управления. Поэтому при разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение людей.

Конечно, то обстоятельство, что контроль оказывает сильное и непосредственное воздействие на поведение, не должно вызывать никакого удивления. Менеджеры часто намеренно делают процесс контроля нарочито видимым, чтобы оказать воздействие на поведение сотрудников и заставить их направит свои усилия на достижение целей организации.

Сотрудники организации обычно знают, что для оценки результативности их деятельности руководство применят различные методы контроля. Они знают, что их ошибки и достижения в тех областях, где руководство установило стандарты и наиболее последовательно выполняет процедуру контроля, послужат со всей очевидностью основанием для распределения вознаграждений и наказаний. Поэтому, если сказать, что подчиненные обычно делают то, что начальство хочет увидеть от них при проверке, будет чаще всего правдой.

 В  некоторых  исследованиях подтверждается тенденция сотрудников всячески подчеркивать работу в тех областях, где проводятся измерения, и пренебрегать той, где подобных измерений не проводится. Такой тип поведения называется поведением, ориентированным на контроль. Необходимо тщательно спроектировать систему контроля с учетом подобных эффектов, иначе она будет направлять сотрудников на то, чтобы хорошо выглядеть при проведении контрольных измерений, а вовсе не на то, чтобы достичь целей организации.

Рекомендации для менеджеров,  которые бы хотели избежать непреднамеренного негативного воздействия контроля на поведение сотрудников и таким образом повысить его эффективность:

1. Устанавливайте   осмысленные   стандарты,   воспринимаемые сотрудниками. Люди должны чувствовать, что стандарты, используемые для оценки их деятельности, действительно достаточно полно и объективно отражают их работу, Кроме того, они должны понимать чем и как они помогают своей организации в достижении ее интегральных целей. Если же сотрудники видят, что установленные стандарты контроля не полны и не объективны, то они могут игнорировать их и сознательно нарушать или же будут испытывать усталость и разочарование.

2. Устанавливайте двустороннее общение. Если у подчиненного возникают какие-либо проблемы с системой контроля, то у него должна быть возможность открыто обсудить их, не опасаясь, что руководство обидится на это. Любой руководитель осуществляющий контроль в организации должен откровенно обсудить со своими подчиненными, какие значения ожидаемых результатов будут применяться в качестве стандартов в каждой области контроля. Подобное общение должно увеличивать вероятность того, что работники точно поймут истинную цель контроля и помогут установить скрытые упущения в системе контроля, не очевидные для ее создателей из высшего руководства фирмы.

3. Избегайте чрезмерного контроля. Руководство не должно перегружать своих подчиненных многочисленными формами контроля, иначе это будет поглощать все их внимание, и приведет к полному беспорядку и краху.

4. Устанавливайте жесткие, но достижимые стандарты. При разработке мер контроля важно принять во внимание мотивацию. Четкий и ясный стандарт часто создает мотивацию уже тем, что точно говорит работникам, чего же ждет от них организация. Однако, согласно мотивационной теории ожидания, можно мотивировать людей на работу для достижения только тех целей, которые они склонны считать реальными. Таким образом, если стандарт воспринимается как нереальный или несправедливо высокий, то он может разрушить мотивы работников.

5. Вознаграждайте за достижение стандарта. Если руководство организации хочет, чтобы сотрудники были мотивированы на полную самоотдачу в интересах организации,  оно должно  справедливо вознаграждать   их   за   достижение   установленных   стандартов результативности. Согласно теории ожидания существует четкая взаимосвязь между результативностью и вознаграждением. Если работники не ощущают такой связи или чувствуют, что вознаграждение несправедливо, то их производительность в будущем может упасть.

Политический и правовой контроль. Правовое регулирование осуществляется посредством применения законодательных норм.  При этом сами правовые нормы нередко отстают от требований жизни. Правовое регулирование контроля не должно быть слишком широким или чрезмерно узким. Нередко практика в равной степени страдает  как от недостатка правовых установлений, так и от их избытка.

Так неоправданно ограниченное правовое регулирование  порождает нечетность представлений участников контроля о своих  задачах, правах, обязанностях,  а избыточное - затрудняет применение юридических норм.

Политическое регулирование осуществляется на основе конституционных норм.  Среди них можно выделить группу конституционных принципов,  которые задают “правила игры” для государственного управления в целом, и контрольных действий государственных органов в частности.

Организационно-процедурный аспект.  В процедурном аспекте  контроль предстает как деятельность по обработке данных, с включением этапов сбора,  обработки и хранения информации, а также как действия,  операции и процедуры,  выполняемые работниками контрольных органов.

Информационный аспект. Информация должна быть точной, полной, своевременной, понятной.




                          Характеристики эффективного контроля:

1. Стратегическая направленность контроля. Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен иметь стратегический характер, то есть отражать общие приоритеты организации и поддерживать их.

2. Ориентация на результаты. Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией. Проведение измерений и оповещение об их результатах важно только как средство достижения этой цели. Если вы хотите сделать контроль эффективным, вы должны тщательно следить за тем, чтобы эти самоочевидные средства контроля не заняли более важного места, чем подлинные цели организации.

3. Соответствие делу. Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности. Он должен объективно измерять и оценивать то, что действительно важно. Неподходящий механизм контроля может скорее маскировать, а не собирать критически важную информацию.

4. Своевременность контроля. Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен быть своевременным. Своевременность контроля заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению. Значение наиболее подходящего временного интервала такого рода определяется с учетом временных рамок основного плана, скоростью измерений и затрат на проведение измерений и распространение полученных результатов.

5. Гибкость   контроля.   Если   нечто   непредвиденное   можно спрогнозировать, то контроль становится не нужным. Контроль, как и планы, должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям. Незначительные изменения планов редко бывают сопряжены с необходимостью серьезных изменений в системе контроля.

6. Простота контроля. Как правило, наиболее эффективный контроль - это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых от предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны. Но самое важное состоит в том, что, если система контроля слишком сложна и люди, взаимодействующие с ней не понимают и не поддерживают ее, - такая система контроля не может быть эффективной. Избыточная сложность ведет к беспорядку, являющемуся синонимом потери контроля над ситуацией. Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.

7. Экономичность контроля. Очень редко стремятся достичь при помощи контроля полного совершенства в работе организации, поскольку прогрессирующим усовершенствованием и улучшения на последних этапах требуют непропорционально больших затрат усилий и средств.

8. К контролю необходимо привлекать весь персонал, ибо лучший контроль - это самоконтроль. Для того чтобы повысить надежность контроля, необходимо расширять границы полномочий персонала.

9. Контроль на международном уровне. Менеджеры должны не только устанавливать стандарты, измерять результативность и предпринимать корректирующие действия для своего бизнеса внутри страны, но и осуществлять аналогичные операции для своего международного бизнеса.

Когда организации осуществляют свой бизнес на зарубежных рынках, функция контроля приобретает дополнительную степень сложности.

Контроль на международном масштабе является особенно трудным делом из-за большого числа различных областей деятельности и коммуникационных барьеров. Результативность контроля можно улучшить, если периодически проводить встречи ответственных руководителей в штаб-квартире организации и за границей. Особенно важно не возлагать на иностранных управляющих ответственность за решение тех проблем, которые от них не зависят.

Создание компьютерной системы контроля позволит выявить финансовые и информационные потоки в компании, которые в свою очередь определят ее оптимальную структуру.

Новые технологии контроля - единственный способ осуществить централизацию   управления   крупной   компанией,   не   увеличивая «административную вертикаль».

                                       Заключение

Четыре функции управления - планирование, организация, мотивация и контроль - имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.

Принятие решений - это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя.

Основным требованием для принятия эффективного объективного решения или даже для понимания истинных масштабов проблемы является наличие адекватной точной информации.

Итак, резюмируя, можно сказать следующее. Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Контроль - это непрерывный процесс, совпадающий в своем развитии с производственным циклом.

1. Контроль очень важен для успешного функционирования организации.

2. Без контроля начинается хаос, и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможно.

 3. Контроль необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше сем они станут слишком серьезными.

 4. Контроль используется для стимулирования успешной деятельности.

 5. Контроль необходим для борьбы с неопределенной ситуацией как внутренней, так и внешней.

6. Контроль предупреждает возникновение кризисных ситуаций. Функция контроля - это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Любая организация обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации.

 7. Контроль поддерживает все то, что является успешным в деятельности организации.

8.     Контроль должен быть всеобъемлющим.

 В самом общем виде контроль есть часть управленческого процесса,  которая в содержательном плане предусматривает получение информации о результатах управленческих воздействий.

   При оценке роли и места функции контроля в управлении,  следует помнить,  что контроль  занимает в управленческом цикле последнее место лишь логически,  но отнюдь не по значению. 

 

                                         Список литературы:

1.  Ансов И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989.

2.  Блаубеpг И.В.,  Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: 1973.

3. Вирема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы. - М.: Инфра - М, 1997.

4.     Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. -М.: Гардарики, 2000.

5.     Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент».-М.: Гардарики, 1999.

6. Волкова К.А. Предприятие: стратегия структуры, положения об отделах и службах, должностные инструкции. - М.: Экономика, 1997.

7. Всероссийский еженедельный экономический журнал «Эксперт». №16. 1995.

8.     Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

9. Кондэ Г.  Развитие и совеpшенствование служб упpавления.  -  М.:     Пpогpесс, 1970.

 10.  Лаpичев О.И. Hаука и искусство пpинятия pешений. -М.: Hаука, 1979.

11. Майкл Мескон и др. Основы менеджмента. - М.: 1995.

12.  Минон М, Альберт М, Хердоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1994.

13. Основы теории и технологий менеджмента./Под ред. проф. И.Ю. Солдатовой, поф. М.А. Чернышева – Ростов н/Д, 2001.

14. Питере Т, Уотермен В.В. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний).- М.: Прогресс, 1986.

15. Телор Фредерик Уинслоу. Менеджмент. - М.: 1992.

16.Травин В.В, Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 1995.

17. Управление по результатам. / Под  ред. Я.А. Лейманна. – М.: Издательская группа  Прогресс, 1996.

18. Фоppестеp  Дж.  Антиинтуитивное  поведение сложных систем. - М.:  Знание,  1977.

19. Хилсмен Р.  Стpатегическая  pазведка  и  политические pешения.  -  М.:  ИЛ, 1957.

20. Шекшня С.В. Управление персоналом современной ситуации. - М.: Интел-синтез, 1997.

21.  Янг С.  Системное упpавление оpганизацией. - М.:  Сов. pадио, 1972.




Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.