Рефераты. Рационализация процесса контроля в управлении

Финансовые ресурсы. Важнейшим средством предварительного контроля финансовых ресурсов является бюджет, который позволяет также осуществить функцию планирования. Бюджет является механизмом предварительного контроля в том смысле, что он дает уверенность: когда организации потребуются наличные средства, эти средства у нее будут. Бюджеты устанавливают также предельные значения затрат и не позволяют тем самым какому-либо отделу или организации в целом исчерпать свои наличные средства до конца.

Текущий контроль. Как это собственно следует из его названия, текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом являются подчиненные сотрудники, а сам он традиционно является прерогативой их непосредственного начальника. Регулярная проверка работы подчиненных, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволит исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Если же позволить этим отклонениям развиться, они могут перерасти в серьезные трудности для всей организации.

Текущий контроль не проводится буквально одновременно с выполнением самой работы. Скорее он базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей. Для того чтобы осуществлять текущий контроль таким образом, аппарату управления необходима обратная связь.

 Обратная связь - это данные о полученных результатах. Простейшим примером обратной связи является сообщение начальника подчиненным о том, что их работа неудовлетворительна, если он видит, что они делают ошибки. Системы обратной связи позволяют руководству   выявить   множество   непредвиденных   проблем   и скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения организации от наиболее эффективного пути к поставленным перед нею задачам.

Заключительный контроль.  В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена. Либо сразу по завершению контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода времени фактически полученные результата сравниваются с требуемыми.

Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, тем не менее, он имеет две важные функции. Одна из них состоит в том, что заключительный контроль дает руководству организации информацию, необходимую для планирования в случае, если аналогичны работы предполагается проводить в будущем. Сравнивая фактически полученные и требовавшиеся результаты, руководство имеет возможность лучше оценить, насколько реалистично были составлены им планы. Эта процедура позволяет также получить информацию о возникших проблемах и сформулировать новые планы так, чтобы избежать этих проблем в будущем. Вторая функция заключительного контроля состоит в том, чтобы способствовать мотивации. Если руководство организации связывает мотивационные вознаграждения с достижением определенного уровня результативности, то, очевидно, что фактически достигнутую результативность надо измерять точно и объективно.   


Глава 2 Контроль как система: цели, методы, принципы и процесс контроля


          Система контроля включает в себя следующие блоки:

Þ  цели контроля;

Þ  методы контроля;

Þ  принципы контроля;

Þ  процесс контроля.

Цели контроля. Они фокусируются вокруг задачи обеспечения единства решения и исполнения, а также предупреждения возможных ошибок и недоработок. Конкретной целью контроля выступает в частности задача эффективного использования ресурсов организации. В обязательном порядке контролируют использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Методы контроля. Основной метод контроля - это проверка. Проверка предполагает сочетание документального анализа с изучением дел непосредственно на месте. По характеру проверки подразделяют на массовые, комплексные, выборочные, разовые. Они бывают плановые и внеплановые.

          Массовые проверки широко используются на практике. Целью такой проверки является детальное выяснение положения дел и создание условий для оперативного устранения недостатков. Для достижения целей массовой проверки она должна проводиться по заранее разработанному плану и быть достаточно детально организована.

          Другой метод контроля - это наблюдение. Этот метод является своеобразным комплексом целенаправленных действий, способом выявления недостатков, скрытых резервов, значимых тенденций.

          Среди методов контроля стоит назвать такие как: обсуждение отчетов, ревизия, обследование конкретных производственных операций и ряд других.

Принципы контроля. Принципы представляют собой нечто устойчивое, имеющее непреходящее значение. Принцип - это руководящая идея, начальная точка опоры, отсчета. Иногда принципы изменяются и  было бы ошибочно считать принципы контроля неизменными.

Однако среди “руководящих идей” осуществления контрольных действий есть такие, которые и сейчас играют значимую роль. Перечислим их:

1. принцип сочетания различных видов контроля; 

2. контроль должен осуществляться в условиях необходимой публичности, гласности;

3. особое место среди принципов контроля занимает требование к обеспечению всеобъемлющего, повсеместного, постоянного характера контроля.  При всей тональности контроля следует избегать мелочности, того, что в народе называют “стоять над душой”.  Как обеспечить желаемый характер контроля и избежать негативных последствий?  Для этого надо все управленческие функции замкнуть на контроль;

4. принципа координации контроля в управлении.  Это означает согласование и установление  целесообразного соотношения действий различных органов, занимающихся контролем, их структурных подразделений и должностных лиц для достижения целей с наименьшими затратами сил и средств.

Процесс контроля. В процедуре контроля есть три четко различных этапа: выработка стандартов и критериев,  сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий.  На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.

Первый этап процедуры контроля демонстрирует,  насколько близко слиты функции контроля и планирования.   Стандарты - это конкретные цели,  прогресс в отношении которых поддается измерению.  Эти цели явным образом вырастают их процесса планирования. Все стандарты,  используемые для контроля,  должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации.

Цели,  которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля отличают две важные особенности.  Они характеризуются  наличием временных рамок,  в которых должна быть выполнена работа,  и конкретного критерия,  по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы.  Конкретный критерий и определенный период времени называются показателями результативности.  Он точно определяет то, что должно быть получено для того,  чтобы достичь поставленных целей.  Подобные показатели позволяют руководству сопоставить реально сделанную работу с запланированной и ответить на следующие важные вопросы:  “Что мы должны сделать,  чтобы достичь запланированных целей? “  и  “Что осталось несделанным?”.

Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами.  На этом этапе менеджер должен определить,  насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям.  При этом принимается еще одно важное решение:  насколько допустимы или относительно  безопасны отклонения от результатов.  На этой стадии процедуры дается оценка,  которая служит основой для решения о начале действий.  Деятельность,  осуществляемая на этой стадии контроля,  зачастую является наиболее заметной частью всей системы контроля.  Эта деятельность  заключается в определении масштаба отклонения,  измерении результатов,  передаче информации и ее оценке.

Масштаб допустимых отклонений устанавливает руководство высшего звена.  В пределах масштаба отклонение полученных  результатов от намеченных не должно вызывать тревоги. Один из способов увеличения экономической эффективности контроля состоит в использовании метода управления по принцип исключения и заключается в том,  что система контроля должна  срабатывать только при наличии заметных отклонений от стандартов.  Основная проблема состоит в том,  чтобы определить  по-настоящему  важные отклонения. 

 Измерение результатов, позволяющих установить,  насколько удалось соблюсти установленные стандарты, самый трудный и дорогостоящий элемент контроля.  Для того  чтобы быть эффективной,  система измерения должна  соответствовать  тому виду деятельности,  который подвергается контролю.  Необходимо выбрать единицу измерения такую,  которую можно преобразовать в те единицы,  в которых выражен стандарт.  Равно важно,  чтобы  скорость,  частота и точность измерений тоже были согласованы с деятельностью,  подлежащей контролю.

Для того  чтобы система контроля действовала эффективно,  необходимо обязательно довести до сведения соответствующих работников организации как установленные стандарты,  так и достигнутые результаты. Желательно также быть полностью уверенным,  что установленные стандарты хорошо поняты сотрудниками.  Это означает,  что должна быть обеспечена эффективная  связь между теми,  кто устанавливает  стандарты и теми,  кто должен их выполнять. 

На заключительной стадии этого этапа контроля должна быть дана оценка информации о результатах.   Менеджер должен решить,  та ли,  что нужна информация получена и важна ли она.   Важная информация  - такая информация, которая адекватно описывает исследуемое явление и существенно необходима для принятия правильного решения.

Иногда оценка информации определяется политикой организации. При этом менеджер должен принимать  в расчет риск и другие факторы,  определяющие выбор  того или иного решения.  Цель этой оценки состоит в том,  чтобы принять решение - необходимо ли действовать,  и если да,  то как.

После вынесения оценки процесс контроля переходит на третий этап.  Менеджер должен выбрать одну их трех линий поведения:

1.  Ничего не предпринимать. Основная цель контроля состоит в том, чтобы добиться такого положения, при котором процесс управления организацией действительно заставлял бы ее функционировать в соответствии с планом. Если сопоставление фактических результатов со стандартами говорит о том, что установленные цели достигаются, лучше всего ничего не предпринимать. В управлении нельзя, однако, рассчитывать на то, что случившееся один раз, повторится снова. Даже наиболее совершенные методы должны подвергаться изменениям. Так, например, если система контроля показала, что в каком-то элементе организации все идет хорошо, необходимо продолжать измерять результаты, повторяя циклы контроля.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.