Рефераты. Проблема демонополизации экономики

Таким образом, в условиях достаточно развитых эко­номических и правовых систем сочетаются "организован­ные" и конкурирующие структуры, взаимодействуют ме­ханизмы монополии и конкуренции.

В настоящее время в западных странах практически отсутствует свободный, никем не регулируемый ры­нок. Имеет место регулируемый рынок.



3 Демонополизация российской экономики

3.1 Приоритетные задачи антимонопольной политики

Последовательное проведение государством антимонопольной поли­тики - важное условие формирования и функционирования рынка, а практика применения антимонопольного законодательства имеет боль­шое значение для современной России. В качестве приоритетных задач антимонопольной политики на 2004-2008 гг. выделяются:

а)     антимонопольное сопровождение реформ естественных монопо­лий, жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктурных от­раслей;

б)    модернизация законодательств о защите и развитии конкуренции, о естественных монополиях и о рекламе;

в)     контроль за концентрацией прав собственности на ограниченные природные ресурсы и предотвращение негативных последствий такой концентрации для конкуренции на товарных рынках;

г)     содействие повышению прозрачности российской экономики, выявление реальных собственников и групп лиц, контролиру­ющих компании, имеющие рыночную и монопольную власть;

д)    защита и развитие конкуренции на строительном рынке, на рынке услуг по инженерной подготовке земельных участков под застройку;

е)     расширение инструментария политики защиты и развития конкуренции на товарных и финансовых рынках;

ж)   интегрирование российского антимонопольного законодатель­ства в европейское;

з)     разработка механизмов активного адвокатирования конкурентной политики в России;

и)    усиление превентивных функций Федеральной антимонопольной службы, повышение ее прогнозных и аналитических возможно­стей.

Экономическая результативность отдельных отраслей или рынков за­висит от поведения продавцов и покупателей при проведении ценовой политики, товарной и продуктовой стратегии, политики коммуникаций и рекламы, от инвестиций в новое производство, вертикальной и гори­зонтальной интеграции, тактики решения юридических вопросов, ин­тенсивности действия конкурентных сил, прибыльности отрасли. В свя­зи с этим глобальная цель государственной антимонопольной политики за­ключается в создании для равной, добросовестной конкуренции среды, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию.


3.2 Антимонопольное законодательство РФ

Институциональная среда, определяющая условия конкуренции на российских товарных рынках и рынках финансовых услуг и обеспечива­ющая реализацию основных направлений антимонопольной политики, состоит из набора законодательных актов, определяющих правила взаи­модействия субъектов рынка, а также из механизмов, обеспечивающих соблюдение установленных в законодательных актах правил.

То, в какой мере государству удается обеспечить соблюдение установ­ленных правил, определяет процесс становления конкурентных отноше­ний и качественные характеристики конкуренции на товарных и финан­совых рынках. Антимонопольное законодательство действует на всей территории России для большей части рынков товаров и услуг и имеет структуру, показанную на рис. 3.

Становление антимонопольной политики происходило одновременно с либерализацией экономики, приватизацией, формированием рыночных отношений. История антимонопольного регулирования началась 22 мар­та 1991 г., после принятия Закона РСФСР № 948- I «О конкуренции и огра­ничении монополистической деятельности на товарных рынках», в кото­ром в наиболее концентрированном виде были определены основные задачи государственной конкурентной политики: содействие формирова­нию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпри­нимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополисти­ческой деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства

 






















Рисунок 3 – Антимонопольное законодательство РФ

Становление антимонопольной политики происходило одновременно с либерализацией экономики, приватизацией, формированием рыночных отношений. История антимонопольного регулирования началась 22 мар­та 1991 г., после принятия Закона РСФСР № 948- I «О конкуренции и огра­ничении монополистической деятельности на товарных рынках», в кото­ром в наиболее концентрированном виде были определены основные задачи государственной конкурентной политики: содействие формирова­нию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпри­нимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополисти­ческой деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

При разработке данного Закона учитывался не только зарубежный опыт антимонопольного регулирования и развития конкуренции, но и особенности правовой системы, а также переходного состояния эко­номики Российской Федерации. При разработке методов борьбы с мо­нополизмом учитывались особая форма высокомонополизированной экономики России и основополагающая концепция запрета не самого монопольного положения, а злоупотребления доминирующим положе­нием на рынке.

Применение Закона на практике показало его неполную приспособ­ленность к реальным процессам, происходящим в экономике России переходного периода и составляющим основной предмет антимонополь­ного регулирования. Именно поэтому за период действия Закон подвер­гался редактированию восемь раз, при этом прежняя концепция остава­лась неизменной, хотя изменениям и дополнениям в большей или меньшей степени подверглись все его статьи.

Принятие Конституции РФ, гарантирующей единство экономиче­ского пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, а также нового Гражданского кодекса РФ и Кодекса РФ об администра­тивных правонарушениях обусловило необходимость внесения изменений и дополнений в Закон «О защите конкуренции».

Одним из инструментов проведения государственной антимонополь­ной политики, направленной на регулирование процессов экономиче­ской концентрации на товарных рынках и деятельности крупных пред­приятий, владеющих влиятельными сегментами рынка, служит ведение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного то­вара долю более 35% (далее - Реестр).

Целевое назначение Реестра - подготовка информационной базы о крупнейших субъектах отдельного товарного рынка для осуществле­ния государственного контроля за соблюдением ими антимонопольного законодательства при осуществлении институциональных преобразова­ний в экономике.

За период проведения антимонопольной политики в России существо­вали две разные концепции формирования и ведения Реестра, менявшие свое экономическое и правовое предназначение в зависимости от эко­номических условий.

Государственный Реестр РФ объединений и предприятий-монополи­стов, как инструмент предупреждения и пресечения монополистической деятельности с 1992 до 1995 г, носил жестко при­нудительный характер, формировался на основе приказа ГКАП России и основывался на одновременном наличии двух признаков - доминиру­ющего положения на товарном рынке и факта злоупотребления этим положением. Под государственным регулированием в 1993 г. находилось около 5-6% выпускаемой продукции на федеральном уровне и около 15­-20% - на региональном (рис.4).

Рисунок 4 - Процент регулирования выпускаемой продукции

По мере либерализации внешней торговли при разработке Реестра по­требовалась совершенно новая парадигма его формирования: из инстру­мента, предназначенного для выполнения функции административного, ценового и количественного регулирования, он превратился в перечень крупных хозяйственных субъектов, имеющих значительную долю рынка. Методология функционирования Реестра претерпела кардинальные изме­нения: функция административного контроля сменилась наблюдением за деятельностью субъектов, имеющих существенную долю рынка.

Новая редакция Закона «О конкуренции...» (1995) предложила иной подход к формированию Реестра. Изменение названия этого докумен­та на название «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рын­ке определенного товара более 35 процентов» указывает на его информа­ционно-справочное назначение. Правовые последствия для включенных в Реестр предприятий определены только при государственном контро­ле за созданием и реорганизацией коммерческих предприятий и приоб­ретением акций в уставном капитале. Соответственно изменилось не толь­ко название, но и форма легитимности Реестра.

Практическая работа по формированию Реестра показала, что с 1997 г. количество включенных в него предприятий увеличилось почти в 1,5 раза, при этом в федеральном разделе наблюдалось как временное увеличение количества субъектов, так и его снижение. По состоянию на 1 ноября 2007 г. в Реестр включено около 7 тыс. хозяйствующих субъектов и около 300 - в федеральный раздел.

В конце 2002 г. была предложена новая редакция Закона «О конку­ренции...», включающая изменения и дополнения действующих поло­жений антимонопольного законодательства.

К 2005 г. стало очевидно, что положения действующего Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынкам не в должной мере стали отвечать экономическим и правовым реалиям России и современным международным правовым нормам кон­курентного законодательства. В течение двух лет осуществлялась разра­ботка принципиально нового Закона «О защите конкуренции», который был принят в июле 2006 г.

Новый Закон «О защите конкуренции» разработан в целях совершен­ствования законодательства о конкуренции, в том числе путем создания единых правовых основ для развития и защиты конкуренции на товар­ных и финансовых рынках. Претерпела изменения и структура Закона. Особенностью является включение непосредственно в его фабулу порядка рассмотрения антимонопольным органом ходатайств и уведомлений. Появились два новых раздела, включающих антимонопольные требова­ния к торгам и организации государственной и муниципальной помощи.

Кроме того, правила рассмотрения дел также установлены непосредствен­но в законе.

Одной из основных задач при формировании данного Закона стало закрепление в нем комплекса норм, направленных на эффективную реа­лизацию права физических и юридических лиц на получение товаров и услуг по справедливой рыночной цене и права хозяйствующих субъектов на ведение своей деятельности в условиях, стремящихся к справедливой конкуренции.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.