В целях развития конкуренции используются различные подходы и методы ценообразования. Главное – не дать возможности задушить конкурентов, воспрепятствовать исключения их из производственного процесса.
По отношению к крупным монополистическим структурам проводится довольно жесткая политика контроля над ценами, не позволяющая утаивать прибыли от налогообложения.
Очень жесткий порядок ценообразования в области естественных монополий. Достаточно широкое распространение в современной западной экономике получили следующие три, во многом не либеральные метода ценообразования в этой сфере:
а) метод предельных издержек - отражает необходимость установления монопольных цен на уровне предельных издержек. С одной стороны, это важный антизатратный фактор, с другой - такая ориентация очень часто ведет к убыткам, необходимости субсидирования монополий за государственный счет;
б) метод средних издержек предполагает, что вся прибыль монополиста, за исключением "нормальной", изымается государством. Как и первый, этот метод отвечает интересам государства, общества, вместе с тем достаточно часто не отвечает корпоративным интересам, не создает заинтересованности в минимизации издержек;
в) метод установления потолка цен - важен с позиций национальных интересов, вместе с тем не стимулирует развитие производства, обычно приводит к дефициту продукции.
С учетом особенностей страны и требуемых объемов продукции государства выбирают наиболее предпочтительные, отвечающие специфике страны методы ценообразования (рис.2).
Методы ценообразования
Метод предельных издержек
Метод средних издержек
Метод установления потолка цен
Рисунок 2 – Методы ценообразования
Представленные механизмы позитивно характеризуют государственную политику цен в области естественных монополий, как отвечающую интересам общества, национальной экономики. Если монополистические структуры не получат достаточной прибыли, возможно, как отмечалось, их субсидирование за государственный счет.
Современные подходы к установлению эффективного "уровня" цен в области естественных монополий в нашей стране, представляется, также требуют ориентации на снижение затрат. Это явится основой и для соответствующей, отвечающей интересам национальной экономики политики, проводимой на следующем этапе: "снижение затрат" - "снижение цен". Такая диалектика и такой принцип - необходимая основа перехода от "затратной" к "антизатратной" экономике.
Современная практика и современное антимонопольное законодательство не исключают развития крупного производства, основанного на достижениях научно-технического прогресса, которое не под силу мелкому, а иногда и крупному бизнесу, в особых случаях требует государственного участия.
Вместе с тем прослеживается тенденция к развитию конкуренции на разных уровнях товарных рынков:
а) среди немонополизированных предприятий;
б) внутри монополий - между входящими в них предприятиями;
в) между монополиями.
Тенденции конкуренции и монополии на современном этапе:
а) проявляется необходимость в крупных монополистических образованиях, поскольку целый ряд процессов, связанных, например, с развитием научно-технического прогресса и др., требуют мощи национальных государств;
б) усиливается значимость и позитивные проявления внутримонополистической конкуренции;
в) незначительна роль в конкуренции мелких, разрозненных самостоятельных собственников, которым не под силу использование достижений научно-технической революции и которые по отношению к крупному капиталу выполняют в основном вспомогательную роль.
Наряду с ориентацией на национальные механизмы в условиях интернационализации экономики проявилась необходимость формирования подходов, сориентированных на новый уровень отношений, в том числе межнационального законодательства по антимонопольной политике, поскольку интернационализация экономических связей и производства требует правового урегулирования.
Таким образом, особенности современного развития, с одной стороны, вносят коррективы, с другой - упорядочивают механизмы совершенной и несовершенной конкуренции, как в отдельных странах, так и в глобальной экономике. Очевидна необходимость учета их при формировании рыночных механизмов и развитии рыночной экономики в конкретных странах, на разных уровнях
2 Демонополизация в условиях рыночной экономики
Во многих странах антимонопольное законодательство дополняется более широкой системой правового регулирования рыночной экономики, направленного на разработку и реализацию механизмов деятельности хозяйствующих структур в интересах не только бизнеса, но и общества в целом. При этом разрабатываются и законодательно закрепляются требования к качеству продукции, проверяется его соответствие установленным параметрам, определяются социально-этические подходы к рекламе и другим направлениям деятельности.
Все это является основой для формирования "организованного", "регулируемого" рынка.
Основными "регулирующими" и "контролирующими» рыночный механизм структурами выступают:
а) правовая система;
б) учреждения по санитарному, экологическому и эпидемиологическому контролю;
в) налоговая система;
г) органы финансовой, денежно-кредитной политики.
Таким образом, государство и право устанавливают на рынке правила игры. Проводимая ими деятельность "'направляет" и "организует" рыночную систему. Такой акцент очень важен, поскольку ориентирует на структуры и механизмы, обеспечивающие в национальной экономике развитие то ли стихийного, то ли регулируемого рынка.
Некоторые исследователи связывают организованный рынок с деятельностью монополий, которые реализуют основную массу товаров или производят значительную часть продукции по предварительным заказам. Видимо, это соответствует действительности и не вызывает спора. Крупные монополии не производят продукт на неизвестный рынок. Вместе с тем представляется важным подчеркнуть способность монополии определенным образом "организовать" рынок только конкретных продуктов. Между тем она не может, не в состоянии "организовать" национальный рынок Ее деятельность, напротив, может способствовать обострению противоречий между отдельными "организованными монополией" и "не организованными ею" рынками.
В условиях антимонопольного законодательства монополия сама не свободна от государственного регулирования, не может независимо от него устанавливать "правила игры". Следовательно, "организованный" в рамках национальной экономики рынок является продуктом государственного регулирования, проводимой правительством экономической политики, а не результатом деятельности отдельных, даже очень крупных хозяйствующих структур.
Вместе с тем характеризуемые подходы, определяющие важную роль госрегулирования в становлении "организованного" рынка, ни в коем случае не посягают на базовые основы рыночной экономики - инициативную деятельность предпринимательских структур.
Регулирующая роль государства должна состоять в том, чтобы, исходя из экономической необходимости и экономической целесообразности, определить наиболее предпочтительные для национальной экономики направления деятельности, размеры и организационные формы предпринимательских структур, эффективные в конкретных условиях, механизмы финансовой, денежно-кредитной, ценовой политики, закрепить их в правовых и иных актах. Их реализация в условиях предпринимательской свободы и будет формой государственного регулирования и контроля в национальной экономике, сориентированной на сочетание различных форм госрегулирования с предпринимательской инициативой.
Предлагаемые "механизмы" не предполагают жёстко централизованного управления из единого народнохозяйственного центра товарными потоками, это достаточно мобильные методы регулирования, сочетающие преимущества рыночного и государственного механизмов.
В настоящее время во многих странах сформировалась особая "рыночная инфраструктура", которая непосредственно занимается проблемами взаимоотношений контрагентов рынка. К ней относятся: ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы, торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки и т.д., имеющие в различных странах специфические формы.
Они определяют и контролируют поведение участников рынка, эффективность работы рыночных механизмов.
Итак, в современных экономических системах, основанных на сочетании крупного, среднего и малого бизнеса, с одной стороны, усиливаются горизонтальные связи между рыночными структурами. Значительную часть продукции крупные и средние предприниматели производят по заказам в соответствии с договорами, контрактами, что исключает в значительной мере производство продукции на неизвестного потребителя. На неизвестного потребителя производят лишь весьма небольшую часть продукции, как правило, мелкие производители.
С другой стороны, наряду с горизонтальными весьма активно развиваются вертикальные связи внутри хозяйствующих субъектов, а также связи, идущие от государства к хозяйствующим субъектам и в необходимых пределах регулирующие их поведение.
Страницы: 1, 2, 3, 4