Рефераты. Предприятие (Фирма) в условиях несовершенной конкуренции

2) им известна кривая рыночного спроса;


3) принимают решения о производстве одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга;


4) цена и объем производства конкурента - величины постоянные.


В модели Курно цена и выпуск двух фирм приходят в равновесие только в том случае, если каждый дуополист производит столько, сколько от него ожидает его конкурент. Приспособление выпуска к неожиданным изменениям в рыночном спросе определяет функцию реагирования каждого продавца. А. Курно графически изобразил кривые реакции одной фирмы на поведение другой и наоборот и пришел к выводу, что цена устанавливается в пределах где-то от монопольной до конкурентной цены. Процесс приспосабливания объема выпуска одного продавца к изменению выпуска другого продавца приведет общий выпуск и результирующую цену к стабильному равновесию. Графическое решение дуополии Курно представлено на рисунке 5.




Рисунок 5. – Функция реагирования дуополии и равновесие Курно


Равновесие Курно – точка пересечения кривых реагирования двух фирм, свидетельствующая о наилучшем с точки зрения максимизации прибыли положении фирм при заданных действиях конкурента. Если фирмы договорятся максимизировать совокупную прибыль, чтобы затем разделить пополам, то множество возможных решений этой задачи будет ложиться на контрактную кривую. Сравнение показывает, что при равновесии Курно общий объем производства выше, чем при дуополистическом сговоре, но ниже, чем при конкурентном равновесии (рисунок 6).




Рисунок 6. - Контрактная кривая


Фирмы в дуополии производят меньше, чем при совершенной конкуренции, но больше, чем при монополии. Цены в дуополии выше, чем при совершенной конкуренции, но ниже монопольных. Подсчитывая прибыль, можно убедиться, что исход по Курно для фирм выгоднее, чем условия совершенной конкуренции.





2.3. Рынок монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция – одна из форм несовершенной конкуренции. Сочетание элементов монополии и конкуренции определяет поведение фирм на этом рынке, для  обозначения которого экономисты не случайно используют название, включающее оба этих термина. На рынке действует множество фирм, причем среди них либо вообще нет крупных, либо они не имеют решающих преимуществ над мелкими и соседствуют с ними.          Барьеры на пути проникновения на такой рынок сравнительно невысоки: чтобы открыть мастерскую по выпуску мягкой мебели или модную парикмахерскую, большие капиталы не нужны, да и конкурентам трудно помешать этому. Незатруднителен обычно и уход с рынка – всегда находятся покупатели, готовые купить небольшое дело.

В отличие от совершенной конкуренции, конкуренция монополистическая – не только абстрактная теоретическая модель, но и достаточно часто встречающийся тип реального рынка. Именно он характерен для пищевой промышленности, производства одежды и обуви, книгоиздания, мебельной промышленности, розничной торговли, многих видов услуг и ряда других отраслей. Вместе с тем значение теории монополистической конкуренции далеко за пределы описания ситуации в этих отраслях. При значительной степени дифференциации продукта любой рынок приобретает сходство с рынком монополистической конкуренции.    Это и не удивительно: полностью единого рынка в этом случае нет, он сильно сегментирован. И на отдельных сегментах вполне могут закрепляться небольшие фирмы – монополистические конкуренты, даже если в отрасли господствует крупный капитал.

Теория монополистической конкуренции основывается на следующих основных положениях:

1) кривая спроса на продукцию отдельного производителя более эластична, чем кривая спроса отрасли. Это объясняется тем, что у продукции имеются товары – заменители;


2) вход в отрасль свободный. Это обстоятельство означает, что в долгосрочном периоде экономическая прибыль всех фирм этой отрасли будет равна нулю;


3) в отрасль входит большое количество фирм, так что каждый производитель действует так, как будто его собственное ценовое поведение распространяется на большую группу.


Краткосрочное равновесие. Поведение монополистически конкурентной фирмы в краткосрочном периоде во многом подобно монополии. Однако её кривые спроса и предельного дохода более эластичны. Чем больше конкурентов на рынке и чем выше дифференциация продукта, тем эластичнее спрос и предельный доход. В остальном – объем выпуска, максимизирующий прибыль или минимизирующий убытки (при MR = MC), и цена определяются так же, как при монополии. Отдельная фирма, работающая на рынке монополистической конкуренции при кривой спроса D1, будет иметь прибыль, равную площади заштрихованного прямоугольника, представленного на рисунке 7, за счет снижения цены на свою продукцию до уровня P1.


Рисунок 7 – Краткосрочное равновесие фирмы при  монополистической конкуренции .


Здесь экономическая прибыль отдельного производителя больше нуля и это значит, что в данной отрасли будет происходить перераспределение капитала, так как все остальные последуют примеру этой фирмы. Это приведет к тому, что кривая D1 переместится в положение D2, потому что рыночный спрос покупателей на данный товар распределится на большее число фирм. Каждый производитель пересмотрит условия получения прибыли соответствующим образом. Процесс будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнута позиция, когда отдельная фирма не склонна будет изменять ни цену своей продукции, ни объем выпуска.


Долгосрочное равновесие. В долгосрочном периоде для монополистически конкурентных фирм нет определенного универсального правила. Характер их поведения объединяет стремление получить нулевую экономическую прибыль.


Таким образом, в ситуации долгосрочного равновесия объем производства Q1 определяется в соответствии с правилом MR = MC, а цена P1 обеспечивает доход, равный средним общим издержкам, что и означает получение нормальной прибыли (рисунок 8).




Рисунок 8 - Долгосрочное равновесие фирмы при

монополистической конкуренции


Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции опирается на следующие положения:


1) если бы фирма работала в условиях совершенной конкуренции, то она бы расширила объем производства продукции, что соответствует правилу минимизации издержек. Однако в монополистической конкуренции она оставит объем производства Q1, выпуская продукцию с высокими издержками при широком ассортименте товара;


2) в отличие от модели чистой конкуренции в соответствии с правилом максимизации прибыли при долгосрочном равновесии у монополистически



конкурентной фирмы цена превышает предельные издержки (P1 > MC).

3.Равновесная цена и спрос на ресурсы в моделях монополистической конкуренции.

Методика расчета исходной цены


Постановка  задач  ценообразо-вания


Определе-ние спроса


Оценка издержек


Анализ цен и  товаров конкурен-тов


Выбор  методов ценообразования


Установление окончатель-ной цены

Равновесная цена — цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. Равновесная цена, это:

* цена, при которой спрос и предложение равны;

* цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;

* цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.


Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке.

Подходы к описанию формирования равновесия и равновесной цены:

1. Равновесие по Маршаллу

Равновесная цена складывается по причинам:

* влияния превышения цены спроса над ценой предложения (когда объем предложения находится ниже уровня равновесия) — реакция продавцов заключается в повышении объема предложения

* влияния превышения цены предложения над ценой спроса (когда объем предложения находится выше уровня равновесия) — реакция продавцов выражается в снижении объема предложенияЦена спроса совпадает с ценой предложения в случае равновесного объема спроса и предложения.

2. Равновесие по Вальрасу

Равновесная цена складывается по причинам:

* влияния превышения объема предложения над объемом спроса (когда рыночная цена превышает равновесную) — происходит давление избытка предложения на цену (посредством конкуренции продавцов), рыночная цена снижается

* влияния превышения объема спроса над объемом предложения (когда рыночная цена ниже, чем равновесная) — происходит давление избытка спроса на цену (посредством конкуренции покупателей), рыночная цена повышается

Важно заметить, что спрос характеризует не просто желание покупателя иметь этот товар, но и его способность заплатить за этот товар (т. е. возможность купить товар). Важнейшими характеристиками спроса являются объем спроса и цена спроса.

Объем спроса на какой-либо товар или услугу – это количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

Цена спроса на какой-либо товар или услугу – это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товара или услуги.

Спрос – это одна из сторон многомерного процесса рыночного ценообразования. Характерные для него причинно-следственные зависимости имеют вид устойчиво действующих экономических законов.

В западной экономической литературе спросом называют то, что связывает покупаемые блага с теми "жертвами", которые приходится делать для приобретения этих благ. Поэтому разница между потребно­стями и спросом такая же, как между желаниями и возможностями. То есть желание на рынке должно быть подкреплено возможностью - день­гами покупателя. Иначе говоря, спрос - это планы или намерения по­купателя относительно покупки товара.

Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме. Совокупный спрос - это платежеспособная потребность общест­ва в целом, т.е. государства, предприятий и населения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.