Рефераты. Предприятие (Фирма) в условиях несовершенной конкуренции

3. Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого - либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.

Такая  классификация  монополии  на  три  категории   весьма   условна. Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии. К  их числу относятся, например, фирмы, обслуживающие систему  телефонной  связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как  к естественной монополии,  так  и  к  закрытой  монополии.  Также  может  быть проведена  классификация,  основанная   на   учете временного   горизонта. Например,  патентное  свидетельство  дает  фирме   закрытую   монополию   на краткосрочном временном интервале, но такая монополия моет быть открытой  на долгосрочном временном интервале. Последнее происходит не  только  из  -  за

ограниченности  срока  действия  патента,  но  также  из  -  за  того,   что конкуренты просто могут изобрести новые продукты. Фактически все монополии могут считаться открытыми.

Модель   монополии,   предлагает   действие   одного    дополнительного ограничения: монополист должен продавать свою продукцию по одинаковой  цене всем  потребителям.     Монополия,  при  которой  соблюдается   это   условие, называется простой монополией

Монополия в чистом виде - явление  крайне  редкое.  Как  и  совершенная конкуренция,  она  представляет  собой  скорее   экономическую   абстракцию.

Довольно  часто  в  качестве  примера  чистой  монополии  приводят   систему телефонной связи, и это почти верно. Но не следует забывать, что  иные  виды связи  создают  скрытую  конкуренцию,  предлагая   качественные   заменители телефонной связи. Кроме того,  следует  отметить,  что  монополия  не  может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны  отечественных  или иностранных  производителей  товара.  Это  свидетельствует  об  относительно небольшом значении полных монополий.

Определим графически цену и объём производства фирмой монополистом.

Графически процесс выбора фирмой-монополистом цены объема производства показан на рис. 4.

Рис. 4. Определение цены и объема производства фирмой-монополистом:

D—спрос; MR— предельный доход;MC предельные издержки



Эластичность спроса является важным фактором, ограничивающим монопольную власть фирмы на рынке. Если мы имеем дело с чистой монополией (только один продавец, эластичность спроса становится единственным рыночным фактором, сдерживающим монопольный произвол. Именно поэтому деятельность всех отраслей естественной монополии регулируется государством. Во многих странах предприятия естественной монополии являются государственной собственностью. Однако чистая монополия встречается достаточно редко, как правило, либо монопольная власть делится между несколькими крупными фирмами, либо на рынке действует множество небольших фирм, каждая из которых производит отличающуюся от других продукцию.

В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию фирмы совпадает с рыночным, его эластичность является определяющей оценкой рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количеством фирм, она зависит от следующих факторов:

1. Эластичность рыночного спроса. Спрос на продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный спрос. Чем большее количество фирм представлено на рынке, тем более эластичен будет спрос на продукцию каждой из них. Присутствие конкурентов не позволяет отдельной фирме значительно поднимать цену без опасения потерять часть своего рынка сбыта. Поэтому оценка эластичности спроса на продукцию фирмы является той информацией, которая должна быть известна руководству фирмы. Данные об эластичности должны быть получены путем анализа сбытовой деятельности фирмы, объема продаж при различных ценах, проведения маркетинговых исследований, оценки деятельности конкурентов и т.д.

2. Количество фирм на рынке. Однако само по себе количество фирм еще не дает представления о том, насколько рынок монополизирован. Для оценки конкурентности рынка используется индекс рыночной концентрации Герфиндаля, характеризующий степень монополизации рынка:

H = p12   +     p22       +   ....  +   pi2   +   ....   +  pn2

где H -показатель концентрации;  p1  p2 ….  pi …. pn — процентная доля фирм на рынке.


2.2. Рынок Олигополии.

По теории А. Курно, равновесие в отрасли, состоящей из 1 фирмы, достигается при монопольной цене, а в условиях олигополии, колеблется между монопольной и конкурентной ценами.

Существует  два  вида  олигополии. 1. Первый  вид   предполагает,   что несколько фирм производят  идентичный  продукт. 2. Второй  –  когда  несколько производителей выпускают дифференцированные товары.

Однако в том и другом случае фирмы осознают  взаимозависимость  своих продаж, объемов производства,  инвестиций  и  рекламной  деятельности.  Так, если одна фирма будет усиленно рекламировать свою продукцию или  участвовать в создании новой модели изделия,  то  она  должна  почти  наверняка  ожидать аналогичных действий со стороны своих конкурентов. В такой  ситуации  каждая фирма знает, что, по крайней мере, некоторые решения конкурентов зависят  от ее собственного поведения, и поэтому, принимая  то  или  иное  решение,  она обязана считаться с этим обстоятельством.


Олигополистическая  взаимозависимость  фирм  поднимает  соперничество между  ними  на  качественно  новый  уровень,   превращает   конкуренцию   в непрестанную борьбу  “всех  против  всех”.  В  этом  случае  возможны  самые разнообразные решения конкурентов: они могут совместно добиваться  некоторых целей, превращая отрасль в подобие чистой монополии, или  же  –  в  качестве другой крайности – бороться друг с другом вплоть до полного уничтожения.


Последний вариант чаще всего осуществляется в форме ценовой  войны  – постепенного  снижения  существующего  уровня   цен   с   целью   вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Если одна фирма  снизила  цену,  то ее конкуренты, почувствовав отток покупателей, в свою  очередь  тоже  снизят свои цены. Этот процесс может иметь несколько этапов. Но снижение цен  имеет свои пределы: оно возможно до тех пор, пока у всех фирм цены  не  сравняются со средними издержками.  В  этом  случае  исчезнет  источник  экономической прибыли и на рынке воцарится ситуация, близкая  к  совершенной  конкуренции.


От  подобного  исхода  в   выигрышном   положении,   естественно,   остаются потребители, в то время как производители все до  одного  никакого  выигрыша не получают. Поэтому чаще всего конкурентная борьба между  фирмами  приводит к принятию ими решений,  основанных  на  учете  возможного  поведения  своих соперников. В этом случае каждая из фирм ставит себя на место конкурентов  и анализирует, какова была бы их реакция. Процесс  принятия  подобных  решений рассматривается на примере взаимоотношения  двух  фирм  в  модели  дуополии, впервые предложенной французским экономистом А. Курно в 1838г.


В зависимости от ситуации, некоторые олигополии могут действовать во многом так, как совершенно конкурентные рынки, имея цены равные или близкие к предельным издержкам. Другие, заключив или не заключив открытое соглашение, могут действовать больше как монополии, имея цены выше предельных издержек, и, в результате, - большие чистые убытки.


Когда экономисты не могут ответить на вопрос о положении на рынке с помощью чистой теории, они прибегают к статистическим методам. В идеале следовало бы измерить разрыв между ценой и предельными издержками в точке рыночного равновесия, но такая возможность открывается очень редко. При отсутствии достоверных данных о предельных затратах допустимо использовать косвенный подход. Если удается установить, что фирмы в концентрированных отраслях получают прибыли, превышающие альтернативную стоимость капитала, можно заключить, что они ведут себя больше как монополисты, чем как совершенные конкуренты. Если, с другой стороны, фирмы в отраслях с высоким уровнем концентрации получают только “нормальные доходы”, при которых нормы прибыли на капитал в более и в менее концентрированных отраслях. По этой причине многие споры о взаимодействии фирм на рынке в условиях олигополии фокусируются на нормах прибыли.

Первым, кто попытался, систематизировано применить этот подход, был профессор Университета Калифорнии Джо Бейн. В 1951 году Бейн опубликовал результаты исследования 42 отдельных отраслей за 1936 - 1940 годы. согласно данным анализа Бейна, отрасли, имеющие степень концентрации выше 70, получили больше прибыли, чем менее концентрированные отрасли. Связь между доходами и концентрацией не была ни совершенной, ни сильной, но она существовала. В течение 50 - 60-х годов студенты и последователи Бейна распространили его исследования на другие отрасли и годы. Многие из них получили такие же результаты.

Установлено наличие слабой, но устойчивой связи между доходами и концентрацией. Экономисты пришли к выводу, что в целом, чем выше уровень концентрации отрасли, тем ближе взаимодействие фирм в ней к картелю или монополии. Это будет верно даже в том случае, если между конкурентами не будет соглашения о повышении цен и дележе рынка.

В отличие от других рыночных структур универсальной олигополии не существует. Разработан ряд моделей, объясняющих поведение олигополии в конкретных ситуациях, такие как дуополия Курно, игра двух лиц с противоположными интересами, модель доминирующей на рынке фирмы, картель. Все модели подтверждают тот факт, что олигополистическая стратегия приводит к уменьшению прибылей, а сговор и сотрудничество увеличивают прибыль. В погоне за прибылью фирмы, с одной стороны, могут вступить в ожесточенное противоборство (ценовую войну), снижая цены в целях захвата рынка. Подрезая друг друга до уровня средних издержек, в конечном счете, фирмы получают нулевую экономическую прибыль. С другой стороны, фирмы могут максимально увеличить свои доходы путем повышения цен и заключения соглашения о дележе рынка, вступая в картель. Примером олигополистического рынка могут служить следующие виды рынков: автомобильный, компьютерный, стали, алюминия и др.

Дуополия


В течение многих лет с момента появления олигополии экономисты пытались практически обосновать реакцию одной фирмы на поведение другой. Статистический анализ взаимоотношений двух фирм был предложен А. Курно.


При этом Курно исходил из следующих предпосылок:


1) обе фирмы (А и В) производят однородный товар;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.