Рефераты. Особенности организационной структуры управления на крупном и малом предприятиях

К занятию такой позиции менеджера подталкивают условия среды функционирования. Между тем когда, например, руководитель отдела становится директором и количество людей, работающих под его началом, увеличивается на порядок, а времени на общение с ними остается ничтожно мало, то это вызывает психологическое отторжение подчиненных по отделу, которые помнят своего руководителя более доступным.

В последние годы происходили серьезные качественные изменений в организации и структуре малых предприятий, отвечающие назревшим потребностям развития экономики страны. С одной стороны, малые предприятия не заменяют крупные производства, а дополняют их в интересах удовлетворения потребительского спроса. С другой стороны, наметилась ярко выраженная тенденция к переходу доминанты малого предприни-мательства от торговли, сферы услуг и строительства к машиностроению, энергетике, химии, микроэлектронике и другим высокотехнологичным и наукоемким отраслям (табл. 2).


Таблица 2. Доля российских малых предприятий в выпуске продукции

 Продукция

 Доля  

 малых     

 предприя-

 тий

 Продукция

 Доля

 малых

 предприя-

 тий

 Уголь

0,3

 Вывоз древесины

14,7

 Тепловая энергия

0,1

 Мебель

14,7

 Нефть

1,1

 Швейные изделия

16,3

 Посуда эмалированная

8,7

 Хлеб и хлебобулочные

 изделия

7,3

 Изделия из пластмассы

46,0

 Товары бытовой химии

5,5

 Безалкогольные напитки

27,5

 Приборы, средства  

 автоматизации и запчасти

 к ним

19,9

 Минеральные воды

55,4

 Колбасные изделия

12,9

 Ремонт автомобильных

 двигателей

95,2

 Цельномолочная

 продукция

12,4

 Капитальный ремонт

 автомобилей

70,0

 Печатная продукция

18,1

 Музыкальные

 инструменты

87,3

 Оборудование для

 общепита

82,4

В этих условиях малые предприятия призваны играть существенную роль, как в удовлетворении потребительского спроса, так и в обеспечении устойчивого развития экономики в целом. При государственной поддержке они имеют реальную возможность использовать внутренний потенциал развития, способности к выживанию и адаптации в самых неблагоприятных общеэкономических условиях. Малое предпринимательство сглаживает колебания экономической конъюнктуры, обеспечивая особый механизм уравновешивания спроса и предложения. Оно развивает конкуренцию, создавая систему сильных мотиваций для более полного использования знаний, умений, энергии и трудолюбия населения. В России сформированы институты государственной поддержки и развития малого предпринима-тельства, реализуются на практике сотни проектов. Происходит становление негосударственной инфраструктуры.


2.1.  Достоинства малых предприятий и их организационной структуры (недостатки организационной структуры крупных фирм)


- Малые предприятия способны активизировать структурную перестройку экономики;

- предоставить дополнительные рабочие места;

- оперативно реагировать на изменения потребительского спроса;

- расширить поле конкуренции;

- они могут создаваться на основе любых форм собственности отдель-ными гражданами, предприятиями и организациями, государственными органами;

- простота организационной структуры;

- личное участие и заинтересованность руководителя во всех делах компании;

- предпринимательский дух - (люди, пришедшие работать на малое предприятие, гораздо ощутимее чувствуют успехи и неудачи фирмы. По данным многих исследований, производительность труда у работников предприятий с численностью занятых менее 500 человек, по крайней мере, на 50% выше, чем на предприятиях с числом занятых свыше 4,5 тыс. человек);

- высокая скорость прохождения информации – (в первую очередь это обстоятельство объясняется значительно меньшим объемом информации на малых фирмах. Менеджеры крупной компании на различных уровнях управления в условиях дефицита времени и интенсивного потока инфор-мации вынуждены подразделять информацию на срочную и долговременную (которая иной раз попадает под "сукно"), причем вероятность того, что в разряд последней попадет срочная информация, достаточно велика, а не принятое, равно как и невыполненное, вовремя решение оборачивается значительными потерями. Менеджер мелкой фирмы может себе позволить подходить ко всей информации относительно равноценно, что существенно снижает риск возможных потерь. Кроме того, наличие большого числа уровней управления в крупных корпорациях увеличивает протяженность между объектом и субъектом управления, что также снижает оперативность в работе. Хотя компьютеризация и внедрение различного рода гибких организационных структур в определенной степени компенсируют эти недостатки, преимущества малых фирм в этом отношении очевидны);

- все сотрудники на виду – (их работа происходит на глазах у всего предприятия. Поскольку фирма может постоянно пребывать в зоне риска (а средний срок жизни малых фирм - шесть лет), то это стимулирует сотрудников на непрерывные поиски улучшений. Недаром существует доста-точно тесная корреляционная связь между размерами фирм и нарушениями трудовой дисциплины);

- успешно функционируют именно в тех направлениях, где не тре-буется значительных вложений в основные средства и сравнительно низки управленческие расходы (что положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции и повышает адаптационные возможности предприятия);

- управленческая структура малых предприятий гораздо в большей степени адаптирована к возможным изменениям внешней среды – (менеджеру приходиться не заниматься процессом формализации связей между сотрудниками, а лишь учитывать их в своей работе).


2.2. Недостатки малых предприятий и их организационной структуры


- Малые предприятия не способны проводить научных исследований и вкладывать серьезные средства в перспективные начинания;

- делают свое будущее, а не прогнозируют его;

- малый бизнес работает под страхом быть разоренным (многое зависит не столько от умения менеджеров, сколько от воздействия внешней среды, поэтому в кризисные для экономики периоды небольшие предприятия в первую очередь становятся банкротами);

- в период спада они лишены возможности сохранять заработную плату своим сотрудникам – (им не по силам проводить политику полной занятости)

- у малого предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками – (так как закупки его ограничены масштабом производства);

- ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка;

- малые предприятия наиболее уязвимы в своей деятельности – (что характеризуется низким среднестатистической продолжительностью существования малых предприятий на рынке, малейшие изменения в структуре экономики страны, сразу же скажутся на деятельности фирмы).

2.3.  Особенности организации управления в американских,

западноевропейских и японских фирмах


Структура управления крупными промышленными фирмами формируется под влиянием различных факторов. С одной стороны, это требования, выдвигаемые ростом масштабов производства, усилением его диверсификации и усложнением выпускаемой продукции; расширением в результате интернационализации территориальной разобщенности производ-ства. С другой стороны, она носит на себе отпечаток исторических особенностей формирования и развития конкретных фирм. Здесь непосредственным образом сказывается преобладание в отдельных странах традиционно сложившихся типов компаний; различие в законодательстве, регулирующем хозяйственную деятельность фирм; связь фирм с военно-промышленным комплексом и др. Хотя каждый из этих факторов имеет самостоятельное значение, но именно их сочетание определяет особенности организационной структуры как конкретной фирмы, так и фирм отдельных стран. Поэтому, хотя и существуют многие общие черты, присущие структуре управления крупными фирмами, тем не менее важное значение имеют учет и изучение специфических особенностей организационной структуры, сложившихся в конкретных условиях.

В наибольшей степени особенности структуры управления современными ТНК определяются историческими условиями их формирования и развития и носят на себе отпечаток того типа предприятий, который сложился на ранних ступенях развития фирмы. Это, в частности, находит выражение в характере взаимоотношений между производ-ственными отделениями современной фирмы и обуславливает место и роль производственных отделений в организационной структуре фирмы.

В современных условиях западноевропейские и японские компании приобрели многие общие с американскими фирмами черты в применении принципов децентрализации в управлении. Это обусловлено усилением процессов концентрации и централизации производства под влиянием научно-технической революции и обострения конкурентной борьбы на мировом рынке. Прежде всего отмечался рост размеров западноевропейских и японских компаний, которые по оборотам приближаются к американским.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.