Рефераты. Особенности организационной структуры управления на крупном и малом предприятиях

1.2.7.       Матричный тип

 

Матричная структура представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб. На схеме 8 представлены два варианта матричной структуры: один со специально созданным центром управления проектами (целевыми программами), другой – без такового.




Схема 8.   Варианты организационных структур матричного типа

ВАРИАНТ 1



ВАРИАНТ 2

1.3. Производственная структура предприятия

Производство материальных благ (материальных продуктов в предметной форме, энергии, материальных услуг), имеющее место на предприятии, является звеном в системе общественного разделения труда и поэтому имеет отраслевую специфику. Такое предприятие как судоверфь отличается от мини-пекарни по размерам, сложности структуры, длитель-ности производственного цикла, квалификации рабочих и т.п. Тем не менее, у этих двух предприятий есть общие, существенные признаки, так как и то, и другое первичные звенья материального производства. Их экономика подчиняется общим экономическим законам, на данном этапе - законам рыночной экономики.

Производственный процесс включает предмет труда, средства производства, энергообеспечение, определенную территорию и целесообраз-ную деятельность человека, превращающую предмет труда в экономическую ценность, способную удовлетворять потребности человека: товар или рыноч-ную услугу. Все эти элементы присутствуют и на судоверфи, и в пекарне, и на любом другом предприятии. Процесс разделения труда продолжается внутри предприятия.

Производство подразделяется на основное, вспомогательное и обслуживающее. Соответственно, внутри предприятия образуются цеха основные, вспомогательные и обслуживающие.

В основном производстве предприятий обрабатывающей промышлен-ности происходят производственные процессы, в ходе которых сырье, основные материалы, полуфабрикаты превращаются в готовую продукцию. В горнодобывающей промышленности предмет труда не является сырьем. Основное производство здесь заключается в том, чтобы вещество природы (залегающие полезные ископаемые) превратить в сырье или в топливо (добыча руды, каменного угля). В лесозаготовительной промышленности добывают натуральное сырье - древесину; рыболовецкий флот также добывает сырье - рыбу и другие морепродукты; охотничьи промысловые хозяйства добывают пушного зверя. Сельское хозяйство вырабатывает искусственно воспроизводимое натуральное сырье и продовольствие: возделывает сельскохозяйственные культуры и разводит сельскохозяй-ственных животных. Строительство в качестве основной деятельности осуществляет строительные и монтажные работы, работы по реконструкции строений, превращая строительные материалы, железобетонные конструкции и готовое к установке оборудование в стационарную долговременную готовую продукцию - основные фонды.

1.4. Особенности организационных структур управления

фирмами на современном этапе

На современном этапе идет формирование таких структур управления, которые наиболее полно отвечают сложившимся принципам и функциям управления.

В 80-е годы наблюдался активный процесс перестройки организацион-ных структур управления как крупных многоотраслевых комплексов – ТНК, так и менее крупных компаний. Практически процесс реорганизации управленческих структур становится перманентным и ставится в прямую зависимость от изменений в стратегии развития фирмы.

Важнейшими факторами, вызывающими необходимость проведения структурной перестройки компаний, являются следующие:

- ускоренная разработка новых видов продуктов под воздействием научно-технического прогресса в условиях обостряющейся конкуренции;

-   интенсивное внедрение наиболее передовых технологий;

- систематическое внедрение новых методов организации и управления производством на базе активного использования компьютерной техники.

Можно выделить следующие основные направления перестройки организационных структур управления на современном этапе.

1. В принципах управления периодическое изменение соотношения между централизацией и децентрализацией в управлении в связи с измене-нием стратегических приоритетов, активизацией или ослаблением эффектив-ности взаимодействия между подразделениями; усиление программно-целевого управления для консолидации ресурсов компании на  наиболее передовых направлениях научно-технических исследований или на разра-ботке и выполнении крупномасштабных проектов, требующих объединения специалистов одного профиля в одном подразделении.

2. В аппарате управления: перегруппировка подразделений, изменение взаимосвязей между ними, характера взаимодействия, распределения полно-мочий и ответственности; реорганизация внутренних структур в результате поглощения других фирм или продажи производственных предприятий, в нее не вписывающихся; выделение в самостоятельные хозяйственные подразде-ления программно-целевых проектных групп венчурного характера или создание на их базе новых подразделений; изменение характера межфир-менных связей путем частичного взаимопроникновения, участия в акцио-нерном капитале; усиление интеграции формально независимых небольших компаний в научно-производственные комплексы крупных корпораций; усиление активности в реорганизации научно-производственных комплексов наукоемких отраслей; создание в аппарате управления все большего числа промежуточных управленческих звеньев - специализированных подразделе-ний, курирующих производственные подразделения, в которых не растут объемы продаж продукции и прибыль и у которых возникают проблемы взаимодействия с другими хозяйственными подразделениями и администра-тивными службами.

3. В функциях управления: усиление стратегического планирования и прогнозирования, опирающегося на разработку долгосрочной экономической и технической политики; усиление контроля за качеством продукции на всех этапах от разработки продукта до его серийного выпуска; придание приоритетного значения информатике и экономическому анализу деятель-ности фирмы на основе совершенствования учета и отчетности на базе всестороннего применения электронно-вычислительной техники; придание большего чем раньше, значения вопросам производства и управления персо-налом; привлечение работников к участию в акционерном капитале фирмы путём приобретения акций; участия в решении вопросов на заседаниях Совета директоров и Правления; поощрение работников за разработку новых идей в области совершенствования технологии производства, создания и внедрения новой продукции, усиления внимания к социально-психоло-гическим аспектам управления; усиление внимания в области маркетинговой деятельности к разработке мероприятий, форм и методов для достижения конечных результатов, намечаемых в программе маркетинга по продукту и по производственному отделению, на усиление хозяйственных взаимосвязей с другими подразделениями компании и с функциональными службами; повышение эффективности затрат на проведение маркетинговой деятельности.

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ   

      И МАСШТАБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В последние годы в России были созданы условия для широкого развития такой наиболее динамичной и достаточно эффективной формы предпринимательской деятельности, как малые предприятия. В соответствии с принятой экономической статистикой для определения, размерности российских предприятий (крупные и малые) используются следующие основные признаки: численность производственного персонала, объем валовой продукции и стоимость основных производственных фондов. Согласно российскому законодательству, выделение, в частности, малых предприятий производится по предельным уровням численности персонала по отраслям: в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек, в науке и научном обслуживании и в сельском хозяйстве - 60, в оптовой торговле - 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. В настоящее время в экономике Российской Федерации функционируют 994,8 тыс. предприятий малого бизнеса. Тенденция в развитии предприятий малого бизнеса на современном этапе развития возрастает.

Организационная структура каждого предприятия индивидуальна. Наиболее распространённой организационной структурой является органи-ческая структура, в которой такой тип структуры характеризуется ответ-ственностью каждого работника за деятельность предприятия, отвергается необходимость в детальном разделении труда по видам работ и формирует такие отношения между участниками процесса управления, которые диктуются не структурой, а характером решаемой проблемы. Весьма часто на малых предприятиях право собственности и право распоряжения совмещаются. В таких случаях руководитель принимает на себя решение большинства проблем. Малые предприятия отличает простота организационной структуры, личное участие и заинтересованность руководителя во всех делах компании. Объясняется это небольшим масштабом производства, ограниченностью рынка и незначительным числом партнеров. В этих условиях процесс управления упрощается, появляется возможность гибко реагировать на внешние изменения, быстро приспо-сабливаться к меняющимся требованиям и ситуациям. Вместе с тем сосредоточение всей полноты власти в одних руках может вызвать трудности для развития предприятия. Поэтому с увеличением масштабов производства, расширением перспектив деловой активности происходит усложнение организационной структуры управления, размежевание прав собственности и управлении.

Целесообразно потратить определенное время на обучение подчиненного и делегировать ему полномочия, чем постоянно самому выполнять эту работу. Поэтому можно полагать, что отказ от делегирования полномочий влечет за собой дефицит времени на управленческую деятельность и отрицательно сказывается на управлении вообще. Линию поведения менеджера довольно точно охарактеризовал Каносукэ Мацусита: "Когда у тебя в подчинении 100 человек, ты должен быть среди них; когда тысяча - можешь занять место в центре; если же ты руководишь десятью тысячами - будь на удалении, но там, откуда всех видишь."

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.