Рефераты. Организация и управление Внешнеэкономической деятельностью (ВЭД)

§         препятствует проникновению иностранных товаров;

§         защищает таким образом свой внутренний рынок;

§         усиливает конкурентные позиции своих национальных производителей;

§         обеспечивает защиту окружающей среды, национальной безопасности, здоровья нации, всех других компонентов (с точки зрения религии, морали, языка).

С помощью нетарифных ограничений государство оказывает прямое влияние на внешнеторговую деятельность. Отношение к системе нетарифных ограничений в международной практике противоречивое, поскольку нетарифные ограничения противоречат принципу либерализации внешней торговли. С начала функционирования ВТО была поставлена задача максимально упразднить меры нетарифных ограничений, оставляя в будущем возможность использования только таможенно-тарифной системы. Многие меры нетарифных ограничений представляют собой систему протекционизма, которая препятствует построению конкурентных возможностей в равной степени одинаковых для всех участников международной торговли.

Нетарифные ограничения в составе ГАТТ имеют место. Классификационные схемы, зафиксированные в ГАТТ, насчитывают более  600 конкретных видов нетарифных ограничений; все они сгруппированы по 5 группам в положениях ГАТТ, в схемах РБРР, ЮНКТАД, Международной торговой палаты.

ГАТТ указывает с 1956 г. на то, что нетарифные ограничения могут быть использованы только в крайних случаях в связи с экономической необходимостью стран, но в целом они не приветствуются. Начиная с конца 80-х гг. нетарифными ограничениями было охвачено »18% мировой торговли. Особенно велика доля применения нетарифных ограничений по конкретным товарным позициям: развитые страны в отношении импорта используют нетарифные ограничения по с/х продукции, охватывая 44% всего ввоза; в отношении черных металлов – 50%; в отношении текстиля – 25%; транспортные средства – 30%.

В целом в системе мировой торговли 17% импорта было подвержено ограничениям. Еще в большей степени их используют развивающиеся страны. (40% импорта; в продовольствии – более 50%, готовое промышленные изделия – 37%).

К отдельным позициям нетарифных ограничений существуют международные документы многостороннего характера, которые определяют правила их применения. В рамках ГАТТ также действует несколько документов:

Ø       Кодекс по техническим барьерам, импортному лицензированию;

Ø       Кодекс по таможенной оценке;
Кодекс по правительственным закупкам;

Ø       Кодекс по применению санитарных и фитосанитарных норм;

Ø       Кодекс по определению страны происхождения товара;

Ø       Антидемпинговое соглашение;

Ø       Соглашение по текстилю и одежде.

В целом все нетарифные ограничения можно разделить на 2 направления:

1.       Первое направление связано со специальными мерами, которые направлены на регулирование внешнеторговой деятельности (запреты, количественные ограничения, добровольные ограничения экспорта).

2.       Второе направление объединяет нетарифные ограничения, возникающие в результате проведения определенной технической политики и реализации норм здравоохранения и обеспечения финансовых и административных мер.

Побочным действием является то,  что они создают препятствия для международной торговли путем сознательного использования. Когда они применяются сознательно, то это и есть протекционизм. Протекционизм – это политика государства, направленная на одностороннюю защиту от иностранных конкурентов и товаров. Также протекционизм может быть направлен на захват внешних рынков, используя эти инструменты.

Наиболее распространенные методы:

*         установление минимально гарантируемых цен;

*         использование прямых государственных субсидий своих производителей;

*         квотирование объема ввоза;

*         льготное приобретение средств производства.

[это в основном применяется к ввозу сельскохозяйственной продукции]

                Производители часто объясняют применение этих мер необходимостью временной защиты новых отраслей (у нас  - автомобильная продукция). Производители могут способствовать обеспечению национальной безопасности и обороноспособности, если такие меры используются в отношении ВПК.

                В последние 20 лет появлялись разновидности протекционизма:

1.       «Новый протекционизм», который получает отражение в ГАТТ. Речь идет о добровольном самоограничении экспорта с установлением минимальных цен для стран-экспортеров. Эта новая разновидность протекционизма – завуалированная квота. Ее специфика: торговые барьеры вводятся на границе экспортирующей страны тогда, когда страна-импортер под давлением поставщика угрожает ему ввести санкции, если он не примет соглашение со стороны экспортера.

2.       Установление антидемпинговых цен и пошлин, что может сделать невозможным ввоз продукции. Например, США в отношении Японии установил антидемпинговые цены для текстиля, радиоаппаратуры. Для того, чтобы преодолеть такого рода протекционистские барьеры, экспортер должен будет идти на уступки – действует более 100 соглашений о добровольном ограничении экспорта и установлении минимальных импортных цен. Они касаются продукции черной металлургии, поставок молочной продукции.

3.       Санкции на ввоз импортной продукции. Санкции под названием «эмбарго» известны в международной торговле, но оно (эмбарго) может вводится по политическому решению ООН. Тем не менее им стали пользоваться отдельные страны, особенно те, которые имеют высокую эластичность экспортного предложения, что дает им возможность отказаться от приобретения продукции у тех или иных экспортеров.

4.       Ограничение перемещения на международных рынках экспортной продукции из отдельных стран, к которым проявляется недоброжелательность. Или наоборот – ограничение возможности продажи отдельных видов продукции конкретных стран. … - основные экспортеры в области высокотехнологической продукции; определяли список продукции, которую нельзя было передавать в СССР. Она прекратила свое существование в 1997 г., но была организована другими.

Совсем … меры протекционизма проявились, в 1998 г., когда американцы приняли «Комплексный закон о торговле со странами, осуществляющими неразумную торговую практику». Под … ВТД, связанная с экспортом цветных металлов и алюминия (Корея, ЮАР, Россия).

Регламентирование потока импортных товаров в связи с увеличением доли участия в ВТД крупных компаний и фирм, которые устанавливают монопольные правила. К нему присоединились Германия, Великобритания, Япония (идет по линии ограничения с/х продукции, спирта и табака), Финляндия, Швеция, Австрия (табак, спирт, соль), ЕС (импорт нефти, минеральных удобрений и алкогольных напитков). По числу монополизируемых позиций лидерами являются Алжир, Иран, Индия, Сирия.

Отрицательные стороны использования нетарифных ограничений:

§         нетарифные ограничения не имеют законодательной базы, поэтому и …, т.е. нормативных документов и актов.

§         часть нетарифных ограничений носит ограничительный временной характер, что создает трудности для некоторых экспортеров

§         высокая изменчивость

Меры нетарифного ограничения особенно в развитых странах используются как дополнительные меры при ослаблении экономических инструментов регулирования ВЭД.

5 групп нетарифных ограничений:

Паратарифные меры (квазимеры). По сути  - это ограничительно-запретительные меры, а по составу – экономические (налоги, пошлины, сборы, импортные депозиты меры валютного регулирования). Вся группа этих мер характеризуется следующими параметрами:

ü       короткий срок;

ü       скрытая информация и практика  (пограничные налоги и сборы, которые устанавливаются с целью компенсации затрат государства на техническое обустройство пунктов пропуска таможни);

ü       размер бывает очень велик и превышает сумму и импортных пошлин – они не известны экспортерам, их нельзя учесть в составе контракта.

                Импортные налоги; уравнительные налоги – с иностранных товаров в идее НДС, акцизы, а также налоги в фискальных целях взимаемые с предметов роскоши и т.д. Цель – приравнять налогооблагаемую базу своих производителей и иностранных производителей к поставщикам.

                В состав квазитарифных мер входят импортные налоги и сборы. Они представлены 2мя группами:

1.       Уравнительные – различного рода платежи, которые предусмотрены для иностранных поставщиков, взимаемые сверх импортных таможенных пошлин и налогов, приравненные к внутренним налоговым инструментам. Чаще всего они являются эквивалентом косвенных налогов, которые имеют место в странах-импортерах по отношению к внутренним производителям. Имеют скрытый характер.

2.       Пограничные – это дополнительные налоги и добавочные пошлины, которые взимаются непосредственно на пограничных таможнях. Чаще всего вводятся в торгово-политических целях или в целях пополнения национального бюджета, который понес расходы в основном по техническому оснащению пограничных пунктов пропуска или по созданию какой-либо таможенной инфраструктуры. Иногда вводятся и в целях защиты национального производства. Имеют разный тип: скользящие сборы, временные сборы, частичные сборы.

Совокупность квазимер  по сумме может значительно превосходить сумму импортных таможенных пошлин, таким образом, это опасные меры воздействия на иностранных поставщиков, которые могут привести не только к эффективности внешнеторговой сделки, но и могут привести ее к убыточности.

В числе паратарифных мер – компенсационные пошлины и антидемпинговые процедуры. Компенсационные пошлины – это финансовые доплаты, которые применяются с целью уравнивания условий конкуренции. Они направлены на исключение возможности субсидирования экспортируемых товаров. Величина пошлины соответствует объему субсидий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.