Данные формы могут полностью повторять формы бухгалтерской отчетности организаций и в таком виде, как правило, применяются в отношении подразделений организации, выделенных на отдельный баланс.
Организация также вправе установить иные формы отчетности для своих подразделений. Они могут быть составлены в виде регистров учета, перечней, оборотно-сальдовых ведомостей и т. п. При утверждении форм документов особое внимание следует обратить на то, какие лица подразделения, представляющего внутреннюю бухгалтерскую отчетность, имеют право ее подписи (руководитель подразделения, бухгалтер и т. п.). Ограничения в отношении форм рассматриваемых документов нормативными актами по бухгалтерскому учету не предусмотрены.
Кроме того, организации следует установить способ представления форм внутренней бухгалтерской отчетности (на бумажных носителях, на магнитных и иных носителях информации (дискеты, диски и т. п.)) и сроки ее представления.
Каких-либо ограничений по способам представления внутренней бухгалтерской отчетности нормативные акты по бухгалтерскому учету также не содержат. При утверждении сроков представления внутренней бухгалтерской отчетности организации следует исходить из сроков, установленных для представления бухгалтерской отчетности организации, а также периода времени, необходимого для составления данной отчетности на основании сведений, представляемых обособленными подразделениями.
Таким образом, при утверждении учетной политики организации следует отразить:
• перечень подразделений, выделенных на отдельный баланс;
• формы документов внутренней бухгалтерской отчетности для подразделений, выделенных на отдельный баланс;
• способ представления внутренней бухгалтерской отчетности подразделениями, выделенными на отдельный баланс;
• срок представления внутренней бухгалтерской отчетности подразделениями, выделенными на отдельный баланс;
• перечень подразделений, не имеющих отдельного баланса, но обязанных представлять внутреннюю бухгалтерскую отчетность;
• формы документов внутренней бухгалтерской отчетности для подразделений, не имеющих отдельного баланса, но обязанных представлять внутреннюю бухгалтерскую отчетность;
• способ представления внутренней бухгалтерской отчетности подразделениями, не имеющими отдельного баланса, но обязанными представлять внутреннюю бухгалтерскую отчетность;
• срок представления внутренней бухгалтерской отчетности подразделениями, не имеющими отдельного баланса, но обязанными представлять внутреннюю бухгалтерскую отчетность.
2.3. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о бухгалтерском учете для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
При этом порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, перечень имущества и обязательств, проверяемых в ходе каждой из них, и г. д.) и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации. Исключение составляют случаи, когда проведение инвентаризации обязательно. К таким случаям относятся:
• передача имущества в аренду;
• выкуп, продажа имущества;
• преобразование государственного или муниципального унитарного предприятия;
• составление годовой бухгалтерской отчетности;
• смена материально ответственных лиц;
• выявление фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
• стихийные бедствия, пожары или другие чрезвычайные ситуации, вызванные экстремальными условиями;
• реорганизация или ликвидация организации;
• иные случаи, предусмотренные законодательством России.
Таким образом, в учетной политике организации следует отразить:
• по каждой статье имущества и финансовых обязательств количество инвентаризаций в отчетном году. Например, основные средства — один раз в год, товары на складе — ежемесячно и т. д.;
• даты проведения инвентаризаций.
2.4. Правила документооборота и технология обработки учетной информации
В соответствии с пунктом 5.1 Положения о документообороте движение первичных документов в бухгалтерском учете, под которым понимается их создание или получение от других организаций, учреждений, принятие к учету, обработка, передача в архив (документооборот), регламентируется графиком.
Данный график должен устанавливать рациональный документооборот, т. е. предусматривать оптимальное число подразделений организации и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.
График документооборота должен способствовать улучшению всего учетного процесса организации, а также усилению контрольных функций бухгалтерского учета.
График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением предприятия, учреждения, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения
В составе учетной политики организации должен быть утвержден график документооборота, предусматривающий в отношении каждого первичного документа, применяемого организацией для оформления фактов хозяйственной деятельности, следующие сведения:
• данные о создании или получении документа:
• количество экземпляров;
• лицо (служба), ответственное за выписку или за получение документа от контрагента;
лицо (служба), ответственное за оформление документа;
• время составления документа (непосредственно в момент совершения операции, сразу после ее совершения);
• данные о принятии к учету и обработке документа:
• лицо (служба), ответственное за представление документа в бухгалтерию организации;
• срок представления документа в бухгалтерию организации;
• порядок представления документа в бухгалтерию организации;
• лицо (служба), ответственное за проверку документа;
• данные об обработке документа:
• лицо (служба), ответственное за обработку документа;
• срок исполнения;
• данные о передаче в архив:
• лицо (служба), ответственное за передачу документа в архив;
• срок, по истечении которого документ подлежит передаче в архив.
Технология обработки учетной документации подразумевает под собой систематизацию и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, в регистрах бухгалтерского учета.
Регистры бухгалтерского учета могут вестись как ручным способом, так и с применением вычислительной техники.
В учетной политике должен быть отражен порядок обработки учетной информации (ручным способом или с применением вычислительной техники). В случае обработки учетной информации с применением вычислительной техники указывается используемая в организации бухгалтерская программа.
Глава 3. Методологические аспекты учетной политики
3.1. Учет нематериальных активов
Способ оценки НМА. Согласно пункту 31 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16 октября 2000 года № 91н, в составе информации об учетной политике организации подлежат раскрытию способы оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства.
Первоначальная стоимость указанных нематериальных активов согласно пункту 11 ПБУ 14/2000 определяется исходя из стоимости товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией.
Стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).
При невозможности установить стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией по таким договорам, величина стоимости нематериальных активов, полученных организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные нематериальные активы.
Следовательно, для обоснованного определения первоначальной стоимости указанных нематериальных активов организации следует иметь в наличии документы, подтверждающие стоимость товаров, переданных в оплату приобретаемых нематериальных активов, или документы, подтверждающие цену, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные нематериальные активы.
Второй вариант определения стоимости нематериальных активов применяется только в том случае, когда у организации в течение длительного периода времени отсутствуют операции по продаже товаров, переданных в оплату приобретаемых нематериальных активов (например, в оплату передается основное средство, соответственно, у организации в принципе отсутствуют операции по продаже таких товаров). Также данный вариант используется в случае, если условия обычно заключаемых сделок по продаже рассматриваемых товаров существенно отличаются от условий сделки по приобретению нематериального актива.
Таким образом, при закреплении в учетной политике порядка оценки нематериальных активов, приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, рекомендуется установить следующее:
• порядок расчета стоимости указанных товаров (исходя из средней стоимости товаров за определенный период, стоимости товаров, зафиксированной в прайс-листе на дату передачи товаров, и т. п.), документ, которым данный расчет оформляется (на основании которого будет заполняться форма № НМА-1 «Карточка учета нематериальных активов»), и лицо (службу организации), ответственное за составление расчета;
• форму заключения о невозможности установления стоимости товаров, переданных или подлежащих передаче в счет оплаты нематериальных активов, и лицо (службу организации), ответственное за составление данного заключения и представление его в бухгалтерию организации;
• порядок определения цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются нематериальные активы, аналогичные приобретаемым организацией;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10