Совокупность всех видов и форм управления предприятием, производством в зарубежной практике называют менеджментом. Администраторов, управляющих деятельностью предприятий, соответственно именуют менеджерами. Эти термины активно используют в отечественной литературе и практике.
В руководстве предприятием важно управление всеми факторами производства и всеми видами используемых ресурсов, однако ведущее место, несомненно, принадлежит управлению персоналом, кадрами. Поэтому производственный менеджмент, действующий совместно с управлением персоналом, часто называют «искусством получать нужные вещи посредством управления людьми».
Существует много разновидностей, вариантов структур управления предприятием. Предприятие, компания обычно возглавляется директором либо президентом компании. В большинстве крупных компаний есть и президент, осуществляющий стратегическое руководство, и генеральный (исполнительный) директор, занятый преимущественно оперативным управлением. Чаще всего директор имеет нескольких заместителей по отдельным направлениям деятельности предприятия, скажем, по технике и технологии (главный инженер, главный технолог), по производству, по науке, по экономике, по финансам, по кадрам, по материально-техническому обеспечению, по административно-хозяйственной части.
В аппарат управления, администрацию или, как принято говорить, в административно-управленческий персонал (АУП) входят работники самых разнообразных служб. Управленческие подразделения предприятия делятся обычно на производственные (управляющие производством) и функциональные, управляющие финансами, снабжением, сбытом, кадрами, проектно-конструкторскими и технологическими разработками, делопроизводством, внешними экономическими связями.
В структуре предприятия выделяют отделения, цехи, отделы, лаборатории, секторы и другие подразделения, каждое из которых имеет свои органы управления.
Линейным называют управление «по вертикали», при котором имеет место прямое подчинение нижестоящих звеньев предприятия строго определенным вышестоящим звеньям. Обычно линейная система характерна для управления производственными цехами и участками предприятия. Функциональное управление — это управление по отдельным функциям, при котором высшее звено руководит всеми или частью низовых, но только в пределах одной функции. В условиях функционального управления у одного лица, подразделения могут быть разные руководители по разным функциям.
Подобная разветвленная и сложная структура управления характерна для относительно крупных предприятий. В небольших предприятиях она проще.
Менеджмент в последние десятилетия в корне меняет отношение к «человеческим ресурсам». Он постоянно балансирует между технократическим и гуманистическим подходами. Несмотря на огромный потенциал и привлекательность технократического подхода: автоматизация, компьютеризация и «вытеснение» рабочей силы, замена ее машинной техникой, — в сфере управления акценты смещаются в сторону опоры на творческий потенциал работников аппарата управления. Это дорогой и конфликтный подход, но он обеспечивает реализацию личных профессиональных качеств работников, их способность к оригинальным нетрадиционным решениям. Широкое применение компьютеров и организационной техники в управлении никоим образом не противоречит высказанным тезисам. На технические средства возлагаются преимущественно рутинные операции, что позволяет в большей степени сосредоточить усилия управленцев на неформализуемых процедурах, анализе и обосновании избираемых, принимаемых решений.
Важный момент нового подхода к менеджменту — понимание того, что в условиях информатизации производства формируется новая социальная группа — когнитариат (способность к познанию), чья сила в использовании не мускульной силы, а интеллекта. И группа эта становится ключевым фактором, ресурсом производства, эффективное использование которой — первейшая задача менеджмента. Увеличивается число кадровых задач, и соответственно расширяются способы их решения. Такие приемы как делегирование полномочий, постоянное улучшение мотивации, информирование о решениях, поощрение коллективного, группового сотрудничества, обучение и повышение квалификации сотрудников, многократно усложняют функции профессионального менеджера. Возрождается старая истина: «все дело в людях», и управление «человеческими ресурсами» является снова определяющим в работе руководителя предприятия, компании.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ООО «МЕДЛАЙН»
2.1 . ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «МЕДЛАЙН»
ООО «Медлайн» была открыто в 2003 г. (г. Новосибирск). ООО «Медлайн» это организация, которая занимается распространением дезинфицирующих средств в медицинской сфере.
Функция ООО «Медлайн»:
· Реализация медицинским учреждениям здравоохранения готовых дезинфицирующих препаратов по требованиям или заявкам.
· Предоставление медицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и другой необходимой информации об имеющихся в фирме дезинфицирующих средств, а также появлении новых.
· Реализация дезинфицирующих средств в другие учреждения общего пользования (сауны, бассейны, солярии, бани).
Материальная база
ООО «Медлайн» занимает помещение общей площадью 101 м2:
- Кабинет директора – 10 м2
- Кабинет заведующей – 10 м2
- Кабинет бухгалтера – 10 м2
- Склад
· Помещение хранения (материальные комнаты) – 30 м2
· Помещение приемки и распаковки – 20 м2
- Комната для приема клиентов и представителей – 15 м2
- Гардеробная – 4 м2
- Санузел – 2 м2
Фирма имеет 5 персональных компьютера IBM “Pentium”, факс, 5 телефонных аппарата, 2 кассовых аппарата «АМС», 2 холодильника, торговое и офисное оборудование, стеллажи, шкафы, стенды
Организационная структура и персонал
В работе фирмы занято 18 человек:
- директор - 1,
- заведующая - 1,
- бухгалтер – 2,
- рабочие – 5,
- консультанты – 3,
- распространители – 5,
- уборщица 1.
2.2. РУКОВОДИТЕЛЬ И КОЛЛЕКТИВ
Умение управлять персоналом — сложнейшая наука и высокое искусство. Оно приходит обычно с опытом и поддерживается знаниями, хотя природный дар тоже способен играть значительную роль. Между руководителем, менеджером, с одной стороны, и работниками, ему непосредственно подчиненными, а также другими служащими предприятия, с другой стороны, складывается система формальных и неформальных отношений, решающим образом влияющих на успех дела.
Поэтому наряду с такими функциями управления, как анализ, прогнозирование, планирование, организация, регулирование, учет и контроль, менеджер должен владеть умением строить отношения с людьми, подчиненными, работниками, коллективом, коллегами по работе. Если в условиях командно-административной экономики управление персоналом строится в основном на принципе подчинения приказам, исполнении распоряжений, то для российской современной, рыночной экономики и цивилизованной экономики вообще характерны иные подходы.
Превалирует условие, постулат, согласно которому каждый человек есть самобытная личность, индивидуум, и с ним надо обращаться, опираясь на принцип человеческих отношений. Это означает, что руководитель должен видеть в работнике, прежде всего человека и относиться к нему по-человечески, с уважением, почитанием. Когда отношения между руководителем и коллективом строятся на таком взаимном уважении, возникает взаимопонимание и вместо слепого подчинения появляется партнерство, пробуждается общий совместный интерес к успеху дела.
Только в таких условиях руководитель может надежно использовать социально-психологические методы управления и благодаря этому достичь желаемого результата, завоевав, получив доверие со стороны подчиненных.
В международной практике менеджмента выработан ряд определенных правил, которыми следует руководствоваться менеджеру в своей управленческой деятельности. Приводим десять «золотых» правил поведения руководителя, которые не должны восприниматься догматически, но могут оказаться полезными при творческом применении:
1. Уметь определять важность, очередность и последовательность выполняемых задач, выделять главное.
2. Не поручать подчиненным самые существенные, судьбоносные вопросы, от решения которых зависит будущее компании, решать эти вопросы самому.
3. Не заниматься мелкими и второстепенными делами, которые надлежит передавать и доверять исполнителям.
4. Действовать только в рамках достижимого, возможного, реального, избегать слишком рискованных, авантюрных действий.
5. Быть требовательным по отношению к подчиненным и к самому себе. Не допускать безответственности и расхлябанности.
6. Действовать быстро и решительно в тех случаях, когда промедление смерти подобно.
7. Быть хорошо информированным по тем вопросам, которые входят в компетенцию руководителя.
8. Уметь проигрывать, отступать в ситуациях, когда это неизбежно.
9. Быть справедливым, честным, последовательным и твердым в своих действиях.
10. Находить удовольствие в работе.
Развитие самоуправления персонала производственного, коммерческого либо предприятия другого типа требует изменения стиля руководства, присущего руководителям. В частности, проявляемый со стороны первых лиц предприятия авторитарный стиль не способствует росту деловой активности прямых подчиненных и даже рядовых исполнителей. Поэтому взгляд на работника предприятия как на робота, готового бездумно выполнять задания, уходит в прошлое, а популярным становится кооперативный стиль руководства. Такой стиль предусматривает при выработке решения совместную работу менеджера, руководителя и персонала, занятого на предприятии. Конечно, его исполнение предъявляет особые требования к управляющему в части коммуникабельности и умения доверительно работать с персоналом, а также уважительного отношения к сотруднику предприятия, чтобы он понимал, ощущал свою сопричастность общему делу и, как уже отмечалось, личную ответственность за выполняемую работу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8