САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ
На тему «Финансовый менеджмент в малом бизнесе»
Выполнил:
« финансы и кредит »; группа № 53.
Иванников Юрий Константинович.
Научный руководитель:
Гоманова Т.К.
НОВОСИБИРСК 2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ. МЕНЕДЖМЕНТ
1.1. УПРАВЛЕНИЕ С ПОЗИЦИЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………...5
1.2. МЕТОДЫ И ТИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ……………………….8
1.3. ВИДЫ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………..12
1.4. МЕНЕДЖМЕНТ…………………………………………………………………..17
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ООО «МЕДЛАЙН»
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «МЕДЛАЙН»……………………………………..20
2.2. РУКОВОДИТЕЛЬ И КОЛЛЕКТИВ……………………………………………...22
2.3. ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ООО «МЕДЛАЙН» ЗА 2004-2005 ГОД……..26
2.4. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ……………………………...34
ГЛАВА 3 УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА…………………………………………………..36
3.2. УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ И ПАССИВАМИ ФИРМЫ……………………..37
3.3. ИНВЕСТИРОВАНИЕ И КРЕДИТОВАНИЕ…………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………....43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………...46
ВВЕДЕНИЕ
Вполне понятно, что экономические процессы протекают не сами по себе, самопроизвольно. Они направляются, регулируются, управляются. О содержании и приемах такого управления и пойдет речь.
Несомненно, что об управлении экономикой вообще и об управлении предприятием в частности каждому приходилось что-то слышать и читать. К тому же все мы видим, наблюдаем управление повседневно вокруг себя. Родители управляют детьми, учителя — учениками, преподаватели — студентами, начальники - подчиненными, правительство — страной, все мы управляем своими действиями, предметами, вещами, которые попадают в зону нашего действия.
Управление относится к числу понятий, настолько знакомых большинству людей с детства, что, казалось бы, не нуждается в пояснении, определении термина. Тем не менее, прежде чем перейти к рассмотрению отдельных свойств, признаков, способов управления предприятием, предпринимательством, постараемся разобраться в сути того, что есть управление.
Многие процессы, как в природе, так и в экономике протекают вне зависимости от влияния, воздействия на них людей, в соответствии с физическими, биологическими законами. Например, происходит смена дня и ночи, за одним временем года приходит другое, когда температура становится отрицательной — вода замерзает, весной начинает зеленеть трава, ночью человеку снятся сны. Все эти процессы происходят самопроизвольно, вне зависимости от воли и желания человека, как иногда говорят, «по воле Всевышнего». Этими процессами человек не управляет.
Вместе с тем на многие процессы и объекты человек способен оказывать воздействие, направлять их в нужное, желаемое русло в соответствии со своими интересами, целями. Люди изменяют направление течения рек, организуют производство, создают новые объекты, сооружения, заставляют двигаться в требуемом направлении транспортные средства, побуждают к работе трудовые коллективы, распределяют денежные средства, заботятся о духовной жизни. В этих случаях наблюдается влияние человека на ход событий, что, собственно, и представляет собой управление.
Применительно к экономическим процессам управление — это сознательное воздействие человека на объекты и процессы, а также на участие в них людей, осуществляемое с целью придать определенную направленность хозяйственной деятельности и получить желаемые результаты.
Отметим, что не любое, не всякое воздействие человека на объекты естественной природы и созданные искусственно трудом людей, на других людей следует считать управлением. Если толкать автомобиль руками, передвигая его на другое место, то такое действие можно назвать перемещением автомобиля, но не управлением. А вот когда водитель легким вращением руля заставляет тяжелый грузовик изменить направление движения, то это уже управление. Словом, управлением в этом случае можно считать ситуацию, когда относительно небольшое по усилию и затратам энергии воздействие приводит к ощутимому наблюдаемому результату.
Управление возникло, превратилось в особый, отдельный вид деятельности лишь тогда, когда производственные, хозяйственные процессы усложнились, охватили значительное число объектов, участников. В этих условиях требовалось выделить управляющих, руководителей, в задачу которых входит согласование действий отдельных участников производственного процесса.
Управление чаще всего ставит своей непосредственной задачей внести определенную упорядоченность в производственный процесс, организовать совместные действия людей, работников, участвующих в этом процессе, достичь согласованности, координации действий. Хорошей аналогией управления служит дирижирование оркестром, в ходе которого дирижер легкими движениями своей, как бы волшебной, дирижерской палочки достигает гармонии звучания множества инструментов, четкого взаимодействия музыкантов-оркестрантов.
Слово «менеджмент» связано с управлением объектами хозяйствования, что можно характеризовать как начало положительного заимствования, за которым следует и весь богатый успешный опыт, накопленный профессионалами-менеджерами и специалистами — теоретиками науки управления в условиях развитой рыночной экономики.
1.1. УПРАВЛЕНИЕ С ПОЗИЦИЙ ЭКОНОМИКИ
В управлении всегда присутствуют два компонента: управляющий и управляемый. Тех, кто управляет — управляющих, — принято называть субъектами управления. Те, кем управляют, и то, чем управляют, называются объектами, предметами управления.
Субъекты управления — это люди, в функции и задачи которых входит осуществление управления, то есть организаторы, руководители, начальники. Объектами управления могут быть как работники, коллективы, действующие согласно правилам, предписаниям, выданным субъектом управления, так и любые экономические объекты, подвергающиеся конкретным изменениям по воле субъекта управления, распоряжающегося этими объектами.
В том варианте, когда субъект управляет собственными действиями, то есть субъект и объект представлены одним лицом, имеет место частный случай, называемый самоуправлением.
Управление существует и применяется в природе и в обществе в разных видах, формах.
Человек управляет объектами живой, неживой и искусственной природы, используя законы физики, химии, биологии. С помощью плотин он перераспределяет водные ресурсы, выводит новые породы животных и виды растений, управляет с применением приборов и других устройств машинами и механизмами.
В живой природе мы наблюдаем многочисленные процессы управления и самоуправления. Вожак управляет стадом. В организме животных автоматически поддерживается определенная температура тела, регулируется поток крови.
И люди управляют другими людьми, организуя, контролируя их действия.
Не все эти процессы управления имеют непосредственное отношение к экономике. Среди них встречается и техническое, и биологическое, и экономическое, и социальное, общественное управление. Вместе с тем во всех процессах управления вне зависимости от их природы имеется нечто общее, присущее всем формам управления. Имеют место следующие составляющие: управляющие воздействия, субъект управления, объект управления, внешнее управление и самоуправление.
В XX веке сформировалась самостоятельная наука, изучающая общие принципы управления вне зависимости от того, где имеет место управление, по отношению к каким объектам. Наука, изучающая общие законы управления в живой и неживой природе, в технике и экономике, получила название «кибернетика». Та часть кибернетики, которая изучает, исследует процессы управления в экономике, известна под названием «экономическая кибернетика».
Значительный вклад в развитие кибернетики внес американский ученый Нор-берт Винер, которого иногда называют «отцом кибернетики».
Субъект управления вырабатывает управляющее воздействие в виде команд, сигналов, которые передаются объекту управления. Объект управления, воспринимая управляющее воздействие, изменяет свой образ действий в соответствии с переданным ему управляющим сигналом. О том, что объект принял и отработал команду, отреагировал на управляющее воздействие, субъект управления узнает, получая информацию в виде обратной связи. В зависимости от этой информации субъект вырабатывает новые управляющие воздействия либо признает переданный ранее сигнал удачным. И на определенное время дает возможность объекту развиваться в указанном направлении.
Канал обратной связи может быть зрительным, звуковым, в виде электрических сигналов, докладов, сообщений, письменных отчетов, в общем, в любой форме, воспринимаемой субъектом управления. Для летчика это показания приборов, для водителя автобуса — зрительная информация, для телефонистки — ответный сигнал абонента, для педагога — контроль знаний учащихся, для начальника — отчет исполнителя и результат его работы. Обратная связь — это инструмент контроля со стороны субъекта управления за поведением объекта управления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8