Рефераты. Финансовое прогнозирование, его характеристика и сферы применения

         Инициатором создания института социального и экономического прогнозирования стала программа Европейского Союза - ТАСИС «Долгосрочный научный прогноз экономического и социального развития Кыргызской Республики». Этот проект стартовал 8 апреля 1998 г. и был завершен в 12 августа 2000 г. Донорские услуги (грант) предоставило Европейское Экономическое Общество на общую сумму 1 135 265 USD.

         В рамках этого проекта ТАСИС по «Долгосрочному научному прогнозу экономического и социального развития Кыргызской Республики» Министерством финансов КР и Центром экономических и социальных реформ была сформирована Группа оценки и планирования политики (ОПП). Группа ОПП призвана заниматься долгосрочными вопросами экономики КР и разрабатывать предвидения, касающиеся развития экономики и общества. В соответствии с Техническим заданием, группа ОПП получила аналитические рамки для оказания содействия в построении сценариев и анализе экономической политике или, другими словами, систему, предназначенную для долгосрочного прогнозирования.[12]

         Система прогнозирования, предназначенная для КР, не может в полной мере учитывать все определяющие факторы, постулированные с помощью теорий. Необходимо принять во внимание проблемы, связанные с наличием данных. Работающая модель не может быть слишком сложной. Тем не менее, она должна охватывать важнейшие факторы и учесть следующие основные связи:

a)     В связи с тем, что Кыргызстан является малой открытой экономикой, следует принимать во внимание взаимодействия с глобальной экономикой и влияние международной конкурентоспособности.

b)    В силу того, что Кыргызстан относится к развивающимся странам, капитал и ноу-хау становятся основным сдерживающим фактором для роста и повышения производительности.

c)     Будучи развивающейся страной, в случае роста экономики КР столкнется с тем, что ее производственные функции, отраслевая структура и позиции значительно изменятся. Более развитые страны предлагают Кыргызстану рекомендации по структуре изменений.

d)    В любой экономике существуют сильные связи между производительностью, уровнем дохода и уровнем и структурой спроса, которые изменяются посредством фискальной и экономической политики.

         Таким образом, система ДЭСП должна охватывать как фактор стороны предложения, так и спроса. Особое внимание необходимо уделять моделированию инвестирования в бизнес и инфраструктуру (транспортные и коммуникационные и энергосети, учреждения образования и обучения). Основным фактором, определяющим возможности инвестирования, являются законные и регулятивные рамки экономики.

         В создании модели существуют ограничения. База данный по Кыргызстану все еще имеет пробелы (например, основной капитал, обесценение капитала). В связи с тем, что статистические концепции были адаптированы к изменениям, связанным с переходом от централизованного управляемой экономики к рыночной системе, только после 1993 года, в настоящий период длина временных лагов составляет максимально шесть лет. Эти ограничения свидетельствуют о том, что данная модель не может быть эконометрической моделью классического типа. Для прогнозирования горизонтов до 20 лет оценки параметров модели должны базироваться, по меньшей мере, на эмпирических данных за 50-100 лет. Поэтому возникает проблема неточности прогнозов.

         В этой связи параметры системы ДЭСП могут только основываться на «опыте» других стран. Значения параметров были приведены в соответствие со структурами и отношениями Кыргызской Республики.

         На микроуровне основной проблемой может стать неточность прогнозов со всеми вытекающими последствиями, которые могут принять весьма угрожающие формы для предприятия, из-за траты времени и его на наверстывание упущенных моментов, в то время как предприятия-конкуренты прогрессируют на новом уровне. Необходимо учитывать, что здесь на точность прогнозов влияет человеческий фактор, так как в компетенцию финансовых менеджеров входит составление наиболее вероятных финансовых прогнозов и планов. Поэтому степень точности составления прогнозов зависит от квалифицированности финансового менеджера, выбора метода финансового прогнозирования и осуществления строгого финансового контроля.

           

§3.2 Пути совершенствования финансового прогнозирования

        

         Пути решения проблем финансового прогнозирования и его совершенствование логически лежат в устранении проблем, т.е. прежде всего это следующие действия:

·        создание специальных исследовательских центров по прогнозам в Кыргызской Республике на уровне государственных структур, и на микроуровне - создание финансово-прогнозных или плановых отделов,

·        подготовка высококвалифицированных специалистов в этой области, или же повышение квалификации существующих специалистов как в госструктурах, так и на предприятии, проведение семинаров, тренингов, курсов повышения квалификации и т.д.,

·        использование методологических основ финансового прогнозирования и планирования, основанные на научных разработках развитых стран и мирового опыта, а также практического опыта разработки прогнозов, планов, программ и их осуществление, т.е. внедрение современных методов компьютерного моделирования, использование современных эконометрических, статистико-математических методов,

·        усиление связи между академической средой, госструктурами и предприятиями, обмен информацией, опытом.    

         Некоторые сдвиги в этом направления уже начались. Причем инициаторами выступают западные специалисты, поэтому процесс внедрения социально-экономического прогнозирования идет довольно быстрыми темпами. Так, например, Система долгосрочного экономического и социального прогноза (ДЭСП), разработанная в рамках проекта TASIS, успешно применяется в экономической политике.

         Система прогнозирования должна:

·        охватывать горизонт прогнозирования от 3 до 20 лет;

·        рассматривать вопросы роста, занятости, а также

·        экономической и социальной трансформации КР;

·        иметь региональную разбивку по ВВП и занятости.

         Также довольно успешно и оптимистично строится прогноз государственного бюджета – Среднесрочный прогноз бюджета (СПБ). Цель СПБ – придать бюджетному процессу стратегическую направленность, сделать его более предсказуемым путем концентрации бюджетных ассигнований в приоритетные направления, определенные Национальной стратегией по сокращению бедности (НССБ). Так, например, Среднесрочный прогноз бюджета Кыргызской Республики на 2006-2008 годы представляет собой следующую структуру:

ЧАСТЬ I: СТРУКТУРА РЕСУРСОВ СПБ

Финансово-бюджетная политика и прогноз ресурсов в рамках СПБ

 ЧАСТЬ II: СТРУКТУРА РАСХОДОВ СПБ

 Обзор консолидированной структуры ресурсов государственного сектора

 Основные направления расходов СПБ

 Межотраслевое распределение ресурсов

 Финансовая децентрализация и межбюджетные отношения

 Классификация бюджетных расходов, направленных на бедность

          Матрица мер политики для межотраслевого распределения ресурсов

         Некоторый материал из СПБ был использован в качестве примера во второй главе данной работы.




Заключение

         На основании исследования проведенного в рамках курсовой работы мы сделали следующие  теоретические обобщения и практические рекомендации:

1.          Финансовое прогнозирование представляет собой научную теорию, которая играет важную роль при планировании и регулировании экономики на макроуровне, а на микроуровне позволяет эффективно управлять финансовыми ресурсами предприятия для получения максимальной прибыли.

     Финансовое прогнозирование - обработка имеющейся на данный момент информации о финансах, закономерностях их изменений, конкретных условиях их функционирования в данный момент времени с использованием специального инструментария количественных оценок и получение представления о направлениях их развития и состояния в будущем.

2.          При рассмотрении особенностей построения финансовых прогнозов необходимо помнить тесную связь финансового планирования и прогнозирования. Финансовое прогнозирование обосновывает качественно и количественно наиболее вероятные сценарии развития будущего, на основании которых разрабатываются финансовые планы для наиболее адекватной реакции в будущем.

     К важнейшим методологическим принципам как прогнозирования, так и планирования следует отнести принципы: системности, непрерывности, комплексности, адекватности, целенаправленности и приоритетности, оптимальности, сбалансированности и пропорциональности.     

     При разработке финансовых прогнозов немаловажную роль играют используемые методы. В мировой практике используется следующая классификация методов финансового прогнозирования: методы экспертных оценок, стохастические методы, детерминированные методы. Наиболее распространенным методом является комбинированный метод, который учитывает все возможные (релевантные) факторы, что означает высокую точность осуществления прогнозируемого сценария.

     При прогнозировании на макроуровне объектами финансового прогнозирования являются государственный бюджет, денежно-кредитные отношения, платежный баланс и валютный курс, а на макроуровне – прогноз объема продаж, т.е. ожидаемых доходов. При прогнозировании государственных доходов используются экономико-статистическое моделирование и чистое эконометрическое моделирование, а при расходах – рассматриваются целевые программы расходования госбюджета. Прогнозирование денежно-кредитных отношений осуществляется посредством статистических методов, методов экспертных оценок. Прогнозирование платежного баланса происходит по данным о развитии иностранных государств, так как Кыргызстан является малой открытой экономикой и зависит во многом от иностранных экономик. То же касается и валютного курса.

     При прогнозировании на макроуровне наиболее часто используется комбинированный метод, который включает в себя и методы экспертных оценок, методы экстраполяции, детерминированные методы с использованием эконометрического моделирования, что дает высокую точность прогнозов.

3.          В настоящий момент в Кыргызстане финансовое прогнозирование находится на довольно раннем этапе развития в силу объективных причин: статистические концепции были не адаптированы к изменениям, связанным с переходом от плановой системы к рыночной экономике, малая база данных макроэкономических эмпирических параметров, отсутствие квалифицированных специалистов, отсутствие государственного финансирования на создание института финансового прогнозирования. Это же касается и системы финансового прогнозирования на предприятиях. Но, нужно отметить, что первые шаги в направлении использования методов финансового прогнозирования уже сделаны. Так, при Министерстве финансов КР уже несколько лет готовится Среднесрочный прогноз бюджета (СПБ), основанный на системе ДЭСП (Долгосрочный экономический и социальный прогноз), содействие в разработке которой принял проект TASIS. Каждый год проводится детальный анализ, и вносятся коррективы на очередную среднесрочную перспективу. Результатом этой работы является СПБ на 2006-2008 гг., чьи данные были использованы в качестве примера в данной работе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.