Рефераты. Финансовое планирование на предприятии
В литературе о
планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по
составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу
build-up (снизу-вверх). [15, с. 168]
По методу
break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. руководство
предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по
прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере
продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в
планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет
показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже
руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый
бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет
(план) предприятия. [12, с. 213]
Методы break-down
и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не
целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и
составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо
постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений. [15, с.
169]
Процесс
финансового планирования включает несколько этапов.
На первом
анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют
основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчёты о
прибылях и убытках, отчёты о движении денежных средств. [29, с. 236]
Они имеют важное
значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и
расчёта финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой
для составления прогноза этих документов. Причём, сложная аналитическая работа
на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчётности и
планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.
Баланс
предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчётный
бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования. [14,
с. 278]
Второй этап
предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз
баланса, отчёта о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение
наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в
структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.
На третьем этапе
уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов
посредством составления текущих финансовых планов.
На четвёртом
этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.
Завершается
процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за
их выполнением [29, с. 237].
Ж изнедеятельность фирмы
невозможна без планирования, "слепое" стремление к получению прибыли
приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо
определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное
планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и
краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому
подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план
сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет
продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет
объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов
ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов.
Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек
и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать
расчеты многих количественных показателей.
Планирование и
моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный
характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность
учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.
Методы
планирования финансовых показателей рассмотрим более подробно в разделе 1.2
«Методы планирования финансовых показателей».
1.2 Методы
планирования финансовых показателей
В условиях
планово-директивной экономики целью составления финансового плана
хозяйствующего субъекта являлось определение суммы излишка его доходов с тем,
чтобы изъять этот излишек в госбюджет. При рыночной экономике хозяйствующий
субъект обладает полной самостоятельностью. Изъятие прибыли в бюджет
производится с помощью налогов. Хозяйствующий субъект сам определяет
направления и величину использования прибыли, оставшейся в его распоряжении
после уплаты налогов. Целью составления финансового плана становится
определение возможных объёмов финансовых ресурсов, капитала и резервов на
основе прогнозирования величины финансовых показателей. К последним относятся
прежде всего собственные оборотные средства, амортизационные отчисления,
устойчивая кредиторская задолженность, прибыль, налоги, уплачиваемые с прибыли,
и т. п. [8, с. 462].
Содержанием
стратегии финансового планирования хозяйствующего субъекта является определение
его центров доходов и центров расходов. Центр доходов хозяйствующего субъекта –
это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр
расходов – это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся
малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющее важную роль в общем
производственно-торговом процессе. Например, в западной экономике многие фирмы
придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», то есть 20% затрат капитала
должны давать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала
приносят только 20% прибыли [9, с. 248].
Планирование
финансовых показателей осуществляется посредством определённых методов. Методы
планирования – это конкретные способы и приёмы расчётов показателей. При
планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы:
нормативный, расчётно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых
решений, экономико-математическое моделирование [29, с. 234].
Нормативный
метод
Сущность
нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что
на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов
рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их
источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов
и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных
средствах и др. [29, с. 235]. В финансовом планировании применяется целая
система норм и нормативов, которая включает:
·
федеральные
нормативы;
·
республиканские
(краевые, областные, автономных образований) нормативы;
·
местные
нормативы;
·
отраслевые
нормативы;
·
нормативы
хозяйствующего субъекта [8, с. 463].
Федеральные
нормативы являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех
отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов,
нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на
государственное социальное страхование и др. Республиканские (краевые,
областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы
действуют в отдельных регионах Российской Федерации. Речь идёт о ставках
республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др.
Отраслевые
нормативы действуют в масштабах отдельных отраслей или по группам
организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые предприятие,
акционерные общества и т.п.). Сюда входят нормы предельных уровней
рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный
фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений
отдельных видов основных фондов и др. [36, с. 235].
Нормативы
хозяйствующего субъекта – это нормативы, разрабатываемые непосредственно
хозяйствующим субъектом и используемые им для регулирования
производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за
использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению
капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах,
нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении
хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары,
норматив отчислений в ремонтный фонд и др. Нормативный метод планирования
является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно
легко рассчитать плановый показатель. [26, с. 96]
Расчётно-аналитический
метод
Сущность
расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается
в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя,
принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде
рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования
широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические
нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на
основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная
оценка (рис. 1.2.1).
Расчетно-аналитический
метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определение
величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по
отдельным видам использования финансовых ресурсов и т.п. [27, с. 266]
Отчётные данные за предплановый
период
Экспертная оценка динамики отчётных данных
Экспертная оценка перспектив развития
Расчёт планового показателя