Раскол гидроклиньями можно производить не только в вертикальном, но и горизонтальном направлении. Среднерасчётные параметры буровых работ должны уточняться для конкретных условий.
Невзрывчатое разрушающее средство НРС-1 предназначено для разрушения прочных хрупких материалов и может быть применено для разрушения горных пород, и в частности, для габро-норита.
НРС-1 представляет собой порошкообразный материал, обладающий щелочными свойствами (рН = 12,5). Его объёмная плотность 1,2 – 1,3 т/м3, водопотребность – 27%, развиваемое давление до 50 Мпа.
При смешивании порошка НРС-1 с водой образуется рабочая смесь (суспензия), которая, будучи залита в шпур, постепенно в результате реакции гидратации порошка твердеет, увеличиваясь при этом в объёме. Увеличение объёма сопровождается увеличением давления на стенки шпура, при этом в теле монолита развиваются напряжения, значения которых могут превышать его предельную прочностьпри растяжении, что и приводит к разрушению монолита.
Основные технологические операции при применении НРС:
- подготовка объекта (монолита) к разрушению (очистка от земли, откопка, разметка и др.);
- бурение шпуров в соответствии с разметкой;
- приготовление рабочей смеси и заполнение смесью шпуров;
- разрушение объекта (образование трещин);
- разборка объекта.
Основное условие при разработке схемы бурения шпуров – минимальный объём бурения. Объём бурения тем меньше, чем больше будут габариты блока.
Эффективность применения НРС-1 зависит от количества вертикальных свободных плоскостей и требует минимум двух плоскостей обнажения.
Основные требования при бурении и подготовке шпуров:
Рекомендуется бурить шпуры диаметром от 26 до 44 мм.При использовании шпуров более 40 мм может произойти самопроизвольный выброс рабочей смеси из шпуров, особенно при температуре от +250 до +300С.
Если горная порода характеризуется повышенной пористостью, то шпуры перед заполнением смесью необходимо насытить водой.
Глубина шпуров зависит от высоты блока и во всех случаях должна быть меньше его высоты на 5 – 10 см.От глубины шпуров и склонности блока к раскалыванию (трещеноватости) зависит направление образующихся трещин.
При разрушении блока, высота которого не превышает 30 – 40 см, рекомендуется бурить наклонные шпуры или шпуры меньшего диаметра. Это объясняется тем, что давление, создаваемое НРС-1 в верхней части шпураменьше, чем давление в нижней аго части.
Расход НРС-1 определяется исходя из того, что на заполнение 1 см3 шпура требуется 1,8 грамм порошка НРС-1.
Расположение ближайшего от поверхности шпура должно быть в два раза меньше, чем расстояние между шпурами.
Требования при приготовлении рабочей смеси и заполнению ею шпуров:
1. При приготовлении рабочей смеси необходимо иметь весы (для взвешивания НРС-1), мерный сосуд (для дозирования воды), ёмкость для смешивания НРС-1 с водой, смеситель (при большом объёме работ).
2. При приготовлении рабочей смеси в чистую ёмкость выливают отмеренное количество воды (чистой), а затем в воду при постоянном перемешивании постепенно высыпают взвешенное количество НРС-1 и продолжают перемешивать смесь до получения массы хорошей текучести и без видимых комков.
3. Отношение воды к порошку (по массе) должно быть равным 0,27, то есть на 1000 г порошка – 270 мл воды.
4. Время перемешивания массы не должно превышать 8 – 10 минут.
5. Повышенное содержание в смеси воды способствует замедлению образования трещин.
6. Шпуры для заливки смеси должны быть чистыми (не содержать пыли, обломков габро-норита, воды и т. п.).
7. Шпуры заливаются рабочей смесью до устья и не требуют закупорки.
8. После заливки смеси шпуры нужно защитить от попадания воды (дождя и т.п.).
9. Применение НРС-1 эффективно, если тампература разрушаемого блока не менее +2 - 30С и не более +25 – 300С. Чем выше температура блока, тем холоднее должна быть вода применяемой для смеси.
Основные закономерности при применении НРС-1:
- чем выше предел прочности горной породы, тем длительнее время образования трещин;
- повышение температуры монолита (блока) способствует ускорению образования трещин;
- уменьшение расстояния между шпурами ускоряет процесс образования трещин, но повышает расход НРС-1;
- распыление воды над поверхностью монолита (блока) в зоне образования трещин (увлажнение зоны) способствует увеличению ширины трещин.
Время образования трещин зависит от прочности пород блока, Т0С монолита, Т0С рабочей смеси, диаметра шпуров, содержания воды в рабочей смеси, расстояния между шпурами.
Выброс рабочей смеси из шпуров может иметь место:
- при температуре монолита (блока) превышающей 300С;
- при диаметре шпуров более 45 – 50 мм;
- при содержании воды в рабочей смеси меньше предела, указанного выше;
- при использовании в жаркое время тёплой воды для создания
НРС-1.
Уменьшить вероятность выброса можно за счёт увеличения содержания воды до 0,30 – 0,32.
6.5. Пассировка блоков.
Обработка блоков или пассировка производится для придания им формы в соответствии с требованиями ГОСТ 9479-84.
Пассировка осуществляется при помощи пневматических молотков (отбойных) типа МО в тех случаях, когда объёмы работ пезначительные, то есть грани блока относительно плоские, в тех же случаях, когда блок имеет неправильную форму для пассировки применяют станки термического резания «SL 550».
Производительность рабочего при пассировке блоков отбойными молотками определена по методике «Общесоюзных норм технологического проектирования» и составляет 7-10 м2 в смену.
Средний объём одного добытого блока в карьере «Политехник» составит 2,0 м3. Исходя из того, что производится пассировка 2 – 3 граней блока средняя площадь обработки составит 4 м2.
6.6. Транспортно-погрузочные и вспомогательные работы.
На карьере предусматривается применение одноковшового экскаватора ЭО-5124 для выполнения следующих работ:
- разработка и погрузка пород мягкой вскрыши;
- погрузка взорванной скальной вскрыши;
- погрузка окола и отходов блочной продукции, образовавшихся при разделке монолитов на блоки.
К вспомогательным работам на карьере относятся:
- складирование пород мягкой вскрыши при малой её мощности для последующей погрузки экскаватором ЭО-5124;
- зачистка кровли полезного ископаемого;
- складирование в отвал окола, отходов и пород скальной вскрыши на добычном уступе для дальнейшей их погрузки в автосамосвалы и вывозки на дробильно-сортировочную установку;
- оттягивание блоков для их погрузки;
- планировка отвалов вскрышных пород.
В карьере «Политехник» применяется автомобильный вид транспорта для всех видов грузов. В качестве транспортных средств для транспортирования горной массы и вскрышных пород применяется автосамосвалы КрАЗ-256Б грузоподъёмностью 12 тонн.
Ширина транспортных берм принимается не менее 15,5 метров. С целью обеспечения нормальной работы карьерного автотранспорта на внешнем отвале и промплощадке проезжая часть дороги отсыпается щебнем и расклинивается отсевом. Толщина покрытия до 25 см.
При принятой системе разработке в карьере «Политехник» принято внешнее отвалообразование. Отвалы размещаются в непосредственной близости от карьера. Дальность транспортирования вскрышных пород около 1 километра.
При высоте отвала до 15 метров площадь отчуждения земель составит 3,2 га. Среднегодовая площадь отчуждения 0,3 га.
Отсыпка отвалов производится в тёплое время года, что исключает складирование пород вместе со снегом.
Для заезда автосамосвалов на поверхность отвала устраивается въезд шириной 15 метров с продольным уклоном 0,08‰. Подошва съезда отсыпается породами скальной вскрыши.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23