Рефераты. Экономические системы как объект макроэкономики

Социальная незащищенность граждан в случаях безрабо­тицы, болезни и старости

Создание государствен­ных и частных фондов социального страхова­ния и обеспечения

Надо четко представлять, что по своей сути экономика свободной конкуренции, как, впрочем, и командная экономика, представляет собой крайний, а следовательно, и неосуществимый вариант развития. Они су­ществуют лишь в форме моделей, которые помогают понять закономернос­ти развития систем, которые являются смешением и сплетением этих крайностей, в частности, современного капитализма.

Главная черта смешанной экономики:  и          государство, и частный сектор (предприятия и потребители) играют важную роль в ответах на воп­росы что? как? и для кого? В ней получают довольно широкое распрост­ранение плановые методы: на микроэкономическом уровне как планы раз­вития отдельных фирм на основе маркетинговых исследований, на макро­уровне - как конкретное государственное вмешательство. Планы - ре­зультат приспособления субъектов экономики к требованиям рынка. Пла­ны разных экономических уровней влияют на структуру и количество производимой продукции, обеспечивая их большее соответствие общест­венным потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний также на основе анализа перспективности отраслей. В то же время но­вейшие отрасли науки и техники являются, как правило, малопривлека­тельными для капиталовложений, так как не несут моментальных прибы­лей, поэтому их финансирование осуществляется также за счет бюджет­ных ассигнований и национальных и интернациональных программ (таких, как общеевропейские программы "Эврика" и "Эсприт").

Распределение созданного ВНП также ведется при помощи государс­твенного вмешательства, которое направлено на развитие медицины, пе­реподготовку кадров, социальную защиту. На социальное обеспечение, программы по борьбе с бедностью выделяется сейчас не менее 30-40% всех бюджетных ассигнований стран с развитой рыночной экономикой.

Таким образом, государство в смешанной экономике действует по многим направлениям, оказывая существенное влияние на экономику, ко­торое резко возрастает в периоды кризисов (например, "новый курс" Кейнса при президенте Франклине Рузвельте). Однако главную роль в ответах на классическую тройку вопросов продолжает играть рыночный механизм. Структура его сейчас довольно сложна и является предметом отдельного обсуждения. Мы же остановимся на тех функциях, которые выполняет рынок. Каковы же они в современной капиталистической сис­теме?

Самая важная функция рынка - регулирующая. Она связана с воздейс­твием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Конкуренция, без которой рынок немыслим, стимулирует производителя, поощряет рост производительности труда, повышение качества. На мак­роуровне конкуренция обеспечивает приток капиталов в наиболее перс­пективные для получения прибыли отрасли. Одной из главных задач го­сударства является поддержание работы этого механизма. Также важную роль в рыночном регулировании играет баланс спроса и предложения. Вкупе это и дает эффект "невидимой руки" Адама Смита.

Рынок выполняет информационную функцию. Через данные о меняющихся ценах, процентных ставках, курсах валют и т.д. рынок поставляет участникам товарооборота информацию об общественно необходимом коли­честве, ассортименте и качестве товаров и услуг.

Посредническая функция рынка дает возможность оптимального выбора конкретным покупателем конкретного продавца и наоборот.  Эта функция может быть реализована лишь на рынке с достаточно развитой конкурен­цией.

Ценообразующая функция рынка формирует отражение общественной стоимости того или иного товара или услуги - меновое соотношение, устанавливает связь между стоимостью и ценой, которая чутко реагиру­ет на изменения условий.

Рынок также выполняет санирующую функцию. Она позволяет жестко отбрасывать в сторону неэффективно работающие субъекты экономических отношений. В этом плане рынок является достаточно жестокой и даже беспощадной системой, но это приносит в конечном счете повышение об­щей устойчивости национальной экономики в целом.

Современная рыночная экономика проявляется через разные модели развития. Наиболее известными из них являются:

·        американская.  Основана на всемерном поощрении предприниматель­ской инициативы, обогащения наиболее активной части населения, высо­ком уровне производительности труда. Задача социального равенства не ставится, однако малообеспеченные группы пользуются социальной защи­той (льготы, пособия и т.д.);

·        японская. Характеризуется отставанием уровня жизни от роста производительности труда, за счет чего достигается резкое снижение себестоимости продукции и повышение спроса на нее на мировом рынке. Такая модель основана также на высоком самосознании народа, готов­ностью идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны, своеобразным патриотическим коллективизмом (который многие считают национальной японской чертой);

·        шведская. Отличается высоким уровнем социальной политики, нап­равленной на сокращение имущественной пропасти путем перераспределе­ния национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев. Доля государственных расходов составила в 1980-х гг. около 70% ВВП. Ес­тественно, что это возможно только в условиях жесткой фискальной по­литики. Функция производства в такой модели ложится на предпринима­теля, а функция обеспечения высокого уровня жизни - на государство.

·        немецкая. Государство в такой модели активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Особой поддержкой пользуется mittelschtand - мелкие и средние предприятия. Всем формам хозяйства предоставляются возможности для устойчивого развития.

Несмотря на то, что по сравнению со всеми остальными рыночная система оказалась наиболее гибкой, она все же имеет ряд недостатков, которые, в свою очередь, играют значительную негативную роль в эко­номической жизни общества. К основным проблемам меновой системы эко­номики относятся, прежде всего, проблемы, связанные с борьбой против монополизма и инфляции, а также проблемы занятости и перераспределе­ния доходов. Для подавления влияния этих факторов на экономику стра­ны необходимо активное вмешательство государства. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и конт­ролирующего характера, направленную на стабилизацию и приспособление существующей социально-экономической системы к изменяющимся услови­ям.

Если сформулировать недостатки рыночной системы хозяйствования, то надо сказать о следующих вещах:

1)     тенденция к самопроизвольному установлению равновесия в эконо­мике, как правило, прокладывает себе путь через постоянные нарушения этого равновесия, что порождает общественные потери труда, безрабо­тицу и т.д.;

2)     рынок - жестокая система в социальном плане;

3)     рынок не обеспечивает решения экологических проблем, не стиму­лирует развитие фундаментальной науки, культуры.

Монополизм. Как уже отмечалось, монополизм порожден рынком. О его существовании можно судить по разрушению рыночных механизмов, тормо­жению НТП, удержанию высоких цен.

Добившись доминирующего положения на рынке, монополия стремится к его упрочению, применяя различные методы конкуренции, например, от­резая соперников от кредитных и сырьевых источников, используя цено­вую конкуренцию, призывая на помощь государство и т.д.

Разрушение рынков монополистами не сулит экономике ничего хороше­го. Подавляя стимул к технологическим инновациям, монополии делают экономику чрезвычайно расточительной, развивающейся главным образом за счет привлечения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствие конкурентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и рас­ширять сбыт, достаточно установить монопольные цены и навязать их потребителям. Последним придется мириться и с тем, что товары будут продаваться в ограниченных количествах, а их качество снизится. В мо­нополизированной экономике цены слабо реагируют на колебания потреб­ностей спроса, а монополии заглушают импульсы, которые идут от спро­са к производству. В результате потребители надолго остаются наедине со своими потребностями, без необходимых им товаров и услуг.

Таким образом, государства ведут борьбу с монополизмом широким фронтом, причем наиболее последовательно в секторах, генерирующих технологические нововведения и оказывающих влияние на состояние всей экономики. Вслед за появлением новых рынков формируются государс­твенные структуры, одной из главных задач которых становится поддер­жание высокой конкурентности рынков.

Рынок и конкуренция всегда были антиподами монополизма. В течение долгих лет их исторического противостояния именно рынок являлся той единственной реальной силой, которая препятствовала тотальной моно­полизации экономики.

В странах с развитыми рыночными системами неустойчивый баланс рынка и монополизма сохранялся довольно долго, пока государство не взяло на себя ответственность за создание условий для эффективного функционирования рынка. Твердо встав на защиту рыночной конкуренции, государство противопоставило монополизму весь свой экономический по­тенциал, нашло действенные средства антимонопольной профилактики, демонтировало опасность для экономики монополистических структур. Таким образом, можно говорить о демонополизации как о регулярной функции государства.

В настоящее время, в период перехода к рынку отечественные моно­полистические структуры, не готовые к открытой и честной конкурен­ции, оказывают противодействие проникновению на внутренний рынок иностранных компаний. Заметна повышенная активность новых негосу­дарственных финансовых групп, болезненно реагирующих на любые попыт­ки государства ограничить их монополистическое поведение, формирую­щих свои механизмы давления на власть. Известно, например, как нега­тивно биржевые структуры, тяготеющие к установлению контроля над всей сферой оптовой торговли, встретили украинские законодательные акты, направленные на предотвращение монополизации этого рынка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.