|
Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости |
Создание государственных и частных фондов социального страхования и обеспечения |
Надо четко представлять, что по своей сути экономика свободной конкуренции, как, впрочем, и командная экономика, представляет собой крайний, а следовательно, и неосуществимый вариант развития. Они существуют лишь в форме моделей, которые помогают понять закономерности развития систем, которые являются смешением и сплетением этих крайностей, в частности, современного капитализма.
Главная черта смешанной экономики: и государство, и частный сектор (предприятия и потребители) играют важную роль в ответах на вопросы что? как? и для кого? В ней получают довольно широкое распространение плановые методы: на микроэкономическом уровне как планы развития отдельных фирм на основе маркетинговых исследований, на макроуровне - как конкретное государственное вмешательство. Планы - результат приспособления субъектов экономики к требованиям рынка. Планы разных экономических уровней влияют на структуру и количество производимой продукции, обеспечивая их большее соответствие общественным потребностям.
Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний также на основе анализа перспективности отраслей. В то же время новейшие отрасли науки и техники являются, как правило, малопривлекательными для капиталовложений, так как не несут моментальных прибылей, поэтому их финансирование осуществляется также за счет бюджетных ассигнований и национальных и интернациональных программ (таких, как общеевропейские программы "Эврика" и "Эсприт").
Распределение созданного ВНП также ведется при помощи государственного вмешательства, которое направлено на развитие медицины, переподготовку кадров, социальную защиту. На социальное обеспечение, программы по борьбе с бедностью выделяется сейчас не менее 30-40% всех бюджетных ассигнований стран с развитой рыночной экономикой.
Таким образом, государство в смешанной экономике действует по многим направлениям, оказывая существенное влияние на экономику, которое резко возрастает в периоды кризисов (например, "новый курс" Кейнса при президенте Франклине Рузвельте). Однако главную роль в ответах на классическую тройку вопросов продолжает играть рыночный механизм. Структура его сейчас довольно сложна и является предметом отдельного обсуждения. Мы же остановимся на тех функциях, которые выполняет рынок. Каковы же они в современной капиталистической системе?
Самая важная функция рынка - регулирующая. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Конкуренция, без которой рынок немыслим, стимулирует производителя, поощряет рост производительности труда, повышение качества. На макроуровне конкуренция обеспечивает приток капиталов в наиболее перспективные для получения прибыли отрасли. Одной из главных задач государства является поддержание работы этого механизма. Также важную роль в рыночном регулировании играет баланс спроса и предложения. Вкупе это и дает эффект "невидимой руки" Адама Смита.
Рынок выполняет информационную функцию. Через данные о меняющихся ценах, процентных ставках, курсах валют и т.д. рынок поставляет участникам товарооборота информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг.
Посредническая функция рынка дает возможность оптимального выбора конкретным покупателем конкретного продавца и наоборот. Эта функция может быть реализована лишь на рынке с достаточно развитой конкуренцией.
Ценообразующая функция рынка формирует отражение общественной стоимости того или иного товара или услуги - меновое соотношение, устанавливает связь между стоимостью и ценой, которая чутко реагирует на изменения условий.
Рынок также выполняет санирующую функцию. Она позволяет жестко отбрасывать в сторону неэффективно работающие субъекты экономических отношений. В этом плане рынок является достаточно жестокой и даже беспощадной системой, но это приносит в конечном счете повышение общей устойчивости национальной экономики в целом.
Современная рыночная экономика проявляется через разные модели развития. Наиболее известными из них являются:
· американская. Основана на всемерном поощрении предпринимательской инициативы, обогащения наиболее активной части населения, высоком уровне производительности труда. Задача социального равенства не ставится, однако малообеспеченные группы пользуются социальной защитой (льготы, пособия и т.д.);
· японская. Характеризуется отставанием уровня жизни от роста производительности труда, за счет чего достигается резкое снижение себестоимости продукции и повышение спроса на нее на мировом рынке. Такая модель основана также на высоком самосознании народа, готовностью идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны, своеобразным патриотическим коллективизмом (который многие считают национальной японской чертой);
· шведская. Отличается высоким уровнем социальной политики, направленной на сокращение имущественной пропасти путем перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев. Доля государственных расходов составила в 1980-х гг. около 70% ВВП. Естественно, что это возможно только в условиях жесткой фискальной политики. Функция производства в такой модели ложится на предпринимателя, а функция обеспечения высокого уровня жизни - на государство.
· немецкая. Государство в такой модели активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Особой поддержкой пользуется mittelschtand - мелкие и средние предприятия. Всем формам хозяйства предоставляются возможности для устойчивого развития.
Несмотря на то, что по сравнению со всеми остальными рыночная система оказалась наиболее гибкой, она все же имеет ряд недостатков, которые, в свою очередь, играют значительную негативную роль в экономической жизни общества. К основным проблемам меновой системы экономики относятся, прежде всего, проблемы, связанные с борьбой против монополизма и инфляции, а также проблемы занятости и перераспределения доходов. Для подавления влияния этих факторов на экономику страны необходимо активное вмешательство государства. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленную на стабилизацию и приспособление существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Если сформулировать недостатки рыночной системы хозяйствования, то надо сказать о следующих вещах:
1) тенденция к самопроизвольному установлению равновесия в экономике, как правило, прокладывает себе путь через постоянные нарушения этого равновесия, что порождает общественные потери труда, безработицу и т.д.;
2) рынок - жестокая система в социальном плане;
3) рынок не обеспечивает решения экологических проблем, не стимулирует развитие фундаментальной науки, культуры.
Монополизм. Как уже отмечалось, монополизм порожден рынком. О его существовании можно судить по разрушению рыночных механизмов, торможению НТП, удержанию высоких цен.
Добившись доминирующего положения на рынке, монополия стремится к его упрочению, применяя различные методы конкуренции, например, отрезая соперников от кредитных и сырьевых источников, используя ценовую конкуренцию, призывая на помощь государство и т.д.
Разрушение рынков монополистами не сулит экономике ничего хорошего. Подавляя стимул к технологическим инновациям, монополии делают экономику чрезвычайно расточительной, развивающейся главным образом за счет привлечения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствие конкурентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно установить монопольные цены и навязать их потребителям. Последним придется мириться и с тем, что товары будут продаваться в ограниченных количествах, а их качество снизится. В монополизированной экономике цены слабо реагируют на колебания потребностей спроса, а монополии заглушают импульсы, которые идут от спроса к производству. В результате потребители надолго остаются наедине со своими потребностями, без необходимых им товаров и услуг.
Таким образом, государства ведут борьбу с монополизмом широким фронтом, причем наиболее последовательно в секторах, генерирующих технологические нововведения и оказывающих влияние на состояние всей экономики. Вслед за появлением новых рынков формируются государственные структуры, одной из главных задач которых становится поддержание высокой конкурентности рынков.
Рынок и конкуренция всегда были антиподами монополизма. В течение долгих лет их исторического противостояния именно рынок являлся той единственной реальной силой, которая препятствовала тотальной монополизации экономики.
В странах с развитыми рыночными системами неустойчивый баланс рынка и монополизма сохранялся довольно долго, пока государство не взяло на себя ответственность за создание условий для эффективного функционирования рынка. Твердо встав на защиту рыночной конкуренции, государство противопоставило монополизму весь свой экономический потенциал, нашло действенные средства антимонопольной профилактики, демонтировало опасность для экономики монополистических структур. Таким образом, можно говорить о демонополизации как о регулярной функции государства.
В настоящее время, в период перехода к рынку отечественные монополистические структуры, не готовые к открытой и честной конкуренции, оказывают противодействие проникновению на внутренний рынок иностранных компаний. Заметна повышенная активность новых негосударственных финансовых групп, болезненно реагирующих на любые попытки государства ограничить их монополистическое поведение, формирующих свои механизмы давления на власть. Известно, например, как негативно биржевые структуры, тяготеющие к установлению контроля над всей сферой оптовой торговли, встретили украинские законодательные акты, направленные на предотвращение монополизации этого рынка.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.