Рефераты. Ценные бумаги в российской экономике

 1.6.2 Ценные бумаги в условиях СССР

 

После октябрьских событий декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР от 23 декабря 1917 г. все операции с ценными бумагами на территории страны были запрещены. Были аннулированы и облига­ции внутренних и внешних государственных займов. Это, с одной сто­роны, освободило страну от платежей по государственному долгу; с дру­гой — привело к отказу от исторического опыта использования ценных бумаг, разрушило фундамент международного кредита и торговых от­ношений между Россией и западными державами. В процессе национали­зации прекратили существование акционерные общества. Их акции и об­лигации утратили юридическую силу. В результате корпоративные цен­ные бумаги также были выведены из экономического оборота. Рынок ценных бумаг прекратил свое существование на территории Советской России.

После окончания гражданской войны страна приступила к восстанов­лению народного хозяйства, проводя новую экономическую политику (нэп).

В целях максимального привлечения свободных средств для восстано­вления экономики правительство попыталось перейти к активному ис­пользованию ценных бумаг на новых политических и экономических условиях. В течение 1922—1927 гг. были выпущены самые разнообразные займы с различными сроками, доходностью, формами выплаты дохода, способами размещения и т.д.

Первые займы (три выпуска), выпущенные в 1922—1923 гг., носили натуральную форму — исчислялись в хлебной и сахарной единицах. Это было связано с отсутствием нормальной денежной системы, обес­ценением валюты и острой нехваткой жизненных средств в форме хлеба и сахара. Займы были выпущены беспроцентными и на короткий срок. По мере стабилизации денежного обращения после проведения денежной реформы (1922—1924 гг.) займы стали выпускаться в денежном ис­числении.

По срокам займы были краткосрочные (не более одного года), сред­несрочные (от двух до пяти лет) и долгосрочные (шесть, семь, десять лет). Основная тенденция заключалась в постепенном увеличении доли сред­несрочных и долгосрочных займов.

По способу размещения займы делились на добровольные, доброволь­но-принудительные и принудительные. Например, второй крестьянский выигрышный займ 1925 г. реализовался через сеть персональной аген­туры, руководимой волостными и уездными уполномоченными. В горо­де его размещение осуществлялось открытой продажей. Часть об­лигаций продавались органам Наркомфина по биржевому курсу. Оста­льные были реализованы в рассрочку через сберкассы. В принудительном порядке размещалось несколько займов: первый и второй шестипроцентные выигрышные займы 1922 и 1924 гг., первый трехпроцентный внутренний займ 1924 г. Это объяснялось неблагопри­ятными экономическими условиями в стране и недоверием населения к советским займам.

По выплате дохода облигации займов можно подразделить на про­центный, беспроцентный, выигрышный и процентно-выигрышный.

Облигации займов этого периода характеризовались низким курсом и высокой доходностью. Например, по первому крестьянскому выиг­рышному займу 1924 г. доходность составляла 85 коп. на один рубль облигации. Процентный доход облигаций определялся на уровне 5, 6, 8 и даже 12%. Иногда, кроме процентного дохода, облигации выпуска­лись с выигрышами в тиражах. Вероятность выигрышей была высока. Например, по шести процентному займу укрепления крестьянского хозяй­ства 1928 г. один выигрыш приходился на 30 облигаций (в шести тира­жах). Все это было выгодно для покупателей. Для государства же рен­табельность займов была слишком низкой.

Держатели облигаций займов имели ряд дополнительных льгот: мож­но было получать ссуды банков под залог облигаций, использовать облигации при уплате налогов. Это обеспечивало высокую ликвидность государственных ценных бумаг.

Что касается внешних займов, то иностранные державы соглашались предоставить финансовую помощь только при признании дореволюци­онных долгов. Правительство вело переговоры в этом отношении, но положительных результатов не было.

Выпуск ГЦБ имел существенное значение для преодоления бюджет­ного дефицита. К концу восстановительного периода государственный бюджет сводился к положительным сальдо.

Значение ГЦБ не ограничивалось покрытием бюджетного дефицита. Они были использованы при проведении денежной реформы в 1922— 1924 гг. Например, в 1923 г. был выпущен гарантированный правитель­ством краткосрочный займ Наркомата путей сообщения в форме транс­портных сертификатов на сумму 24 млн. руб. золотом сроком от девяти месяцев до одного года. Номинал облигаций определялся в 5 руб. золотом. Сертификаты были предназначены для покрытия расходов железных дорог и для оплаты транспортных услуг. Они стали играть заметную роль в денежном обращении, так как в то же время параллель­но были введены две валюты — советские знаки и твердые червонцы большого достоинства. Мелкий же хозяйственный оборот остро нуждал­ся в твердой денежной единицы — купюре меньше червонца. Как раз такой потребности соответствовал пятирублевый сертификат, застрахо­ванный от обесценения; он представлял собой казначейские денежные знаки особого рода.

Новая экономическая политика открыла дорогу развитию других элементов рынка ценных бумаг. Восстанавливается вексельное обраще­ние и акционирование.

В первые годы советской власти вексельное обращение во время «военного коммунизма» прекратилось. С возвращением страны к мир­ной жизни, с переходом к нэпу вексель возродился. Вексельное обраще­ние регулировалось «Положением о векселях», которое было утверждено в 1922 г. При разработке векселей за основу был взят Российский вексельный устав 1902 г.

1 января 1926 г. Народным комиссариатом финансов была принята Инструкция учреждения Государственного банка по операциям учета векселей и специальным текущим счетам, обеспеченным векселями. При­нимались меры повышения вексельной дисциплины.

Появились акционерные общества. Они стали создаваться в 20-х гг. и представляли тогда одну из форм управления промышленностью, торговлей и банками при совместном участии в управлении нескольких хозяйственных организаций.

Возрождение различных инструментов рынка ценных бумаг объектив­но привело к формированию в новых экономических условиях бирж. В июле 1921 г. открылась первая советская биржа. В 1922 г. СНК были установлены правила фондовых биржевых операций. Фондовые отделы при товарных биржах могли заниматься торговлей: инвалютой (налич­ностью, траттами, чеками), банкнотами, советскими государственными ценными бумагами, акциями и паями, металлическими слитками.

В течение 1922—1924 гг. фондовые отделы главным образом заклю­чали сделки с валютой — червонцами — в связи с денежной реформой. К котировке на официальных фондовых отделах были допущены только платежные обязательства, выпущенные Наркомфином в 1923 г., и об­лигации первого шестипроцентного выигрышного займа. Операции с ни­ми были неудачны в связи с завышенной ценой. На внебиржевом рынке курс облигаций был значительно ниже.

После завершения денежной реформы прекратились операции с банк­нотами, и центр тяжести финансовой политики правительства перешел на оздоровление системы государственного кредита.

К концу 1924 г. вместо официальной неизменной цены государствен­ные ценные бумаги стали размещаться по рыночному курсу. Все банки, кредитная кооперация, сберкассы свободно участвовали в операциях. Чтобы соответствовать состоянию фондового рынка, масштаб выпуска займов сокращался. В 1925—1926 финансовом году было выпущено только два новых займа: второй крестьянский выигрышный займ и вто­рой восьмипроцентный внутренний займ 1926 г. (на общую сумму 200 млн. руб.).

Фондовые отделы при товарных биржах активно действовали в те­чение 1924—1927 гг. На 1924—1925 финансовый год насчитывалось 10 фондовых отделов при крупнейших товарных биржах.

Начиная с 1927 г. страна вступила в стадию индустриализации. Пра­вительство изменило курс на развитие рынка ценных бумаг. Главной формой размещения ГЦБ стала «подписка в рассрочку» (после 1930 г. она стала единственной). Она заключалась в добровольно-принудительных размещении и оплате облигаций. Подписка в рассрочку проводилась следующим образом: сберкассы выдавали инструкции о порядке раз­мещения займа, бланки для его учета и оформления и авансовую сумму облигаций предприятиям, учреждениям и сельским Советам. Последние выдавали подписчикам подписной лист, содержащий фамилию подпис­чика и сумму, на которую приобретались облигации. Затем подписные листы передавались в бухгалтерию для удержания взносов из заработной платы рабочих и служащих. Крестьяне первый взнос выплачивали в де­сятидневный срок после подписки, рабочие и служащие — в течение срока рассрочки — 10 месяцев. Все взносы перечислялись через Госбанк в государственный бюджет.

Начиная с 1927 г. государственные предприятия были обязаны по­мещать все запасные и резервные средства в ГЦБ. Кооперативные и акционерные (паевые) общества в приобретаемые ГЦБ должны были вкладывать 60% резервных средств. Состав кредиторов государства расширился до всех юридических лиц. В это время были организованы комиссии содействия государственному кредиту и сберегательному делу (комсоды) на всех предприятиях и в организациях под общим ру­ководством Центральной комиссий при Президиуме ЦИК СССР. Их задача состояла в том, чтобы контролировать работу по размещению займов, проводить массовые соревнования по подписке между цехами, предприятиями и т.д., в целом способствовать распространению го­сударственных займов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.