В международной внешнеторговой практике специалисты ориентируются на котировки наиболее известных, хорошо зарекомендовавших себя бирж, имеющих персонал исключительно высокой квалификации, таких как Лондонская биржа металлов, Чикагская биржа, занимающаяся котировками и продажами зерновых, или Нью-йоркская биржа хлопка;
цены аукционов — показывают цены, полученные в результате торгов. Это реальные цены, отражающие спрос и предложение в данный временной период;
статистические внешнеторговые цены — публикуются в различных национальных и международных статистических справочниках. Данные цены, появляющиеся в подобных изданиях, определяются путем деления стоимости экспорта или импорта на объем закупленной или поставленной продукции. Эти цены не показывают конкретную цену конкретного товара. С точки зрения их практического применения они интересны для понимания общей динамики внешней торговли той или иной страны, для статистических
расчетов, используются как приблизительный ориентир. В процессе согласования цен экспортер и импортер, основываясь на собственном анализе данных о положении на рынке товара, приступают к переговорам, заранее зная, на какие уступки они могут пойти.
где Р, — цена по каждой экспортной сделке;
Q, — объем товара.
Реальная цена формируется из запрашиваемой цены и скидок. В мировой практике ведения внешней торговли известно большое количество различных скидок.
Ценовые скидки — метод уторговывания цены с учетом состояния рынка и условий контракта.
Размеры скидок определяются отдельно для каждого конкретного случая. Как правило, размеры скидок варьируются между 2 и 10% от первоначально предлагаемой цены. Безусловно, достигаются и более существенные скидки.
По оценкам специалистов, существует около 40 различных видов ценовых скидок и надбавок. К наиболее распространенным относятся следующие:
• скидка продавца, когда за объем единовременной покупки (партии) или за устойчивость покупок экспортер в процессе торга предоставляет скидку в зависимости от ситуации на конкретном рынке, которая может достигать 20-30% от первоначальной цены;
• скидка для эксклюзивного импортера. Фирма-импортер является единственным поставщиком товара в страну или регион, добивается наилучших условий для продажи этого товара, по существу помогает экспортеру закрепиться на рынке данной страны. Достигает 10-15% от первоначальной цены. Практикуется в условиях рынка монопольной конкуренции;
• скидка «сконто» используется в случае осуществления импортером предоплаты, полной или частичной, за поставляемый товар. Как правило, такая скидка предоставляется и в случае прямого банковского перевода денег при оформлении товарных накладных;
• скидка традиционному партнеру (бонусная), как правило, предоставляется импортеру, длительное время работающему на рынке с одним и тем же экспортером. Экспортер уверен в своем партнере-покупателе с точки зрения правильного и своевременного выполнения контрактных обязательств; скидка предоставляется, как правило, на годовой объем продаж товара. Характерна, в первую очередь, для рынка совершенной конкуренции;
• скидка за покупку внесезонного товара предоставляется на рынках сельхозпродукции, одежды, обуви и др.
• дилерская скидка предоставляется оптовым и розничным торговцам, агентам и посредникам. Эта скидка должна покрывать расходы дилеров на продажу и сервис и обеспечивать им определенный размер прибыли;
• скрытые скидки предоставляются продавцом покупателю в виде льготного кредита, например скидка при оплате транспортных услуг — фрахт;
• скидки за возврат ранее купленного у этой фирмы товара при покупке нового могут достигать 20-30% от цены нового товара. Эта практика применяется в случае, если товаром является дорогостоящее оборудование, рынок которого избыточен;
• закрытые скидки, действующие внутри крупных корпораций, могут достигать 50%.
Расчетные цены применяются при заключении контрактов на поставку нестандартного оборудования, где нет возможности ориентироваться на налог, следовательно, цену нужно рассчитать.
Контрактные цены устанавливаются в процессе переговоров при заключении контракта. Виды контрактных цен различаются по степени их фиксации:
• твердая цена — устанавливается на дату подписания контракта и не подлежит изменению до окончания его исполнения. Применяется обычно при условии, что не наблюдается колебаний цен на предмет заключения контракта и срок его исполнения небольшой;
• твердая фиксированная цена с возможностью последующей корректировки (подвижная цена) — цена фиксируется на момент подписания контракта, однако если в период исполнения она изменяется более чем на 5% в какую-либо из сторон, то оговариваются возможность и условия корректировки цены;
• цена с последующей фиксацией — устанавливается принцип определения цены сторонами, а также источник ценовой информации и дата, на которую она фиксируется;
• скользящая цена — состоит из двух частей. Первая — базисная цена, которая аналогична фиксированной цене. Вторая — основная часть — ресурсная модель, которая отражает отношение долей основных ресурсов на производство. Очень важно оценить тот элемент ресурсной модели, который подвержен изменениям. В момент исполнения контракта расчет цены производится с учетом изменений, произошедших с ресурсами. Такие цены используются для уникальных машин с большим сроком изготовления;
• смешанная цена — состоит из двух частей. Первая — твердая фиксированная цена; вторая — скользящая цена.
Контракты, заключенные между сторонами, должны включать издержки не только производства, но и продвижения товара от производителя к потребителю. Базисные условия поставки (цены) договоров купли-продажи систематизированы Международной Торговой Палатой в ее издании «Инкотермс». «Инкотермс» представляет бой свод правил, носящих факультативный, необязательный характер. Они применяются, если на них сделана прямая ссылка в контракте, и при этом в контракте не предусмотрено иного, чем в тексте «Инкотермс». Термины «Инкотермс» сгруппированы в четыре различные базисные категории.
1. Группа «Е» включает условия EXW, согласно которым покупатель получает готовый к отправке товар на складе (заводе продавца).
• EXW— покупатель несет все расходы и риски, связанные с перевозкой товара с предприятия продавца к месту назначения.
2. Группа «F» содержит условия, согласно которым продавец обязан доставить товар до транспортных средств, указанных покупателем (FCA, FAS, FOB).
• FCA — франко-перевозчик — продавец обязан поставить товар, прошедший таможенную очистку для ввоза;
• FAS — свободно вдоль борта судна — продавец обязан разместить товар вдоль борта судна на причале в согласованном пункте. Таможенную очистку осуществляет покупатель;
• FOB — свободно на борту — продавец обязан разместить товар на борту. Таможенную очистку осуществляет покупатель.
3. В группу «С» входят условия, предусматривающие, что продавец должен заключить договор перевозки, однако не несет риска потери или повреждения товаров и дополнительных расходов, связанных с событиями, возникшими после отгрузки или отправки товаров (CFR, CIF, СРТ, CIP).
• CFR — стоимость и фрахт — продавец оплачивает расходы и фрахт и осуществляет таможенную очистку товара, но не несет риска утраты или повреждения товара;
• CIF — стоимость, страхование и фрахт — у продавца обязанности те же, что и при CFR, а также он обеспечивает морское страхование от риска гибели или повреждения товара. Продавец заключает договор страхования и выплачивает страховщику премию;
• СРТ — перевозка оплачена до... — продавец оплачивает фрахт за перевозку товара до указанного
места назначения. Когда товар передан в распоряжение перевозчика, все риски переходят к покупателю. Продавец осуществляет таможенную очистку товара;
• CIP — перевозная плата и страхование оплачены до... — продавец несет все те же обязанности, что и при СРТ, а также он должен обеспечить транспортное страхование рисков во время перевозки. Продавец заключает договор страхования и оплачивает премию.
4. В группу «D» входят условия, согласно которым продавец несет все риски и затраты, связанные с доставкой груза в пункт назначения (DAF, DES, DEQ, DDU, DDP).
• DAF — поставка до границы — продавец обязан поставить товар, очищенный от таможенных пошлин, в указанный пункт на границе;
• DES — поставка с судна — продавец обязан доставить товар, неочищенный от таможенных пошлин в согласованный порт назначения, а также он несет риски по доставке товара в указанный пункт;
• DEQ — поставка с пристани — продавец несет все расходы и риски, включая уплату налогов, пошлин и иных сборов по доставке товара на причал в согласованном порту назначения;
• DD U — поставка без оплаты пошлины — продавец несет расходы и риски, связанные с доставкой товара в согласованный пункт в стране ввоза (исключая уплату налогов при ввозе товара), а также расходы и риски, связанные с выполнением таможенных формальностей;
• DDP — поставка с оплатой пошлины — продавец несет все риски и расходы, связанные с ввозом товара, включая оплату налогов, пошлин и иных сборов, взимаемых при ввозе товара. Продавец доставляет товар в указанный пункт в стране ввоза.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13