В 2009 году предел бюджетного дефицита ограничен 4,85 % к расходной части бюджета (5,43 % - в 2008 году). Так как дефицит не превышает предельный уровень, то он управляемый.
3. НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Основная доля расходов государственного бюджета, как и в 2008 году, в 2009 году была запланирована на финансирование социальной сферы (33,7 % к итогу), отраслей экономики (30 % к итогу) и общегосударственных расходов (20,6 %). При этом за 2008 – 2009 гг. выявлен значительный рост доли расходов национальной экономики на 2,7 % к итогу, а также значительное снижение доли расходов государственного бюджета на финансирование общегосударственных расходов на 1,4 % к итогу. Доля расходов государственного бюджета на финансирование социальной сферы также снизилась на 0,7 % к итогу.
Основная доля расходов национальной экономики, в 2009 году запланирована на финансирование отраслей промышленности, энергетика, строительства и архитектуры, отраслей сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности и дорожного хозяйства. Однако в 2009 году происходит некоторое снижение удельного веса расходов на финансирование таких отраслей экономики, как сельское хозяйство, рыбохозяйственной деятельности, транспорта, дорог, защиту окружающей среды и т. д. Данную тенденцию можно объяснить тем, что расширяется самостоятельность субъектов хозяйствования, происходит самофинансирование их затрат.
Политика государственных расходов, как составной части бюджетной политики, формируется под воздействием следующих критериев:
1. Приоритетное развитие реального сектора экономики, включая, прежде всего, наращивание экспортного потенциала, решение продовольственных и жилищных проблем;
2. Сохранение социальной направленности бюджетных расходов;
3. Финансирование целевых государственных программ;
4. Выполнение заключенных международных договоров и соглашений.
Вообще, смягчение напряженности в бюджетно-налоговой сфере в долгосрочной перспективе предполагает комплексную реформу в области управления государственными расходами.
Целями бюджетной политики в реальном секторе экономики являются развитие конкурентных основ деятельности в отраслях экономики, сокращение и поддержание инфраструктуры в необходимом для эффективного осуществления государственных функций объеме, развитие приоритетных направлений научных исследований, отвечающих требованиям современной экономики [9, с.26].
Несмотря на увеличение доли расходов на обеспечение жильем в 2009 году на 0,4 % к итогу государственного бюджета, снижение доли расходов на финансирование социальной сферы объясняется уменьшением доли финансирования пенсионного обеспечения и Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 0,5 % к итогу государственного бюджета.
Структура бюджетных расходов и доля отдельных статей в государственном бюджете экономически развитых стран в условиях нормальной хозяйственной конъюнктуры и военно-политической напряжённости выглядит следующим образом:
1. Социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей – 40-50%.
2. Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, субсидии сельскому хозяйству, дотации государственным предприятиям, расходы на осуществление государственных программ – 10-20%.
3. Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам – 10-20%.
4. Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции и т. д. – 5-10%.
5. Платежи по государственному долгу – 7-8%.
Доля основных статей в государственном бюджете Республики Беларусь за 2008 – 2009 годы соответствует вышеуказанным нормам. Однако удельный вес обслуживания государственного долга, долгов органов местного управления и самоуправления снизился с 1,87 % до 1,65 % к общему объему бюджетных расходов, что далеко не соответствует нормам экономически развитых стран.
Поэтому, для оптимизации расходной части бюджета, следует увеличить финансирование бюджета на обслуживание государственного долга, долгов органов местного управления и самоуправления за счет перераспределения расходов или привлечения дополнительных источников финансирования.
Несмотря на то, что расходы на социальное обеспечение, образование и здравоохранение составляют около 40 % общих расходов государственного бюджета, сравнивая с расходами на эти цели в экономически развитых странах, становится явным, что данный показатель является невысоким.
Поэтому требуется усилить социальную направленность бюджета, гарантирующую защиту населения в области занятости, образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, оказания адресной поддержки малообеспеченным слоям населения.
Поскольку бюджетные ресурсы во всех переходных экономиках достаточно ограничены, постольку защита наиболее уязвимых слоев населения должна сочетаться с изменением структуры бюджетных расходов в пользу проведения более активной политики в области занятости.
Преобладающая часть средств, выделяемых из государственного бюджета на регулирование занятости, должна использоваться не на выплаты пособий по безработице, а на инвестиции в инфраструктуру рынка труда: на создание систем переподготовки и повышения квалификации кадров, формирование сети бюро содействия найму и других институтов, способствующих повышению территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы.
Также в 2009 году происходит некоторое снижение удельного веса затрат на финансирование, содержание правоохранительных органов, армии, и других непроизводительных расходов.
Стратегические направления расходов бюджета должны выбираться исходя из максимального эффекта проводимых мероприятий, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде, а также выделения приоритетов на каждом конкретном этапе экономического развития. Определение приоритетов и направлений расходования бюджетных ресурсов, их размера требует реализации ряда мероприятий с целью повышения эффективности государственных расходов. В частности, необходимо:
1. Усилить приоритетность в выборе направлений и объектов финансирования за счет средств государственного бюджета.
2. В целях обеспечения отраслям экономики равного доступа к бюджетным ресурсам упразднить целевые бюджетные фонды в составе бюджета.
3. Обеспечить реструктуризацию доходов бюджета на отрасли хозяйства на базе инвентаризации собственных доходов отраслей. Усилить роль собственных источников в обеспечении текущей деятельности предприятий и организаций.
4. Для создания условий формирования собственных доходов ускорить поэтапное увеличение цен и тарифов на услуги, оказываемые предприятиями жилищного, коммунального, транспортного хозяйства и др.
5. Высвободившиеся бюджетные ресурсы направлять в виде адресных субсидий потребителям услуг соответствующих отраслей – населению и предприятиям.
6. Разработать механизм перевода убыточных отраслей на хозяйственный расчет и самофинансирование. Это в первую очередь имеет отношение к отраслям сельского хозяйства и предполагает расширение действия рыночных механизмов в этой сфере, постепенную отмену дотаций на возмещение разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию на основе либерализации цен.
7. Снизить бюджетное финансирование отраслей хозяйства за счет сокращения государственного сектора экономики в результате приватизации объектов государственной собственности.
8. Повысить уровень планирования расходов бюджета на основе их собственности, исключения из состава расходов любых затрат, непосредственно не связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для ее развития.
Расходы бюджета зависят от его доходов. Между расходной и доходной частями существует органическая связь: государство может профинансировать свои расходы в пределах получаемых доходов.
Анализ структуры доходов государственного бюджета показал существенное снижение доли налогов на товары (работы, услуги) к общей величине налоговых поступлений (с 35 % в 2008 году до 29,53 % в 2009 году) в основном за счет снижения доли налогов из выручки от реализации товаров (работ, услуг) на 4,5 %.
Положительной тенденцией является увеличение налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности за счет вывозных таможенных пошлин, доля которых выросла с 12,7 % в 2008 году до 16,9 % в 2009 году к общей величине государственных доходов.
Увеличение удельного веса неналоговых доходов на 1,8 % объясняется планируемым ростом доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности с темпом роста за 2008 – 2009 годы – 212,3 %.
Таким образом, анализ доходной части бюджета указывает как на имеющиеся некоторые положительные результаты, так и на ряд проблемных вопросов, требующих скорейшего решения.
В области бюджетной политики большое значение имеет работа по увеличению государственных доходов и изысканию дополнительных источников финансирования государственных расходов. Сложность решения данной проблемы состоит в том, что налоговые источники на сегодняшний день не могут быть увеличены, так как дальнейшее увеличение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики приведет к падению эффективности производства и снижению конкурентоспособности отечественной продукции.
Для того чтобы увеличить поступления в бюджет, требуется максимально упростить налоговую систему, сократив общее количество республиканских налогов, сборов и пошлин. Для разрешения коллизии двух главных целей, одна из которых – обеспечение достаточных поступлений в бюджет, а другая – налоги должны взиматься так, чтобы они не мешали, а напротив, способствовали росту и развитию экономики, необходимо проведение комплекса следующих мер:
· повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков путем отказа от необоснованных льгот и исключений; совершенствования моделей построения налогов и сборов; улучшения налогового администрирования и повышения уровня собираемости;
· упрощение налоговой системы за счет установления закрытого перечня налогов и сборов; сокращения их количества; максимальной унификации налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядка уплаты;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12