Рефераты. Расходы государственного бюджета и основные направления их использования в Республике Беларусь

Примечание. Источник: собственная разработка


Изменения в структуре основных направлений источников финансирования расходов республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг. отражены на рисунке 2.2.1.


Рисунок 2.2.1 – динамика структуры основных направлений доходов государственного бюджета за 2008 – 2009 гг.


Анализируя структуру доходов государственного бюджета, становится очевидным, что за 2009 г. несмотря на темп роста налоговых доходов в 125 %, их удельный вес в общей величине государственных доходов, снизился на 1,2%.

Наблюдается существенное снижение доли налогов на товары (работы, услуги) к общей величине налоговых поступлений (с 35 % в 2008 году до 29,53 % в 2009 году) в основном за счет снижения доли налогов из выручки от реализации товаров (работ, услуг) на 4,5 %.

Доля расходов государственного бюджета на финансирование социальной сферы в 2009 году уменьшилась в связи с уменьшением планируемой доли взносов на государственное социальное страхование в общей величине государственных доходов на 0,5 %.

Положительной тенденцией является увеличение налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности за счет вывозных таможенных пошлин, доля которых выросла с 12,7 % в 2008 году до 16,9 % в 2009 году к общей величине государственных доходов.

Увеличение удельного веса неналоговых доходов на 1,8 % объясняется планируемым ростом доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности с темпом роста за 2008 – 2009 годы – 212,3 %.

Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны.

2.3    Анализ состава, структуры и динамики источников финансирования бюджетного дефицита республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг.


Установленный предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2009 год, по сравнению с сопоставимыми ценами 2008 года, больше на 13,1 %. Результаты анализа динамики состава основных источников финансирования бюджетного дефицита отражены в таблице 2.3.1.

Таблица 2.3.1 – анализ динамики состава основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг


Основные источники финансирования бюджетного дефицита

Сумма (тыс. руб.)

Абсолют. прирост в 2009г. по сравнению с 2008г. (в сопост. ценах) (тыс.руб.)

Темп роста 2009г. к 2008г.(в сопост. ценах) (%.)

2008г.

2009г.

2008г. (в сопоставимых ценах)

Общее финансирование

2 190 000 000

2 800 000 000

2 474 700 000

325 300 000

113,1

Внутреннее финансирование, в т.ч.

1 552 886 128

2 437 753 375

1 754 761 325

682 992 050

138,9

Источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц

0

0

0

0

0,0

Прочие источники внутреннего финансирования

-13 359 200

-9 793 125

-15 095 896

5 302 771

64,9

Источники от операций с принадлежащим государству имуществом

1 285 190 850

1 412 288 200

1 452 265 661

-39 977 460

97,2

Изменение остатков средств бюджета

281 054 478

1 035 258 300

317 591 560

717 666 740

326,0

Внешнее финансирование, в т.ч.

637 113 872

362 246 625

719 938 675

-357 692 050

50,3

Кредиты международных финансовых организаций

15 936 884

87 745 500

18 008 679

69 736 821

487,2

Кредиты иностранных государств и иных иностранных кредиторов

621 176 988

274 501 125

701 929 996

-427 428 871

39,1

Темп роста основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2008 – 2009 годы отражен на рисунке 2.3.1.


Рисунок 2.3.1 – Темп роста основных источников финансирования бюджетного дефицита за 2008 – 2009 годы


Темп роста кредитов международных организаций за исследуемый период составил 487,2 %. Однако в общем финансировании бюджетного дефицита темп роста внешнего финансирования снизился на 50 %, тогда как темп роста внутреннего финансирования составил 138,9 %.

Результаты анализа структуры основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2008 – 2009 годы приведены в таблице 2.3.2.


Таблица 2.3.2 – Анализ динамики структуры основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг.


Источники финансирования бюджетного дефицита

Сумма

(тыс. руб.)

Структура

(%)

Изменение структуры (%)

+ / -

2008г. (в сопоставимых ценах)

2009г.

2008г. (в сопоставимых. ценах)

2009г.

1

2

3

4

5

6

Общее финансирование

2 474 700 000

2 800 000 000

100,00

100,00

0,00

Внутреннее финансирование, в т.ч.

1 754 761 325

2 437 753 375

70,91

87,06

+16,15

Источники, получаемые от банков, иных юр. и физических лиц

0

0

0,00

0,00

0

Прочие источники внутр. финансирования

-15 095 896

-9 793 125

-0,61

-0,35

+0,26

Источники от операций с принадлежащим государству имуществом

1 452 265 661

1 412 288 200

58,68

50,44

-8,25

Изменение остатков средств бюджета

317 591 560

1 035 258 300

12,83

36,97

+24,14

Внешнее финансирование, в т.ч.

719 938 675

362 246 625

29,09

12,94

-16,15

Кредиты международных финансовых организаций

18 008 679

87 745 500

0,73

3,13

+2,41

Кредиты иностранных государств и иных иностранных кредиторов

701 929 996

274 501 125

28,36

9,80

-18,56

Примечание. Источник: собственная разработка


Для наглядности изменения в структуре источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2008 – 2009 годы представлены на рисунке 2.3.2.

Рисунок 2.3.2 – динамика структуры основных источников финансирования бюджетного дефицита за 2008 – 2009 годы


Итак, в 2009 году планируется покрыть дефицит государственного бюджета за счет:

- внутреннего финансирования – 87,06 %, что на 16,15 % больше, чем в 2008 году. Это изменение произошло за счет увеличения доли остатков средств бюджета на 24,14 % к общему финансированию бюджетного дефицита.

- внешнего финансирования – 12,94 %, что на 16,15 % меньше, чем в 2008 году, за счет уменьшения удельного веса кредитов иностранных государств и иных иностранных кредиторов на 18, 56 % в общем финансировании бюджетного дефицита.

Дефицит бюджета не должен превышать определенный уровень. Если дефицит не превышает определенный уровень, он называется управляемым, и наоборот, – неуправляемым.

Мировая практика показывает, что предел бюджетного дефицита в условиях стабильности рыночной экономики следует ограничивать 8–10 % к расходной части бюджета [6, с. 76].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.