Примечание. Источник: собственная разработка
Изменения в структуре основных направлений источников финансирования расходов республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг. отражены на рисунке 2.2.1.
Рисунок 2.2.1 – динамика структуры основных направлений доходов государственного бюджета за 2008 – 2009 гг.
Анализируя структуру доходов государственного бюджета, становится очевидным, что за 2009 г. несмотря на темп роста налоговых доходов в 125 %, их удельный вес в общей величине государственных доходов, снизился на 1,2%.
Наблюдается существенное снижение доли налогов на товары (работы, услуги) к общей величине налоговых поступлений (с 35 % в 2008 году до 29,53 % в 2009 году) в основном за счет снижения доли налогов из выручки от реализации товаров (работ, услуг) на 4,5 %.
Доля расходов государственного бюджета на финансирование социальной сферы в 2009 году уменьшилась в связи с уменьшением планируемой доли взносов на государственное социальное страхование в общей величине государственных доходов на 0,5 %.
Положительной тенденцией является увеличение налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности за счет вывозных таможенных пошлин, доля которых выросла с 12,7 % в 2008 году до 16,9 % в 2009 году к общей величине государственных доходов.
Увеличение удельного веса неналоговых доходов на 1,8 % объясняется планируемым ростом доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности с темпом роста за 2008 – 2009 годы – 212,3 %.
Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны.
2.3 Анализ состава, структуры и динамики источников финансирования бюджетного дефицита республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг.
Установленный предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2009 год, по сравнению с сопоставимыми ценами 2008 года, больше на 13,1 %. Результаты анализа динамики состава основных источников финансирования бюджетного дефицита отражены в таблице 2.3.1.
Таблица 2.3.1 – анализ динамики состава основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг
Основные источники финансирования бюджетного дефицита
Сумма (тыс. руб.)
Абсолют. прирост в 2009г. по сравнению с 2008г. (в сопост. ценах) (тыс.руб.)
Темп роста 2009г. к 2008г.(в сопост. ценах) (%.)
2008г.
2009г.
2008г. (в сопоставимых ценах)
Общее финансирование
2 190 000 000
2 800 000 000
2 474 700 000
325 300 000
113,1
Внутреннее финансирование, в т.ч.
1 552 886 128
2 437 753 375
1 754 761 325
682 992 050
138,9
Источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц
0
0,0
Прочие источники внутреннего финансирования
-13 359 200
-9 793 125
-15 095 896
5 302 771
64,9
Источники от операций с принадлежащим государству имуществом
1 285 190 850
1 412 288 200
1 452 265 661
-39 977 460
97,2
Изменение остатков средств бюджета
281 054 478
1 035 258 300
317 591 560
717 666 740
326,0
Внешнее финансирование, в т.ч.
637 113 872
362 246 625
719 938 675
-357 692 050
50,3
Кредиты международных финансовых организаций
15 936 884
87 745 500
18 008 679
69 736 821
487,2
Кредиты иностранных государств и иных иностранных кредиторов
621 176 988
274 501 125
701 929 996
-427 428 871
39,1
Темп роста основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2008 – 2009 годы отражен на рисунке 2.3.1.
Рисунок 2.3.1 – Темп роста основных источников финансирования бюджетного дефицита за 2008 – 2009 годы
Темп роста кредитов международных организаций за исследуемый период составил 487,2 %. Однако в общем финансировании бюджетного дефицита темп роста внешнего финансирования снизился на 50 %, тогда как темп роста внутреннего финансирования составил 138,9 %.
Результаты анализа структуры основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2008 – 2009 годы приведены в таблице 2.3.2.
Таблица 2.3.2 – Анализ динамики структуры основных источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг.
Источники финансирования бюджетного дефицита
Сумма
(тыс. руб.)
Структура
(%)
Изменение структуры (%)
+ / -
2008г. (в сопоставимых. ценах)
1
2
3
4
5
6
100,00
0,00
70,91
87,06
+16,15
Источники, получаемые от банков, иных юр. и физических лиц
Прочие источники внутр. финансирования
-0,61
-0,35
+0,26
58,68
50,44
-8,25
12,83
36,97
+24,14
29,09
12,94
-16,15
0,73
3,13
+2,41
28,36
9,80
-18,56
Для наглядности изменения в структуре источников финансирования дефицита республиканского бюджета за 2008 – 2009 годы представлены на рисунке 2.3.2.
Рисунок 2.3.2 – динамика структуры основных источников финансирования бюджетного дефицита за 2008 – 2009 годы
Итак, в 2009 году планируется покрыть дефицит государственного бюджета за счет:
- внутреннего финансирования – 87,06 %, что на 16,15 % больше, чем в 2008 году. Это изменение произошло за счет увеличения доли остатков средств бюджета на 24,14 % к общему финансированию бюджетного дефицита.
- внешнего финансирования – 12,94 %, что на 16,15 % меньше, чем в 2008 году, за счет уменьшения удельного веса кредитов иностранных государств и иных иностранных кредиторов на 18, 56 % в общем финансировании бюджетного дефицита.
Дефицит бюджета не должен превышать определенный уровень. Если дефицит не превышает определенный уровень, он называется управляемым, и наоборот, – неуправляемым.
Мировая практика показывает, что предел бюджетного дефицита в условиях стабильности рыночной экономики следует ограничивать 8–10 % к расходной части бюджета [6, с. 76].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12