ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов. Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.
Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением − с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.
Любой бюджет опирается на доходы, собираемые почти со всех хозяйствующих субъектов и домохозяйств. Система законов и норм, регулирующих эту сферу государственной жизни, а также органов, осуществляющих эти функции, составляют налоговую систему страны. В связи с теснейшей связью налоговой системы с бюджетом, часто их рассматривают вместе как бюджетно-налоговую систему.
Структура налоговых платежей в России представляет собой достаточно разительный контраст по сравнению с аналогичной структурой в странах Запада, поскольку в ней чрезмерно велик удельный вес косвенных налогов при низкой доле подоходного налога и налогов на имущество. Высокое косвенное налогообложение выступает фактором сдерживания спроса, его излишнее бремя является одной из причин затяжного спада российской экономики. Налоговая система, ориентированная на косвенное обложение хозяйственной деятельности, привела к непропорциональному распределению налогов между сферами производства.
Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
2) бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местных бюджетов.
В доходной части баланса используются следующие бюджетные данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности, средства бюджетных целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества.
Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели: затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, государственные дотации, расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы, расходы на науку из бюджета, расходы на оборону, расходы на содержание органов государственной власти, правоохранительных органов, судов, прокуратуры, расходы по внешнеэкономической деятельности, образование резервных фондов и др.
1. Федеральный закон РФ от 07.12.2008 «О федеральном бюджете на 2009 год».
2. Закон Новосибирской области «Об областном бюджете на 2009 г» (принят 21 декабря 2008 года).
3. Закон Новосибирской области от 30 июля 2001 года № 57-ГД «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Новосибирской области».
4. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 2007, № 11.
5. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов, обуч. по эконом спец. / Под ред. Г. Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 540 с.
6. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2008. - 611с.
7. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие. - М.; Финансы и статистика, 2008. - 542с.
8. Воронин, Ю., Кабашкин, В. Управление государственным долгом. // Экономист. – 2009 - №1.
9. Врубелевская О.В., Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2008.
10. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 3-е изд., перераб., испр. и доп. – М.: «Дашков и к», 2008. – 568с.
11. Игонин В.В. Бюджет Российской Федерации на сегодняшний день // Вопросы экономики. - 2009. - №1. - С.33-38.
12. Игонина Л.л. Муниципальные финансы: Учебное пособие. - М.: Экономистъ, 2009. -330с.
13. Кашин В.А. О совершенствовании налоговой системы в РФ // Налоговый вестник. - 2009. - №11. – С.15-19.
14. Ковалева Т.М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации. – М., 2007.
15. Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм. // Вопросы экономики, 2008, № 3.
16. Ливеровский А.А., Худяков А.И., Бродский М.А., Антонов В.Н. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации. – СПб., 2007.
17. Никитин С.М. Бюджетный процесс // Деньги и кредит. - 2009. - № 11. - С.49-57.
18. Никулина Е.В. Совершенствование формирования доходов региональных бюджетов. // Менеджмент в России и за рубежом, 2009, №7.
19. Огонин И.А. Роль и социально-экономическая сущность бюджета // Российская юстиция. - 2009. - №2. - С.13-19.
20. Осетрова Н.М. К вопросу сущности и определения налогов // Налоговый вестник. - 2009. - № 6. - С.150-152.
21. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Бюджетное право и бюджетный процесс. – М., 2008.
22. Савченко Е.С. Бюджетная система РФ // Достижения науки и техники АПК. - 2009. - № 1. - С.10-13.
23. Теоретические и методологические основы налоговой системы РФ / Под ред. Д.Г. Чернина. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 529с.
24. Тедеев А.А, Парогиева В.А. Бюджетная система России. – М.: Эксмо., 2008.
Приложение 1
К Закону Новосибирской области «Об областном бюджете на 2009 год»
Структура расходов областного бюджета на 2009 год по направлениям расходов в разрезе разделов и подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ
Код
Наименование раздела, подраздела функциональной классификации, направления расходов
Сумма,
тыс. рублей
1
2
3
0100
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ
2 094 752
0105
Судебная система
107 038
0113
Резервные фонды
106 129
0300
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1 825 906
0400
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
5 115 337
0401
Общеэкономические вопросы
16 626
0402
Топливо и энергетика
59 210
0405
Сельское хозяйство и рыболовство
1 597 147
0407
Лесное хозяйство
23 674
0408
Транспорт
2 842 620
0410
Прикладные научные исследования в области национальной экономики
51 495
0500
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО
424 988
0600
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
133 921
0700
ОБРАЗОВАНИЕ
4 837 374
0800
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
380 470
0900
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ
5 249 170
1000
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
4 314 561
1100
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ
9 834 028
1101
Финансовая помощь бюджетам других уровней
4 409 559
1103
Фонд муниципального развития
1 474 137
ВСЕГО РАСХОДОВ
34 210 507
Приложение 2
к Закону Новосибирской области «Об областном бюджете на 2009 год»
Поступление доходов в областной бюджет в 2009 году
по основным источникам
Наименование источника
тыс. руб.
1 00 00000 00 0000 000
ДОХОДЫ
30 485 046
1 01 00000 00 0000 000
Налоги на прибыль, доходы
21 297 512
1 03 00000 00 0000 000
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации
2 453 012
1 05 00000 00 0000 000
Налоги на совокупный доход
440 263
1 06 00000 00 0000 000
Налоги на имущество
4 523 440
1 07 00000 00 0000 000
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
751 249
1 08 00000 00 0000 000
Государственная пошлина
200624
1 09 00000 00 0000 000
Задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам
135 391
1 11 00000 00 0000 000
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
579 238
1 12 00000 00 0000 000
Платежи при пользовании природными ресурсами
89 817
1 14 00000 00 0000 000
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов
7 000
1 16 00000 00 0000 000
Штрафы, санкции, возмещение ущерба
7 500
2 00 00000 00 0000 000
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
722 009
2 02 00000 00 0000 000
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кроме бюджетов государственных внебюджетных фондов
2 02 02080 00 0000 151
Субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан
516 765
2 02 02110 00 0000 151
Субвенции на выполнение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния
53 736
2 02 02200 00 0000 151
Прочие субвенции
68 766
2 02 01030 03 0000 151
Дотации на возмещение убытков от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления
82 742
ВСЕГО ДОХОДОВ
31 207 055
[1] Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие. - М.; Финансы и статистика, 2008. – С.24.
[2] Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие. - М.; Финансы и статистика, 2008. – С.25.
[3] Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2008. - С.40.
[4] Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2008. - С.41.
[5] Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2008. - С.42.
[6] Шахмалов Ф.И. Государство и экономика. Основы взаимодействия: Учеб. для вузов по спец. “Менеджмент”. - М.: Экономика, 2009. - С.131.
[7] Шахмалов Ф.И. Государство и экономика. Основы взаимодействия: Учеб. для вузов по спец. “Менеджмент”. - М.: Экономика, 2009. - С.133.
[8] Огонин И.А. Роль и социально-экономическая сущность бюджета // Российская юстиция. - 2009. - №2. - С.13.
[9] Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В., Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 3-е изд., перераб., испр. и доп. - М.: «Дашков и к», 2009. - С.132.
[10] Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В., Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 3-е изд., перераб., испр. и доп. - М.: «Дашков и к», 2009. - С.185.
[11] Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В., Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 3-е изд., перераб., испр. и доп. - М.: «Дашков и к», 2009. - С.186.
[12] Теоретические и методологические основы налоговой системы РФ / Под ред. Д.Г. Чернина. - М.: Финансы и статистика, 2008. - С.89.
[13] Теоретические и методологические основы налоговой системы РФ / Под ред. Д.Г. Чернина. - М.: Финансы и статистика, 2008. - С.90.
[14] Теоретические и методологические основы налоговой системы РФ / Под ред. Д.Г. Чернина. - М.: Финансы и статистика, 2008. - С.93.
[15] Никитин С.М. Бюджетный процесс // Деньги и кредит. - 2009. - № 11. - С.50.
[16] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Г.Б. Поляка. - М: ЮНИТИ - ДАНА, 2-е изд. 2007. – С.146.
[17] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Г.Б. Поляка. - М: ЮНИТИ - ДАНА, 2-е изд. 2007. – С.154.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6