Основные статьи доходов федерального бюджета в 2008-2009 гг. приведены в табл. 4.
Таблица 4
Основные параметры федерального бюджета на 2007-2009 гг. (млрд руб.)
Параметры
2007г.
2008г.
2009г.
Утверждено
Законом
В % к ВВП
Утверждено Законом
I . Доходы всего
2417791,8
18,5
2686155,9
17,7
3001139,4
17,3
из них:
налоговые доходы
1892363,7
14,5
2083987,0
13,7
2328912,4
13,4
неналоговые доходы
145721,8
1,1
160554,5
169296,7
1,0
доходы целевых бюджетных фондов
14066,3
0,1
13114,4
13630,3
единый социальный налог
365 640,0
2,8
428 500,0
489 300,0
II. Расходы всего
2345641,3
17,9
2591404,6
17,1
2851475,5
16,4
1.Процентные расходы
277 510,0
2,1
290164,2
1,9
302161,1
1,7
в том числе:
внутренние
57482,1
0,4
67 992,7
78 242,0
0,5
внешние
220027,9
222 171,5
1,5 .
223919,1
1,3
2. Непроцентные расходы (без единого социального налога)
1702491,3
13,0
1 872 740,4
12,4
2060014,4
1.1,9
3. Единый социальным налог
489300,0
III. Профицит, дефицит
72150,5
0,6
94751,3
149 663,9
0,9
IV. Финансовый резерв
324 340,3
474 004,2
2,7
Как видно из приведенной таблицы, значительное снижение относительного уровня налоговых доходов федерального бюджета (в % к ВВП) прогнозируется в связи со снижением относительного уровня единого социального налога, а наибольший рост налоговых доходов федерального бюджета предусматривается за счет индексация ставок таможенных пошлин.
Единый социальный налог стал учитываться в структуре налоговых доходов федерального бюджета начиная с 2006 г.
Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды − Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ − и предназначенный для мобилизации средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь, введен действие с 1 января 2005г.
Таблица 5
Основные статьи доходов федерального бюджета в 2008-2009 гг.
Статья дохода
2008г. − закон (прогноз по цене на нефть 22 долл. США за баррель, курс − 31,3)
2009г. − проект (прогноз по цене на нефть 26 долл. США за баррель, курс − 30,21)
Млрд
руб.
%
ВВП
дох.
млрд руб.
1.ЕСН
438,2
2,9
16,0
260,2
1,4
8,4
2. НДС
988,4
6,5
36,0
1094,0
6,1
35,3
3. Таможенные пошлины
532,5
3,5
19,4
739,4
4,1
23,8
4. Налог на добычу полезных ископаемых
267,9
1,8
9,8
400,2
2,2
12,9
5. Акцизы
98,5
3,6
84,7
6. Налог на прибыль организаций
164,6
6,0
235,2
7,6
Таблица 6
Консолидированные бюджеты субъектов РФ[11] (в млрд. руб.)
Год
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
Доходы
2,67
30,1
115,6
241,0
334,9
433,4
413,5
660,8
1065,9
1107,7
1437,3
1903,6
2141,1
2486,8
Расходы
2,35
28,2
112,6
247,0
351,9
468,1
422,5
653,8
1032,1
1092
1382,8
1857,2
1892,2
Дефицит(-), Профицит (+)
+0,32
+1,9
+3,0
-6,0
-17,0
-34,7
-9,0
+7,0
+33,8
+15,7
+54,5
+46,4
+248,93
0,0
В доходах российского федерального бюджета основные налоговые поступления − это косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Это также свидетельствует о недостаточно рациональной структуре доходных источников. Поскольку косвенное налогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутренний покупательный спрос и соответственно сокращает потенциальные возможности экономического развития страны.
Но не только акцент на косвенное налогообложение искажает возможности воздействия налогов как экономического рычага на стимулирование экономической активности общества. Достаточно негативное влияние на налоговую систему оказывает так называемый механизм регулирующих налогов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6