Рефераты. Использование собственных и привлеченных денежных средств финансирования инвестиций в совершенствование предприятий ТЭК России

Для поддержания российского экспорта энергоносителей, кроме повышения эффективности работы ТЭК, необходимо:

увеличить экспортный потенциал энергетики;

укрепить позиции России на мировых рынках энергоносителей.

Определяющим направлением увеличения экспортных возможностей российского ТЭК является переход к энергосберегающему развитию. Повышение эффективности использования топлива и энергии дает возможность высвободить значительные количества энергоресурсов для экспорта. Россия обладает огромным неиспользованным потенциалов энергосбережения, который достигает 460-540 млн. т у.т., что составляет 40-45% современного энергопотребления. Одна треть этого потенциала, использование которого намного дешевле, чем увеличение добычи топлива, сосредоточена в ТЭК. Вторая треть этого потенциала находится в других отраслях промышленности, почти 20% - в коммунально-бытовом секторе и сельском хозяйстве, на транспорте – 10%. (3)

Во время спада производства в 90-х годах потребление энергоносителей сокращалось медленнее, чем происходило падение ВВП. В результате росла энергоемкость ВВП, увеличился разрыв по этому показателю между Россией и промышленно развитыми странами. Энергоемкость ВВП в России примерно в два раза превышает соответствующий показатель в США и в три раза больше, чем в среднем по странам Западной Европы. Высокая энергоемкость экономики свидетельствует о том, что при энергосберегающем хозяйствовании часть высвобождающегося топлива можно использовать для внутреннего потребления, а другую его часть направить на экспорт. Высокая энергоемкость ВВП объясняется прежде всего низким техническим уровнем экономики, ее энергоемкой структурой, отсутствием энергосберегающего механизма развития.

Как известно, в структуре экспорта подавляющую долю занимает жидкое топливо и газ, на которые приходится около 96% всех поступлений от экспорта энергоносителей. Поставки российской нефти за рубеж в 2007 г. составили 125,6 млн.т, газа – 188,8 млрд. куб. м. Основные потребители российского топлива – страны европейского региона.

В перспективе мировые рынки энергоносителей, прежде всего нефти и газа, станут объектом все более усиливающейся конкурентной борьбы. Ее сфера будет охватывать все регионы и страны мира, независимо от того, к какой группе принадлежат они – к производителям или потребителям. Для предотвращения кризисных процессов на мировых рынках нефтегазового топлива, резких колебаний цен на него, необходимо более тесное международное сотрудничество в решении энергетической проблемы, выработка согласованных действий стран, добывающих углеводородное топливо, в энергообеспечении мирового сообщества. Укрепление позиций России на мировых рынках топлива во многом будет зависеть от ее участия в рамках Европейской энергетической хартии, от сотрудничества России с Организацией стран-экспортеров нефти (ОПЕК), Международным энергетическим агентством (МЭА) и другими международными организациями.

Укрепление позиции российских экспортеров на мировых рынках топлива во многом зависит от уровня цен на них. Если мировые цены будут находиться на низком уровне, то российское нефтегазовое топливо перестанет быть конкурентоспособным.

Россия отличается достаточно высокими затратами нефте- и газодобычи, уровень которых растет. В этих условиях конкурентоспособность российского нефтегазового топлива на мировых рынках будет падать. Особенно критически ситуация складывается для российского нефтяного комплекса. Есть вероятность того, что при сохранении для российского нефтегазового комплекса негативных тенденций, Россия через несколько лет из экспортера нефти может превратиться в ее импортера.

Проблема перестройки структуры промышленности в пользу роста доли обрабатывающих отраслей относилась к числу приоритетных еще в советское время. При переходе от плановой к рыночной системе хозяйствования эта проблема, как отмечалось выше, стала приобретать особую остроту. Усилились процессы дезинтеграции производства, увеличился разрыв в реальных возможностях развития обрабатывающей промышленности и сырьевых отраслей.

Высокая степень монополизации отраслей ТЭК в условиях отсутствия эффективного государственного регулирования дает возможность монопольным структурам перераспределять доходы этого комплекса в ущерб общенациональным интересам. Возросшая экономическая сила компаний, представляющих ТЭК, позволяет им нарушать в свою пользу баланс между собственными и общенациональными интересами. К последним относится возрождение обрабатывающей промышленности, высоких технологий и наукоемких производств. Для поддержания баланса между корпоративными и общенациональными интересами необходимо усиление государственного воздействия на экономические процессы. Оно может осуществляться через налоги, цены, госзаказы и другие инструменты регулирования.

Вектор приоритетов целесообразно направить на развитие обрабатывающих отраслей, продукция которых широко применяется в ТЭК. С перемещением добычи нефти и газа на север и, особенно, на шельф арктических морей, российский нефтегазовый комплекс испытывает растущий спрос на высокотехнологичную, наукоемкую продукцию обрабатывающих отраслей. Потребность в такой продукции испытывают и другие отрасли ТЭК. Конверсия ВПК, где сосредоточен основной наукоемкий производственный потенциал, позволит обеспечить производство высокотехнологичной продукции. Гарантировать окупаемость инвестиций, вложенных в создание наукоемкого оборудования для ТЭК, можно за счет реализации энергоносителей, производство которых осуществляется с помощью высоких технологий.

Обрабатывающие отрасли промышленности, прежде всего гражданское машиностроение, легкая и пищевая промышленность, отличаются низким техническим уровнем. Высокие текущие и капитальные затраты в этих секторах экономики препятствуют сближению структуры цен внутреннего и мирового рынков, делают их продукцию неконкурентоспособной. Ситуация усугубляется тем, что в процессе либерализации ценообразования опережающе росли цены на энергоносители и сырье по сравнению с продукцией обрабатывающей промышленности. Это сузило возможности инвестирования и обновления производственного аппарата в обрабатывающих секторах экономики.

В сложившихся условиях одним из важных путей поддержания и развития обрабатывающих отраслей промышленности является снижение цен на энергоносители. Их высокий уровень давит обрабатывающую промышленность, одна из причин значительных цен на ее продукцию, в результате чего она не находит сбыта. Падает производство. В итоге возникает проблема неплатежей за поставляемые энергоносители. С падением производства связана проблема недопоступлений средств в бюджет. Из-за завышенных цен за счет высокого уровня налогов в цене нефти и газа деньги недополучает ни производство, ни бюджет.

Снижение налогов на энергоносители ведет к сокращению поступлений в федеральный и местный бюджеты. Компенсировать это сокращение можно за счет роста налоговых поступлений от обрабатывающих отраслей. Снижение цен на продукцию обрабатывающих секторов экономики приведет к повышению спроса на них, увеличению объемов производства и расширению налогооблагаемой базы.

Развитию обрабатывающей промышленности может способствовать прекращение практики перекрестного субсидирования. Рыночная экономика предполагает, что цены на энергоносители формируются в соответствии с реальной стоимостью их производства и транспортировки до потребителей. Однако в России существуют льготные группы потребителей и это условие ценообразования не выполняется.

Особенно большие перекосы существуют при формировании тарифов на электроэнергию. К льготным группам потребителей электроэнергии относится население и сельское хозяйство, которые приобретают электроэнергию по цене существенно ниже реальной стоимости. Одновременно недоплаты населения и сельского хозяйства переносятся в тарифы для промышленности. Это отрицательно влияет на экономическое положение прежде всего крупных энергоемких производств, имеющих высокую долю электроэнергии в затратах при производстве продукции. В результате снижается конкурентоспособность продукции энергоемких предприятий, что ведет к их частичной загрузке или полной остановке, развитию кризисных процессов.

Введение льготных тарифов для всего населения обосновывается необходимостью обеспечения социальной защиты населения. Однако известна итоговая неэффективность использования заниженной цены на какой-либо товар в качестве инструмента социальной политики. Необходима адресная поддержка малообеспеченной части населения за счет высокооплачиваемых слоев.

В перспективе экологические факторы все в большей степени будут определять структуру промышленности, ограничивать рост энергопроизводства. Научно-технический прогресс, с одной стороны, обостряет экологическую ситуацию, расширяя возможности разрушать природу, а с другой – в результате прогресса появляются экологически ориентированные техника и технология. В процессе структурных преобразований промышленности целесообразно усилить роль государства в решении экологических проблем. Интересы крупных компаний в этой области часто не совпадают с общенациональными интересами.


1.2 Долгосрочное кредитование развития предприятий ТЭК РФ


Наиболее распространенным в мировой практике инструментом финансирования инвестиций в производство является привлечение заемного капитала.

Ключевым показателем, характеризующим развитие кредитного дела в стране, является отношение совокупного объема кредитов, предоставленных банками страны предприятиям и гражданам, к валовому внутреннему продукту (ВВП). Чем этот показатель выше, тем активнее банки занимаются собственным бизнесом. По данным американского рейтингового агентства «Standard and Poor's» этот показатель в Германии достиг 113, в США - 119, в Японии - 193%. В бывших социалистических странах он несколько ниже - в Словакии - 41%, Чехии - 98 и в Румынии - 24%. В то же время в России ссуды предприятиям и населению на начало 2008 г. не превышали 11% и на конец 2009 г., по нашим оценкам, порядка 14-15%.

В 2008 г. банки дали только 4,3% всех инвестиций в производство. Это порядка 24 млрд. рублей (чуть меньше 1 млрд. долл.) из 556 млрд. рублей (23 млрд. долл.) всех инвестиционных включений. В 2009 году доля участия банков в инвестиционном процессе опустилась до 4%, но при этом объемы несколько возросли вследствие роста инвестиций на 17,4% по сравнению с 2008 г. Причины низкой активности банков в инвестиционном процессе, с нашей точки зрения следующие:

крайне недостаточные возможности банковской системы для кредитования по сравнению с потребностями сектора экономики;

отсутствие механизма взыскания долгов. В результате кредиты либо погашаются с большим опозданием (просроченные кредиты), либо вообще не возвращаются заемщиками;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.