В целом сложившаяся видовая структура иностранных инвестиций в России указывает на то, что развитые и высокоразвитые страны рассматривают Российскую Федерацию в основном как рынок сбыта своих товаров, а не площадку для организации собственных производств. Поэтому-то в их инвестициях и преобладают кредитные ресурсы – прочие инвестиции. Высокие доли ПИИ в накопленных инвестициях с Кипра, думается, косвенно подтверждают гипотезу о легализации в России незаконно вывезенных из нее финансовых средств.
Согласно данным Росстата, для стратегических иностранных инвесторов в 2009 г. наиболее привлекательны были три вида экономической деятельности: обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, операции с недвижимым имуществом и предоставление услуг (табл. 4).
В структуру прочих иностранных инвестиций, основную массу которых составляют кредиты, удельный вес обрабатывающих производств и торговли еще выше. Последнее означает, что именно эти виды экономической деятельности у нас наиболее страдают в период финансового кризиса, когда иностранные кредиторы сокращают объемы предоставляемых займов. Так, в 2008 г. в оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования нашей страны поступило 23,9 млрд. дол. иностранных инвестиций, а выбыло – 26,3 млрд. дол.
В целом же сложившаяся структура приоритетов в выборе сфер приложения прямых иностранных инвестиций в экономику России показывает, что забота о человеке – дело национальное. Заграница нам здесь не поможет.
Российские инвестиции за рубежом
При получении в 2008 г. 103,8 млрд. дол. иностранных инвестиций, их погашении в размере 68 млрд. дол. Россия инвестировала в экономики других стран мира 114,3 млрд. дол. Объем погашенных инвестиций, ранее вывезенных из страны, равнялся 103,2 млрд. дол. Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец июня 2009г. составил 60,8 млрд.долларов США. В I полугодии 2009г. из России за рубеж направлено 43,5 млрд.долларов США иностранных инвестиций, или на 16,8% меньше, чем в I полугодии 2008 года. Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 38,2 млрд. долл. США, или на 14,2% меньше, чем в I полугодии 2008 года (табл. 5). [7]
Таблица 5 - Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом (млн.долларов США)
Накоплено на конец июня 2009г.
В том числе
Справочно направлено в I полугодии 2009г.
всего
в % к итогу
прямые
портфельные
прочие
Всего инвестиций
60795
100
40684
4669
15442
43482
из них в страны - крупнейшие получатели инвестиций
52893
87,0
36831
3228
12834
36017
в том числе: Кипр
17248
28,4
12509
1192
3547
4586
Нидерланды
11971
19,7
11585
72
314
5557
США
6065
10,0
5079
-
986
932
Швейцария
4291
7,1
1567
0,2
2724
18736
Виргинские о-ва (Брит.)
3834
6,3
1331
1148
1355
538
Соединенное Королевство (Великобритания)
2536
4,2
2081
252
203
1016
Беларусь
2327
3,8
1950
0,0
377
3127
Германия
2270
3,7
107
2163
489
Люксембург
1178
1,9
470
101
607
228
Украина
1173
152
463
558
808
Итак, при сокращении объема поступивших в страну в 2008 г. иностранных инвестиций на 14,2% и росте суммы погашенных ранее поступивших из-за рубежа инвестиций на 16,8% Россия увеличила экспорт своего капитала за рубежом на 53,1%. Следовательно, созданная в стране стоимость продолжала утекать за границу. Возможно, свою лепту в этот процесс внесли общая институционально-организационная, социально-политическая и экономическая ситуация, большее доверие российских собственников и распорядителей капиталов иностранным экономикам и правительствам, но основными экономическими причинами, как и прежде, были более низкое органическое строение отечественного капитала, технологическое отставание от высокоразвитых стран мира большинства секторов экономики и регионов нашей страны и сырьевая направленность хозяйства.
Заключение
Инвестиционная политика, как составная часть социально-экономической политики экономической системы определенного уровня управления, представляет собой комплекс мер и мероприятий по организации, финансированию и управлению инвестиционной деятельностью, направленных на достижение целей, решение стратегических задач, реализацию различных интересов при оптимальном для инвестора соотношении доходности и риска. Экономическое содержание инвестиционной политики зависит от уровня субъекта инвестиционного рынка, определяется целями инвестора и особенностями сложившейся экономической ситуации, обуславливающей задачи и механизмы реализации.
Привлечение национальных и иностранных инвестиций является крайне важным для современной российской экономики. Наличие достаточных инвестиционных ресурсов, в первую очередь, позволит произвести модернизацию существующих производственных фондов, а также создать новые высокотехнологичные предприятия, что положительно отразится на экономическом росте страны.
В данной курсовой работе были сделаны попытки объяснить сущность инвестиций, узнать законодательную сторону данного понятия, оценить инвестиционный климат страны, эффективность инвестиционной деятельности. Таким образом, цель, которая была поставлена во введении курсовой работы, то есть оценка инвестиционного климата в России и изучение инвестиций в целом, была выполнена.
Оценка инвестиционного климата в России является достаточно низкой, что требует осуществления целого ряда мер по улучшению инвестиционного климата в России.
Позитивное влияние на инвестиционную привлекательность страны оказывают хорошая экономическая динамика, большая численность населения, высокообразованная рабочая сила, формирующийся средний класс, богатые природные ресурсы и ответственная бюджетная политика. К факторам, препятствующим формированию благоприятного инвестиционного климата относятся: качество правоприменения действующего законодательства; уровень административного давления на бизнес; защищенность прав собственности. Для формирования благоприятного инвестиционного климата необходима крупномасштабная перестройка системы администрирования, включая оптимизацию функций государственного управления, повышение «прозрачности» и ответственности исполнительной власти федерального и регионального уровня, что позволит снизить забюрократизированность и связанную с этим коррупцию.
В итоге, формирование инвестиционной политики имеет множество особенностей, характер которых определяется стадией кризиса и проявляется постановкой целей, определении источников финансирования, объектов инвестирования, оценкой и ранжированием инвестиционных проектов. В результате изменения стадий кризисных явлений и соответственно инвестиционной привлекательности требуется периодический пересмотр инвестиционной политики. Для разработки рациональной инвестиционной политики на каждой стадии кризиса следует учитывать связь между риском и доходностью. Необходимо соотносить цели инвестора, желаемую доходность и сроки реализации проекта с глубиной кризиса и стратегией финансового оздоровления.
Библиографический список
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998, ред. от 26.11.2008, изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009).
2. Алексеев А.В., Кузнецова Н.Н. Современные инвестиционные приоритеты в российской промышленности// Эко – 2009. -№4 – с. 2-19.
3. Григорьев Л.К. Инвестиционный процесс: накопленные проблемы и интересы. // Вопросы экономики. - 2008. №4 – с. 44-60.
4. Дадашев А.З. Налоговый механизм регулирования инвестиционной активности // Финансы – 2008. - №5 – с. 30-34.
5. Инвестиции: учебное пособие/Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова [и др.]. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2006 г. – 200 с.
6. Инвестиционный климат России /Под ред. Е. Ясина. – М.: 2006.
7. Казанцев С.В. 2008: иностранные инвестиции в экономике России// Эко – 2009. -№8 – с. 14-26.
8. Основные параметры уточненного прогноза социально-экономического развития на 2009 год. // Министерство экономического развития Российской Федерации. 18 декабря 2008 г.
9. Отнюкова Г.Д. Об инвестициях и инвестиционной деятельности // Закон – 2006. - №3 – с. 5-12.
10. Россия в цифрах. 2007: Крат. стат. сб. / Россия – М. 2007.
11. Россия в цифрах. 2008: Крат. стат. сб. / Россия – М. 2008.
12. Хрестоматия по экономической теории/Сост. Е.Ф. Борисов. – М.: Юристъ, 1997. – 536 с.
13. #"Диаграмма 1" src="1.files/image004.gif">
Рис.А - Географическая структура иностранных инвестиций, поступивших в РФ в I квартале 2009 г. (в скобках предоставлены данные за I квартал 2008 г.)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5