Рефераты. Государственное финансирование малого бизнеса

В настоящее время необходима разработка новой парадигмы развития российского малого предпринимательства, функционирования систем его государственной поддержки. Ключевым моментом здесь должна быть устойчивая хозяйственная кооперация малого среднего и крупного бизнеса, что в свою очередь должно стать объектом целенаправленной политики государственной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровне.

К основным направлениям развития механизмов финансирования относятся:

1.                Бюджетная поддержка малого предпринимательства через реализацию Федеральной и региональных программ государственной поддержки малого предпринимательства.

2.                Разработка и реализация программ кредитных гарантий (распределение инвестиционных рисков между государством и частным капиталом).

3.                Развитие и внедрение высокодинамичной и экономически эффективной системы микрофинансирования.

4.                Внедрение в сфере малого бизнеса типовых схем финансового, возвратного, оперативного лизинга и "лизинга под ключ".

5.                Субсидирование процентной ставки коммерческим организациям по кредитам и займам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства.

6.                Обеспечение возможности для малых предприятий участвовать в выполнении государственных и муниципальных заказов/12/.

Обеспечить доступ предпринимателей к кредитам - значит не только поддержать существующий сектор малого предпринимательства и вывести его из тени, но и стимулировать появление новых предприятий. Согласно данным проведенных исследований, доступ к финансовым ресурсам из 875 тыс. единиц ежегодно имеют лишь порядка 13-15 тыс. малых предприятий. Это означает, что сегодня в России организации, предоставляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают менее 1% потенциального рынка.

Общая потребность действующих субъектов малого предпринимательства в финансовых ресурсах, например, в сфере микрокредитования составляет около 7 млрд. долл. США. Больше всего предпринимателей планируют получение кредитов в государственных фондах поддержки малого предпринимательства (порядка трети тех руководителей малых предприятий, кто собирается привлекать внешнее финансирование). Далее в рейтинге следует частный сектор (партнерский кредит), банковский кредит, привлечение кредитов международных организаций и зарубежных фирм, получение займов в кредитных кооперативах.

При определении форм и методов доступа предпринимателей к финансовым ресурсам необходимо обеспечить дифференцированный подход, учитывая при этом разные категории предпринимателей.

Первая категория - это начинающие предприниматели. Для того, чтобы предприниматель этой категории мог открыть свой бизнес государством должна быть выстроена инфрастуктура по обучению, правовому сопровождению, консалтингу и информационному обеспечению. С учетом мирового опыта и в реальных условиях дефицита финансовых ресурсов государство должно создать условия, которые с привлечением федерального и муниципального имущества могут формировать преимущественно инновационные бизнесы, которые потом передаются предпринимателям в "лизинг под ключ" на длительный срок. В этом случае не требуется обеспечения со стороны предпринимателей:

§ простота процедуры лизинга приводит к понижению стоимости транзакции;

§ для малых предприятий нет необходимости замораживать капитал для софинансирования такого же оборудования в полном объеме;

§ лизинговые контракты специально приспособлены, чтобы соответствовать потребностям МП.

Микрофинансирование должно быть обращено к потребностям владельцев индивидуальных, семейных бизнесов, постоянно нуждающихся в доступе к финансовым ресурсам, но не имеющих возможности пользоваться услугами банков и других кредитных организаций, не заинтересованных в работе с мелкими заемщиками.

Микрофинансирование способствует решению как минимум трех задач:

§ увеличение количества предпринимателей без образования юридического лица;

§ рост налоговых поступлений;

§ наличие кредитной истории для дальнейшего развития субъектов МП через банковский сектор/7/.

Средний размер микрокредита в России в настоящий момент составляет 2-3 тысячи долларов, максимальным его размером считается 10 тысяч. Услуга эта появилась на кредитном рынке недавно - в 2001 году, и сейчас, по его оценкам, на этом рынке работает порядка тысячи организаций - микрокредитами занимаются как банки, так и некоммерческие организации и фонды, темпы его роста составляют сотни процентов в год.

Суммарно микрокредиторы выдают 1 миллиард долларов ежегодно, в то время как потребность российского малого бизнеса в микрокредитах составляет около 5-7 миллиардов долларов.

По мнению экспертов, главное препятствие на пути развития микрофинансирования - это отсутствие общей, глубоко проработанной концепции и стратегии развития микрофинансирования в стране. Сейчас стали появляться структуры, которые этим занялись, но это носит локальный, а не общенациональный характер. Вторая важнейшая проблема - у нас просто нет хорошо подготовленных специалистов-менеджеров по микрофинансовым проектам.

Субсидирование процентной ставки по кредитам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства также создает условия для удешевления кредитных ресурсов, направляемых на развитие малого предпринимательства, содействие вовлечению средств частных инвесторов в развитие малых предприятий.

Кредитование субъектов малого предпринимательства должно осуществляться на льготных условиях с компенсацией разницы части процентных ставок за счет бюджетных средств через систему фондов поддержки малого предпринимательства. При этом кредитные организации, осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства на благоприятных условиях, должны пользоваться льготами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Вторая категория предпринимателей (развивающиеся) - это те, которые уже создали функционирующие бизнесы. Но им нужна помощь для расширения модернизации. Для этого требуются дополнительные кредитные ресурсы.

Для этой категории необходимо создать систему гарантийных механизмов с участием государства, региональной и муниципальной властей. Определенная часть риска должна ложиться и на банки. Это создаст возможность поддержать развитие предпринимателя, вывести его на уровень, когда он сможет и без поддержки государства идти за кредитом в банк, как обычный участник рынка.

Существующая в России практика предоставления государственных гарантий от имени РФ и ее субъектов, подпадающая под действие федерального гражданского законодательства и бюджетного законодательства федерального уровня и уровня субъектов РФ, фактически не затрагивает хозяйствующие субъекты малого бизнеса.

К третьей категории (устойчиво работающие) можно отнести тех предпринимателей, у которых есть и стабильный бизнес, и ликвидный залог, и своя кредитная история. Они могут легко получить кредит в коммерческом банке и под инвестиционную программу и под оборотные средства. В этом случае государственная поддержка малого предприятия должна быть направлена на помощь в выходе на внешние рынки и стимулирование экспорта продукции. При вступлении в ВТО следует ожидать, что на рынок хлынет продукция малых предприятий Европы, Америки и Китая. Предприниматели неизбежно столкнутся с тем, что конкурентное преимущество, которое есть у них сейчас: наличие дешевой рабочей силы исчезнет. Если государство в этой ситуации не создаст новые механизмы поддержки, есть опасность массового свертывания мелких производств/12/.


3.2 Необходимость создания механизма предоставления государственных кредитных гарантий малому бизнесу


Мировой опыт, результаты опросов предпринимателей и представителей кредитных организаций России, исследования зарубежных и отечественных специалистов, выполненные, в том числе, в рамках международных проектов по оказанию России содействия в становлении рыночных отношений, говорят о необходимости, целесообразности и актуальности создания в стране института (системы) государственных гарантий по кредитам субъектов малого предпринимательства, выдаваемых им коммерческими банками. Большинство коммерческих банков России не рассматривают сейчас и не будут рассматривать в обозримом будущем малые предприятия в качестве потенциальной группы клиентов, если государство не возьмет на себя часть рисков финансовых структур, неизбежно возникающих при кредитовании ими субъектов малого бизнеса.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой, а также в ряде стран с переходной экономикой, таких, например, как Чехия, Венгрия, Польша, Эстония, Литва программы государственных кредитных гарантий являются действенным механизмом государственной поддержки малого предпринимательства. В сравнении с другими формами государственной поддержки, направленными на улучшение финансирования малого бизнеса, созданные в этих странах системы государственных кредитных гарантий имеет целый ряд преимуществ, а именно:

─           являясь не прямыми, а косвенными мерами государственной финансовой поддержки, они требуют значительно меньших бюджетных средств и при грамотном управлении позволяют добиваться многократного увеличения финансирования субъектов малого предпринимательства из внебюджетных источников, что особенно важно для России в условиях ее жестких бюджетных ограничений;

─           опираются на компетенцию и контроль банковских специалистов, что резко ограничивает потребность в административно-управленческом персонале при реализации таких программ и обеспечивает вовлечение в реализацию программ большего числа предпринимателей;

─           государственный статус гарантии позволяет банкам снижать проценты по выдаваемым ими предпринимателям кредитам, так как риск банка при этом снижается и гарантированные государством займы связывают меньше собственного капитала банка;

─           снижается ответственность сторон путем разделения риска между заемщиком, банком и гарантом;

─           гарантийные продукты, предоставляемые государством, в зависимости от спроса можно приспосабливать к различным финансовым продуктам, в том числе к финансовой аренде (лизингу) или к инвестициям собственного капитала/9/.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.