Рефераты. Государственное финансирование малого бизнеса

Другая либеральная, точка зрения заключается в том, что государство (в лице территориальных, региональных или муниципальных органов власти) должно ограничить свою роль только созданием благоприятных условий для развития МБ, «не мешать», а способствовать свободной конкуренции и, конечно же, одновременно защищать собственность и жизнь предпринимателя.

По нашему мнению, единообразного ответа на вопрос о преобладании тех или иных косвенных и прямых методов финансовой поддержки не существует. Прямые методы могут облегчить процесс становления предприятия, но, в конечном счете, ограничивают его самостоятельность и гасят мотивы к активной инновационной, сопровождающейся риском, деятельности. Полный отказ от использования прямой государственной поддержки оставляет субъектов МБ один на один с конкурентной средой, часто беспомощным и в ситуациях, связанных с «провалами рынка». Приставляется, что оптимальное сочетание применения прямых и косвенных финансовых методов поддержки МБ должно определяться с учетом конкретных условий места и времени.

Согласно результатам опроса, чаще пытаются получить бюджетное финансирование малые предприятия с неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием. По мере его улучшения доля фирм, претендующих на помощь государства, падает. Среди малых предприятий с плохим экономическим положением за бюджетной поддержкой обращалась треть, а среди тех, чье положение оценивалась как хорошее или удовлетворительное — шестая часть малых предприятий. Данная статистика свидетельствует о том, что последней надеждой экономически несостоятельных малых предприятий является поддержка государства. Но насколько она эффективна? Трудно представить, что предприятия-«аутсайдеры» действительно обладают перспективными бизнес–проектами или бизнес-идеями. Поддерживая их «на плаву», государство в большей мере способствует сохранению сложившегося уровня самозанятости населения, чем созданию заделов для расширения сферы предпринимательства/13/.

Само понятие «помощь» подразумевает поддержку активных действий предпринимателя. Очевидно, что в определенных условиях никакая помощь сама по себе не в силах обеспечить выживаемости бизнеса. Рынок должен определить неэффективные предприятия. Поэтому важно установить ту границу, до которой помощь малому предприятию целесообразна и возможна, а за которой вредна. Опыт зарубежных стран показывает, что создание «тепличных» условий для малого бизнеса может дать противоположные результаты. В нашей стране имеется аналогичный опыт, когда поддержка крупных и небольших неэффективных предприятий не дала ожидаемых результатов.

В настоящее время можно говорить о наличии отдельных элементов системы государственной поддержки МП в России. К формам государственной поддержки МП относятся:

- организационно-инфраструктурная;

- налогово-управленческая;

- имущественная;

- финансово-кредитная.

Самой обременительной для государственного бюджета и одновременно самой привлекательной для бизнеса является финансово-кредитная поддержка, включающая льготное кредитование, предоставление гарантий под кредиты коммерческих банков и др. Задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, имущественные и иные ресурсы, не в том, чтобы поддержать их любой ценой, а в том, чтобы на основе правовой и экономической базы путем использования эффективных форм финансирования помочь им выживать, создавать возможности роста и саморазвития в условиях рынка/18/.

Государство осуществляет мероприятия по финансовой поддержке индивидуальных предпринимателей в рамках общей поддержки малого бизнеса. Основным инструментом реализации государственной финансовой политики в этой области служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.

Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого бизнеса осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), который является заказчиком федеральных программ, и региональные (муниципальные) фонды, которые выполняют соответствующие функции на уровне субъектов РФ (муниципальных образований). С участием ФФПМП в субъектах Российской Федерации было создано 82 государственных региональных фонда и более 170 муниципальных фондов. Эти фонды используют средства ФФПМП, региональных и местных бюджетов, а также средства, привлекаемые из других источников. ФФПМП также сотрудничает с государственными и муниципальными фондами поддержки малого предпринимательства, созданными при участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации/5/.

Финансовые ресурсы фонда формируются за счет ассигнований из федерального бюджета; средств, поступающих от приватизации имущества, находящегося в государственной собственности; средств из внебюджетных источников; возвращенных средств, ранее предоставленных по договорам возвратного финансирования, а также доходов от предпринимательской деятельности фонда в соответствии с его уставом.


1.2           Малый бизнес в реформируемой экономике: роль и значение


На рубеже веков России удалось в значительной мере преодолеть негативные тенденции, связанные с переходном к рыночным формам хозяйствования. На повестку дня практически поставлен вопрос не только о необходимости экономического роста, но и о его достаточно высоких темпах.

Экономические реформы, осуществляемые в России, связаны с радикальной реструктуризацией народного хозяйства, с формированием новых предпринимательских структур. Развитие предпринимательства и конкуренции, базирующееся на реальной реформе отношений собственности, представляют собой одно из стратегических направлений рыночного реформирования и реструктуризации любой экономики. Именно многообразие форм собственности и является обязательным и необходимым условием становления и развития рыночной экономики.

Решение этой проблемы непосредственно связано с развитием предпринимательства вообще и малого предпринимательства в частности.

Мировой опыт свидетельствует, что в экономике даже самых высокоразвитых стран, где имеются громадные предприятия и корпорации, казалось бы, монополизировавшие целые сектора общественного производства, основная масса валового продукта создается большим количеством малых и средних предприятий. Они являются гарантами гибкости и динамичности экономики, мощным средством постоянной корректировки и сохранения структуры воспроизводства, удовлетворяющей потребности населения в работе, заработной плате, социальных услугах.

Малое предпринимательство можно классифицировать как особый творческий тип экономического поведения. Для него характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском. Созданию такой атмосферы в малой фирме способствует соединение в одном лице собственника и управленца.

Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном ограничении функций между сотрудниками и малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.

Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации, который перекрывается непосредственным общением руководителя и подчиненных. То есть малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.

Доктор экономических наук, профессор Орловского государственного технического университета Л.В.Давыдова отмечает, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.

В то же время малый и средний бизнес имеют следующие недостатки:

а)                велика степень риска, страха быть разоренным, так как многое зависит от воздействия внешней среды;

б)                низкая возможность накопления капитала, когда для расширения производства его владельцы могут выделить незначительную часть своего капитала;

в)                сфера малого и среднего бизнеса ограничена, ему трудно внедряться в фондоемкие и наукоемкие производства;

г)                 малым предприятиям сложно организовать свою собственную службу маркетинга, дилерскую сеть, ограничена номенклатура выпускаемой продукции и возникает сложность в конкуренции с крупным производством и т.д.

«Тем не менее, необходимо помнить, - говорит Л.В.Давыдова, - что деятельность малых и средних предприятий ориентирована в наибольшей степени на удовлетворение местных нужд, на развитие региона и решение социально-экономических проблем на местах. Это в свою очередь повышает не только экономическую, но и социальную значимость малого и среднего предпринимательства».


Таблица 1. Характеристики малого бизнеса с точки зрения экономической самостоятельности

Сильные стороны малого бизнеса

Слабые стороны малого бизнеса

Возможность малого бизнеса

Угрозы существованию малого бизнеса

Небольшой стартовый капитал

Ограниченный (локально) рынок

Рост до уровня «большого» бизнеса

Быстрота полного разорения

Высокая эффективность

Ограниченные перспективы роста

Сбалансированное развитие

Быстрое достижение «потолка» роста

Гибкость

Высокая зависимость от превратностей конъюнктуры

Прочная ниша на «своем» рынке

Легкость проникновения конкурента в эту нишу

Самостоятельность

Отсутствие влиятельной поддержки

Творческая реализация

Уязвимость перед попытками силового давления со стороны «сильных мира сего»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.