Рефераты. Финансовые рынки: понятие, сущность, виды

2.2 Влияние мирового финансового кризиса на функционирование финансовых рынков в России


Национальные финансовые рынки не могут существовать изолированно от мирового финансового рынка. Прежде всего, процессы глобализации мировой экономики обуславливают открытие национальных финансовых рынков для зарубежного капитала (в виде прямых и портфельных инвестиций), объемы поступления которого в значительной степени зависят от процентных ставок, устойчивости курса национальной валюты, различного рода рисков, а также макроэкономических параметров развития конкретной страны. Перечисленные факторы традиционно относятся к категории фундаментальных экономических показателей, выступающих в качестве базовых ориентиров для международных инвесторов. Но на состояние национальных финансовых рынков помимо фундаментальных показателей развития экономики конкретной страны оказывает влияние и состояние мировой экономики и мировых финансовых рынков. В этом случае неудивительно, что мировой финансовый кризис в значительной мере повлиял на состояние финансовых рынков нашей страны.

Непосредственной причиной мирового финансового кризиса большинство современных изданий называют излишне рискованные операции коммерческих банков и отсутствие надлежащего эффективного контроля за ними со стороны центральных банков и правительств разных стран, прежде всего США, но в том числе и России. Так, известный американский финансист Джордж Сорос утверждал еще задолго до появления кризиса, что «финансовые рынки не являются рациональными и саморегулирующимися структурами, ибо они есть структуры неполноценные, склонные к "экономическим пузырям", и потому нуждаются в "настройке" со стороны властей» [20].

Россия относится к категории развивающихся экономик, а особенностями развивающихся экономик являются высокие риски, неизменно сопутствующие периоду становления и высоким темпам роста, и недостаток собственных ресурсов для развития. Именно по этой причине развивающиеся экономики привлекают «внешние» средства. Высокие цены на сырье обеспечивали значительный рост аккумулируемых государством ресурсов (в виде валютных резервов и фондов), которые размещались за рубежом – для контроля денежного предложения и инфляции в условиях неразвитых финансовых рынков и банковской системы. Тем временем, корпорации и банки активно осуществляли заимствования на внешних рынках, привлекая средства для наращивания экономической активности.

Летом 2008г. валютные резервы России в 4раза превышали резервы США и Великобритании. В то же время российский бизнес активно наращивал внешние долги, получая базовые деньги для инвестиций в Лондоне, Нью-Йорке, и Франкфурте, то есть где угодно, но не внутри страны. В конце 2007г. индикатор «Внешний долг банков и корпораций/денежная масса России» составлял более 70%. Помимо этого в страну вливались деньги нерезидентов (одна треть сделок на рынке акций ММВБ в 2007г.) [15, c.10].

Безусловно, кредит - необходимая поддержка развития любого бизнеса, и было бы неразумно требовать от российских компаний не прибегать к внешним займам, но стремительная динамика корпоративного долга превысила все ожидания: на начало 2005года корпоративный внешний долг составлял немногим более 100млрд. долларов, к середине 2006года едва перевалил за 200млрд., но уже к середине 2007г. приблизился к 350млрд.долларов, а к середине 2008г. вплотную подошел к 500млрд. долларов [12, c.35] (см. на рис.2.2.1.):


Рис.2.2.1. Динамика внешнего долга корпоративного сектора


В результате были построены два независимых контура движения финансовых ресурсов: государственные средства направлялись на внешние рынки, а банки и корпорации активно привлекали средства за рубежом.

Впервые эта модель сложилась в 1995г- 1998гг., будучи основанной на долларизации экономики (Россия – крупнейший в мире потребитель наличных долларов), эксцессивном наращивании государственного долга, свободной игре нерезидентов на внутреннем рынке акций и внебиржевых срочных сделках с валютой.

В 2000-2008гг. эта модель была восстановлена второй раз. При дефицитности инвестиций в экономике денежные власти и Минфин направляли профициты бюджета и платежного баланса как «избыточную ликвидность» за рубеж, в доллары США, фунты стерлингов, евро. Чтобы покрыть провал в инвестициях крупнейшие российские корпорации и банки стали наращивать внешний долг в тех же валютах. Данная конструкция позволила увеличить темпы роста экономики за счет внешних инвестиций и расширения банковского кредитования, но могла стабильно функционировать лишь в краткосрочном периоде и только при крайне благоприятных обстоятельствах. Последнее предполагало сохранение цен на сырье на высоком уровне и постоянное расширение внешнего финансирования частного сектора. Однако внешние условия изменились. Банковские кредиты нефинансовому сектору по состоянию на 1 сентября 2008 г. превысили депозиты предприятий и населения на 3.5 трлн. руб. (140 млрд. долл.). С начала финансового кризиса (август 2007 г.) дефицит внутренних сбережений возрос на 2.2 трлн. руб. Денежные власти оказались заложниками внешних рисков и неразвитой внутренней системы рефинансирования. Итог - чрезмерная зависимость российского финансового сектора от нерезидентов, его способность вместо смягчения негатива, идущего с западных рынков, наоборот, его двукратно усилить (нижняя точка индекса Доу-Джонса- минус 20% к началу 2008г., индекса РТС – минус 45%). Такое бедственное состояние удивительно при фундаментальном здоровье бюджета [15, c.10-11].

При рассмотрении причин финансового кризиса, можно выделить следующие тенденции:

·                    Глобальный кризис ликвидности начался с фактического закрытия мировых рынков для большинства российских заемщиков, начавшегося с августа 2007 г. Причем главной причиной нестабильности являлся не отток капитала из России, который в принципе продолжается до сих пор, а резкое сокращение притока иностранного капитала в страну. Для многих банков и корпораций начались сложности с рефинансированием прошлых долгов.

·                   Высокая инфляция привела к сокращению сбережений населения. По итогам 2008 г. объем недополученных розничных депозитов в результате высокой инфляции и отрицательных реальных процентных ставок оцениваются в 440 млрд. руб., что вполне сопоставимо с чистым притоком иностранного капитала в банковскую систему.

·                   Определенную роль сыграло отставание в развитии национальной инфраструктуры финансового рынка. Нормативно-правовая база, регулирующая различные аспекты деятельности по инвестированию на российском фондовом рынке, до конца не сформирована. По оценке Международной организации комиссий по рынку ценных бумаг, регулирование в данной сфере, применяемое в Российской Федерации, по ряду положений лишь частично соответствует принципам этой организации. Законодательно не урегулированы вопросы, касающиеся проведения сделок с производными финансовыми инструментами, что мешает инвесторам хеджировать рыночные риски операций с ценными бумагами в России.

·                   Денежно-кредитная политика в 2008 г. была значительно ужесточена, в результате этого наблюдались такие явления, как рост процентных ставок, снижение денежного предложения, падение уровня ликвидности. Доля наиболее ликвидных активов (денежных средств в кассах банков, счетов в Банке России и вложений в ОБР) составила на 01.09.2008 всего 4.5%. (Минимальный уровень прошлой осени 2007 г. составлял 4.9%, летом 2004 г. этот показатель не опускался ниже 5.9%.) Очевидно, что с таким низким уровнем ликвидности может функционировать лишь несколько крупнейших банков.

·                   Активное привлечение ресурсов отдельными банками на внешних рынках и направление их на кредитование нефинансового сектора, использование ценных бумаг в качестве залогов и низкий уровень управления рисками.

Чтобы проанализировать влияние кризиса на финансовые рынки, необходимо рассмотреть динамику основных показателей развития рынков за последние 2года (источник статистических данных - рейтинговое агентство «Банковское дело» [17, с.17-22] ).

В августе 2008года наблюдалось снижение капитализации фондового рынка с 1275 млрд. руб. до 1097млрд. руб., или на 14 %. Падение фондового рынка продолжалось и в сентябре. Меры монетарных властей по поддержке фондового рынка в сентябре-октябре привели к росту котировок акций в отдельные дни, но в целом капитализация фондового рынка продолжила снижение. По состоянию на 20.10.2008 капитализация фондового рынка составила 432 млрд. руб. На фондовом рынке сохраняется высокая волатильность, а его капитализация по сравнению с июнем 2008года упала почти в 4раза. Также в августе вложения банков в ценные бумаги уменьшились на 2,4%, в том числе и долговые обязательства – на 0,9, в долевые ценные бумаги – на 13,2% (табл. 2.2.1.); наблюдалось сокращение вложений банков в долговые обязательства РФ (с 498млрд до 449млрд. рублей, или на 9,8%), субъектов РФ и местных органов власти (с 149,5 млрд. до 147,4 млрд.руб. , или на 1,4%), российских предприятий(с 401 млрд.руб. до 393 млрд. руб., или на 2,2%). Вследствие снижения цен на многие ценные бумаги на финансовых рынках отрицательная переоценка портфеля ценных бумаг по состоянию на 01.09.2008 достигла 51,5 млрд.руб.

Таблица 2.2.1. Динамика вложений в ценные бумаги и рыночных рисков

Показатель

01.01.06

01.01.07

01.01.08

01.07.08

01.08.08

01.09.08

Ценные бумаги, приобретенные банками, млрд.руб.

1400,1

1745,4

2250,6

2348

2374

2318

Доля ценных бумаг в активах, %

14,4

12,5

11,2

10,2

10,2

9,6

Вложения в долговые обязательства, млрд.руб.

998,0

1251,4

1541,4

1609

1664

1649

1

2

3

4

5

6

7

Вложения в долевые ценные бумаги, млрд.руб.

127,1

185

316,3

291

267,4

232

Рыночный риск к капиталу, %

33,6

45,1

38,7

40,4

39,3

36,8

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.