Рефераты. Жизнь во внешнем мире. Утилитарный экзистенционализм

Абсурдность человеческой жизни заводит ум человека в логический тупик и сводит его с ума. И тогда есть только два пути – путь отрицания своего ума, когда человек отказывается что-либо решать (возлагает ответственность на кого-то – судьбу, обстоятельства; на бога, по Шестову); оставляет все без изменений (“живет так, словно ничего не знает”), закрывает глаза на все происходящее в слепой вере – “авось пронесет” (философское самоубийство – по А.Камю). Либо как матрос, потерпевший кораблекрушение, плывет наперекор стихии – все же надеясь когда-либо достичь берега. “Абсурд имеет смысл только тогда, когда с ним не соглашаются” – когда человек бунтует против смерти и абсурдности своего существования. Даже в состоянии абсурдности человеческой жизни, нужно продолжать жить, хотя бы для того, чтобы постараться покончить с этим абсурдом – сделать все, что от тебя зависит. “Осознавая свою смерть и отказываясь от нее, бунт придает цену жизни. Для человека без шор нет зрелища прекраснее, чем борьба интеллекта с превосходящей его реальностью. Ни с чем не сравнимо зрелище человеческой гордыни. Есть нечто неповторимо могущественное в дисциплине, которую продиктовал себе ум, в крепко выкованной воле, в этом противостоянии… Абсурдный человек исчерпывает все и исчерпывается сам, прежде чем его настигнет смерть”. Что дает нам энергию жить дальше в момент, когда кажется, что все уже кончено? – То, что умереть мы всегда успеем!! Но не ужели ты сделал все, что мог, чтобы хоть на мгновенье продлить чудо жизни?

И человечество уже не так мало сделало в этом направлении. Рассматривая развитие эволюционного процесса, в том числе и историю человечества, можно построить следующую схему:

                                                                                               утопизм



                                                                                                                                           (УОР=const)

 


                                 революция                                   реакция (террор)

Уровень

общественного

развития                                                                                                                                  время


                                  угнетение                                     бунт

                            


                                                                                              нигилизм


            Из схемы, широко известной в биологии и медицине (возбуждение, угнетение, тонизирование, успокоение), видно, что при небольших промежутках времени, когда уровень общественного развития (УОР) можно считать стабильным (УОР=const), искусственное понижение уровня общественного развития будет приводить к угнетению  населения, вплоть до абсолютного нигилизма, когда люди перестанут верить и надеяться на что-либо вообще. И данный процесс закончиться либо уничтожением данной популяции людей, либо приведет к их бунту с восстановлением привилегий в случае победы, или дальнейшим угнетением в случае поражения. Попытка насильственного повышения УОР, не основанная, не имеющая реальной экономической (или какой-либо еще) основы, есть не что иное, как утопия и закончится, в конце концов, рано или поздно, обратной реакцией, известной в большей степени как террор. Поддерживать этот искусственный уровень общественного развития, до достижения этого порога естественным уровнем общественного развития, как показывает история того же советского государства очень не просто и связано с постоянными колебаниями террора и новых революций, когда каждый новый вождь фактически проводил террор в начале своего правления (списывая ошибки и просчеты на своего предшественника – “обнуляя счет”) с новой революцией в последующем. Но история редко довольствуется одним только бунтом после длительного угнетения. Пользуясь инерционностью любого движения, идею бунта легко превратить в революцию; так же как реакция, террор против революционеров очень легко перерастает в угнетение целого сообщества (всего народа).

                                                                                                                             (УОР=const)

Уровень

общественного                            революция           реакция                        революция       реакция

развития                                                                                                                             время

                                                                                                        угнетение    бунт                                   угнетение

               


Но если революции с последующим за ней террором в “стабильном” обществе приводят к расшатыванию уровня общественного развития, то бунт может играть обратную – стабилизирующую функцию. При достаточно длительных промежутках времени, когда уровень общественного развития уже повысился (если, конечно, исходить из предпосылок, что человечество развивается, а не деградирует), а социальные отношения продолжают оставаться на прежнем уровне, тогда бунт низших слоев общества будет вести к стабилизации УОР в целом.

 


                                                                                                                              (УОР¹const)

                                                                                                                                                                время

                                                                                                                                                       бунт

Уровень                                                                                                                                          социализм

общественного                                                                                      бунт          капитализм

развития                                                             бунт       феодализм

                                           рабовладение


Нигилизм, в данном контексте, можно рассматривать как индикатор угнетения населения – чем больше угнетено население, тем большее количество нигилистически настроенных индивидов. И существует большая вероятность бунта. Причем при насильственном “запирании” УОР, увеличивается количество населения с пониженным УОР, а, следовательно, увеличивается вероятность перерастания бунта в революцию. При смене векового уклада жизни бунт может проявляться даже более ярко, чем революция. Таково падение Рима; таково падение Бастилии. Таким бунтом когда-нибудь, возможно будет и социалистическая революция, не та, что была в России 1917 году, а та, к которой постепенно идет вся северная Европа (куда шла и Россия с династией Романовых до 1917 года).

            С пусть и постепенным, но все же увеличением уровня общественного развития (УОР), не только у человечества в целом, но и у каждого индивида появляется все больший шанс, надежда на успех. Для многих эта надежда слишком мала, что бы о ней вообще стоило говорить – но выбирать не приходиться!! Шансы каждого индивида в отдельности мизерны в еще большей степени, а потому разумней стоять плечо к плечу с такими же бунтарями, как ты сам. Но не менее важно, как показывает история революций – становясь в отряд бунтарей – сохранять при этом свою индивидуальность. Поскольку именно индивидуальность самое ценное, что есть у каждого человека. Самое ценное, как для самого индивида, так и для всей популяции людей в целом! Сохранять свою индивидуальность в большой популяции, тем более в популяции подобных, очень трудно. Но пассивно ждать своего конца глупо, а потому для продвижения вперед просто необходимы конструктивные отношения. Тем более что в процессе своей эволюции человек уже многого достиг и освободился от множества проблем. Вспоминая слова великого бунтаря Ф.Ницше, хочется спросить вслед за ним: “Какое дело мне от чего ты освободился, скажи лучше мне – для чего ты освободился?!”.

При всех разновидностях продолжения своего жизненного пути, традиционно принято разделять данный выбор относительно категорий “высокого” и “низкого”. Данные категории принципиально отличаются от понятий о добре и зле, от понятий разумного и не разумного. Если понятия добра и зла скорее относятся к принципу разумности, то понятия высокого и низменного скорее сравнимы с понятиями эволюции и инволюции. Категория “высокого”, как мы попробуем доказать ниже, сонаправлена конструктивизму, или по доказательству З.Фрейда – либидо. Тогда как понятие “низкого” – сонаправлена процессу деструкции – мортидо. Конструктивные отношения – построение конструкции – движение вверх. Деструктивные отношения – ограничение, замкнутость, разрушение – движение вниз. Действительно, самым высоким чувством во Вселенной является чувство любви. Любви в самом широком смысле: любовь к родине, к жизни, к любимому человеку, к ребенку, к матери, к друзьям и т.д. Любовь всегда создает, а потому возвышает любого и каждого из нас. В России впервые на это обстоятельство обратил внимание В.В.Розанов, говоривший о великой конструктивной силе любви. Данное высказывание породило очень бурную дискуссию в культурной среде периода “серебряного века”. Мнению Розанова, так или иначе выражавшему идеи Фрейда, Соловьев и его сподвижники противопоставляли христианское понимание – этику в проявление любви. Но интересно в этом споре то, что любовь, как великое конструктивное начало, принималось всеми участниками в качестве краеугольного камня. Библия, как и Талмуд, Коран – величайшие эпосы человеческой цивилизации – основаны так же на любви к человеку, а потому, устремлены вверх, в будущее и сами являются высочайшим примером конструктивизма.

Понятия высокого и низкого, принципиально отличаясь от идей добра и зла, разумного и не разумного, ни в коем случае, не противопоставляются им. Более того, расцвет самых высоких проявлений конструктивных начал (в том числе и любви) происходит тогда, когда они согласуются с разумом. Ум человека, разум его, все научные поиски (наука – есть поиск и отслеживание каких-либо закономерностей) – могут быть направлены в двух направлениях, отражающих суть любой жизнедеятельности:

1.      На сохранение своей индивидуальности (снижение негативных влияний окружающей среды и избытков продуктов своей жизнедеятельности) - мортидо.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.