Рефераты. Социально-правовое пространство и его характеристика на современном этапе общественного развития

·               Т. И. Заславская и Р. Г. Громова выделяют верхний, средний и базовый слой. По их оценкам, верхний слой образуют крупные и средние предприниматели, бизнес-слой, руководители производства, высокооплачиваемые специалисты, бюрократия, высшие офицеры армии, силовых структур. В средний слой входят мелкие предприниматели, высококвалифицированные специалисты, лица, занятые в управленческих структурах, военные. Базовый слой образуют массовая интеллигенция, служащие, лица массовых профессий, индустриальные рабочие, крестьяне и фермеры.

Не претендуя на полноту анализа этих процессов, мы остановим наше внимание на главных из них, и, прежде всего, связанных с развитием научно-технической революции, на изменениях, которые происходят в результате экономических и политических процессов. Ускорение научно-технического прогресса, которое получило свое начало в 60-х годах нашего столетия привело к значительным переменам не только в развитии науки и техники, но и во всей социальной структуре общества. Усложнение техники, технологии производства привело к значительному росту в составе рабочего класса удельного веса высококвалифицированных и резкому уменьшению доли неквалифицированных и малоквалифицированных рабочих. А это в свою очередь привело к изменению требований, необходимых для подготовки рабочей силы. К началу 90-х годов средняя подготовка рабочей силы в ведущих странах поднялась до уровня младшего колледжа (14 лет обучения). Высшее и среднее специальное образование становится базовым для многих профессий. Массовая подготовка средней рабочей силы требует от семей, корпораций и государства больших инвестиций в каждого работника. Они в свою очередь ведут и к более высокому уровню культуры, общей образованности, к росту стремления к самосовершенствованию и т.д. В результате ускорения научно-технического прогресса и длительной классовой борьбы произошли заметные изменения в материальном положении людей наемного труда. Основная масса людей наемного труда (экономическая основа рабочего класса) переместилась в средние и обеспеченные слои общества. Все это говорит о том, что под влиянием научно-технического прогресса и других объективных процессов в экономически развитых странах происходят заметные изменения в социальной структуре общества, формирование новых слоев, изменение их роли в жизни общества.

Социальная политика государства - целенаправленная деятельность органов государства по регулированию процессов, происходящих в социальной сфере, имеющую целью обеспечение условий для всестороннего развития личности всех граждан на основе роста материального благосостояния и духовного богатства общества. Данное определение представляется нам наиболее полным поскольку, целью социальной политики должно быть не только стремление к материальному обеспечению и благополучию, но и стремление к нравственному, духовному обогащению граждан страны. На основании этого мы выделяем несколько основных направлений социальной политики, к которым относятся:

·                     политика в сфере доходов населения;

·                     политика в сфере труда и занятости;

·                     демографическая политика;

·                     миграционная политика;

·                     политика развития отраслей социальной сферы (образование, культура, здравоохранение и др.);

·                     политика в области социальной защиты населения.

В условиях структурного кризиса в обществе, когда возможность саморегуляции социальных процессов существенно снизилась, все более осознается потребность в оптимальных государственных решениях. Поэтому, единственным институтом, способным выполнить функции объединения усилий всех субъектов управления в социальной области может быть только государство в лице федеральных и региональных органов власти. В задачу государства входит, прежде всего, создание правового поля и механизмов, устанавливающих правила и принципы поведения, взаимоотношений всех составляющих общество социальных субъектов, обеспечение социальной защиты, поддержки нуждающихся, справедливого распределения доходов, упрочения социальной справедливости граждан и их реального участия в управлении общественной и государственной жизнью.

Попытки увязать представления о среднем классе, приня­тые в западной социологии, и реальность современного российско­го общества приводят к тому, что вопрос об определении средне­го класса, о том какие группы и по каким критериям могут быть к нему отнесены, становится едва ли не центральной проблемой дискуссий, возникающих в данной области. Средний слой оказывается единственным элементом соци­альной структуры России, который, не будучи средним классом, в западном по­нимании, тем не менее, стремится двигаться в направлении последнего, имеет требуемый для этого потенциал и потому способен со временем взять на себя функции среднего класса. В этом смысле он может рассматриваться в качестве среднего протокласса. Что касается реальной возмож­ности и вероятности превращения этого слоя в полноценный средний класс, то они зависят. Во-первых, от социальных качеств составляющих этот слой индиви­дов (их образовательного, квалификационного потенциала, уровня благосостояния, ценностных ориентации, потребностей, жизненных по­зиций, мотивов, норм и способов поведения и проч.). Во-вторых, от институ­циональных — экономических, политических, социальных — условий их жизне­деятельности.



Основные черты Конституции РФ

В принятой Конституции Российской Федерации нашли свое признание и нормативное закрепле­ние все три основных компонента современной правовой государственности — гуманитарно-правовой (закрепление основных прав и свобод человека), нормативно-правовой (конституционно-правовая концепция источников действу­ющего права) и институционально-правовой (система раз­деления и взаимодействия властей).

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, по Конституции, является ее многонациональный народ. Суверенитет Рос­сийской федерации распространяется на всю ее террито­рию, а сама российская Конституция и федеральные за­коны имеют верховенство на всей территории Российской Федерации[14].

В качестве основ конституционного строя Конститу­ция закрепляет и целый ряд других принципи­альных положений, определяющих новизну общественно­го и государственно-правового устройства постсоветской России.

Для утверждения начал правовой государственности определяющее  значение здесь имеют, прежде всего, поло­жения Конституции о высшей ценности человека, его прав и свобод, о разделении властей, о прямом действии Конституции и конституционно-правовых харак­теристиках источников действующего права.

Основы формирования в стране гражданского обще­ства закреплены в конституционных нормах о признании и защите в Российской Федерации равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм соб­ственности (в том числе — на землю и другие природные ресурсы), о едином экономическом пространстве, поддер­жке конкуренции, свободе экономической деятельности и т.д.

Основные федеративные черты и свойства российс­кой правовой государственности выражены в конституци­онных положениях о равноправии субъектов Российской.

Идеологические и политические характеристики кон­ституционного строя включают в себя признание идеологи­ческого и политического многообразия, многопартийности, равенства общественных объединений перёд законом.

Новая Конституция Российской Федерации в своей регламентации основных положений постсоветского строя опирается на естественноправовые идеи о прирожденных и неотчуждаемых правах и свободах человека. В утверж­дение такого подхода Конституция провозглашает:

«Человек, его права и свободы являются высшей ценнос­тью[15]». При этом Конституция исходит из того, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения[16]».        

Присущий Конституции естественно правовой подход по существу означает, что прирожденные и неотчуждае­мые права и свободы человека представляют собой исходное правовое начало.

Используемая в Конституции новая для нас естественно правовая конструкция прирожденных прав и свобод че­ловека по существу направлена против ранее господство­вавших в советской теории и практике представлений об октроированном (дарованном сверху официальными влас­тями) характере прав людей.

Сис­тема разделения и взаимодействия властей носит в целом асимметричный и несбалансированный характер — с яв­ным перекосом в пользу полномочий Президента и его до­минирующей роли в решении государственных дел, с оче­видными слабостями других ветвей власти в их соотношении с президентской властью. Хотя в соответствии с зафиксированным в Кон­ституции принципом разделения властей на законодатель­ную, исполнительную и судебную ясно, что президентс­кая власть — это власть именно исполнительная, одна­ко по смыслу ряда других статей Конституции президен­тская власть как бы выносится за рамки данной классичес­кой триады и конструируется в виде некой особой власти, возвышающейся над этой привычной триадой.

В Конституции закреплен широкий круг лич­ных, политических, социальных и экономических прав и свобод человека и гражданина, соответствующий в целом современным международным стандартам и высокому уров­ню конституционных требований в современных либераль­но-демократических развитых странах. При этом подчерки­вается, что перечень конституционно закрепленных в них прав и свобод не является исчерпывающим и не должен толковаться в ущерб другим правам и свободам человека и гражданина.

Конституционные положения о правах и свободах че­ловека, по логике и смыслу естественноправового  правопонимания имеют двоякое значение: эти положе­ния значимы не только в плане закрепления индивиду­альной правоспособности личнос­ти, ее субъективных прав и т.д., но (в качестве исходных правовых начал) они имеют одновременно и общеправо­вое значение и выступают как общеобязательный право­вой стандарт и конституционное требование правовому качеству официальных нормативных актов, к организации и деятельности всех ветвей государственной власти и дол­жностных лиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.