Рефераты. Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ) p> Наконец, практика выступает и как цель познания, хотя в оценке этого параметра воздействия практики на познание одинаково ошибочны обе крайности
- и узкий практицизм в подходе к науке, непомерно сужающий диапазон исследовательского поиска, и попытки ухода в так называемую "чистую" науку, нежелание работать над решением практических задач.

Роль практики как цели познания особенно ярко проявляется в наши дни в том, что наука превращается в непосредственную производительную силу, играет все большую роль в развитии и материально-производственной и социальной сферы общественной жизни.

Практика - основная движущая сила познания. Главным стимулом для развития знания служат практические потребности людей. Практика та же сфера приложения знания. Позднее знания получали из такой формы практического взаимодействия как эксперимент. Эксперимент - форма материального взаимодействия вещей, при котором они искусственно ставятся человеком в определенные взаимоотношения, и на их основе выявляются те или иные свойства.

15 Практика как критерий истины

В истории науки и философии высказывались разные точки зрения на критерий истины (критерий - это средство проверки достоверности знания).
Так, Декарт критерием истинных знаний считал их ясность самоочевидность.
Фейербах такой критерий искал в чувственных данных. Но оказалось - никаких самоочевидных положений нет, ясность мышления - вопрос крайне субъективный, а чувства - зачастую нас обманывают (ложка в стакане воды изломана...).

Коренным пороком этих критериев то, что они находятся в самом знании, в его особых привилегированных частях. Необходим критерий, который был бы и теоретическим (для отражения объекта) и внетеоретическим (для проверки знаний), отличался бы от субъективных процессов познания и от объективных естественных процессов.

Такими свойствами обладает практика, но во всём её объёме и историческом развитии. При этом практику, дополняют и другие критерии - общезначимость (то, что признаётся многими людьми), - прагматизм (то, что признают полезным, что приводит к успеху); - когерентность
(взаимосоответствие суждений); - конвенционализм (то, что соответствует соглашению).

Так, математики склоняются когерентной концепции истины, гуманитарии к общезначимости и конвенционализму, инженеры, научные работники, к практицизму и практике.

Понятие "практика" раскрывалась через широкий спектр терминов
"действие", "деятельность", "деятельная жизнь", "опыт", "опыт в целом",
"труд". Практика считалась важным условием процесса познания, высказывалась идея о единстве теории и практики (Гегель, Чернышевский, Соловьев, Поппер).

Практика активная, целенаправленная чувственно-предметная деятельность людей, направленная на изменение реальной действительности.
С введением практики в теорию познания было установлено, что человек активно, через предметы, целенаправленно, воздействует на действительность и в ходе её изменения познаёт её.

В процессе практики человек создаёт "вторую природу", культуру.
Практика и познание - две стороны единого процесса, вместе они целостная система человеческой деятельности. Но, практика играет решающую роль, ибо её законы - это законы реального мира, который преобразуется в этом процессе.

Назовем важнейшие формы практики: Это - материальное производство
(труд), - социальная деятельность, - научный эксперимент; - техническая деятельность; - военно-политическая деятельность.

Практика и познание тесно связаны, практика имеет познавательную сторону, а познание - практическую. Практика является источником информации для познания.

Своеобразие практики выражается в её функциях в процессе познания:
1. практика является источником познания, ибо все значения вызваны к жизни потребностями практики. - креативная функция
2. практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все его стороны, ставит проблемы, обнаруживает новые свойства и стороны мира, обеспечивает познание техническими средствами. - детерминирующая функция
3. практика является целью познания, поскольку служит для преобразования мира и регулирует деятельность людей - целеполагающая функция
4. практика представляет собой и решающий критерий истины " критериальная функция. Остановимся на последней функции.
Проверка знания практикой не есть одноразовый акт, а есть длительный процесс, носящий исторический, противоречивый характер. Это означает, что критерий практики одновременно и абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только практика может окончательно доказать какие-либо положения. Относителен потому, что сама практика развивается, совершенствуется и потому не может в каждый данный момент доказать истинность развивающегося знания. Так, практика на протяжении столетий не могла опровергнуть тезис о неделимости атома. Но с развитием практики и познания этот тезис был опровергнут. Противоречивость практики как критерия истины является своеобразным противоядием против догматизма и окостенения мысли.

Вот почему, возникает необходимость дополнения практики иными критериями, которые дополняют, но не отменяют или заменяют его. Особо важен логический критерий истины, сочетающий и формально-логический и диалектический методы, а также аксиологический критерий.

Таким образом, практика является наиболее точным критерием позволяющим отличить заблуждение от истины, при дополнении другими критериями обеспечивает процесс познания истины.


16 Диалектика как филосовский метод и теория развития.

Диалектика - искусство вести беседу, спор, учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле Д., начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике - такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга.

Д – есть ф метод познания действительности, изучает всеобщее знание, а не конкретные (как остальные науки).

Предмет д – всеобщие законы природы и общества.

В истории Д. выделяются следующие основные этапы: стихийная, наивная
Д. древних мыслителей; идеалистическая Д. немецкой классической философии; марксистская материалистическая Д. как современная Д.

Существует объективная(первична) и субъективная(вторична) д., отражение объективной. Объективная д – д природы, вещей, общества, самого объективного мира. А субъективнаая д – д мышления, человеческого познания – средство которым постигается мир. Субъективная д отражает действительный мир в идеальной форме – в виде понятий, суждений, категорий.

О и С д – являются противоположностями и между ними есть противоречия
(различия ?), которые разрешаются в процессе человеческого познания и деятельности, здесь применяются законы диалектики.

Материалистическая диалектика представляется в виде целостной

системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определённое место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности, всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движения и развития. Диалектика как категория имеет ряд характеристик. Диалектика-наука о наиболее общих законах всякого движения.

Д как метод познания предъявляет познавательному процессу свои требования:

1. объективность рассмотрения предмета (без субъективизма).

2. Всесторонность рассмотрения (все связи и отношения с другими объектами).

Мир – совокупность процессов (не явлений),они постоянно изменяются и развиваются, для верного их отражения наше мышление также должно быть изменчивым; категории кот отражают объект, дожны переходить друг в друга, изменяться.

3. Рассматривать объект в развитии.

4. Рассматривать объект как единство противоположных сторон (объект как целостная система, вскрытие причин и источников развития, взаимодействия с другими).

5. Единство кол-ного и кач-ного анализа. (?)

6. Принцип диалектического отрицания. (избавляет от узости мышления, ориентирует на охват широкого круга проблем в процессе познания)

7. Принцип бесконечности познания – предостерегает от самоуспокоения в познании.

8. Принцип восхождения от абстрактного (одностороннее) к конкретному

(многостороннее).Объект вначале познают с одной стороны, с другой и т. д., возникает целостная картина.

В своей совокупности указанные требования диалектики составляют сущность д метода познания.

Когда говорится, что д представляет собой всеобщий метод, имеется в виду, что она выполняет методологическую функцию.

Функции:

1. Мировозренческую (формирует творческое мышление)

2. Онтологическую - служит основой обобщения теоретических выводов конкретных наук.

3. Гносеологическая благодаря ней создаётся общая картина человеческого познания

4. Логическая логика изучает философские законы и категории.

5. Евристическая – служит выработке нового знания.

6. Аксиологическая – (оценочная функция, что бы с помощью основных законов и принципов выбрать те или иные действия в области практики и познания)

7. Прогностическая выражается в предвидении возможных последствий процессов познания.


17 Принципы, законы и категории материалистичной диалектики.


Принципы д 1) принцип всеобщей связи 2)принцип развития;
3) принцип историзма; 4) принцип причинности; 5) принцип системности
(3-5 у меня в конспекте не было, можно опустить ?)
1 Принцип всеобщей связи

Согласно этому принципу, связь явлений, под которой понимается такое отношение между двумя процессами, когда изменение в одном объекте сопровождается изменениями в другом, имеет универсальный, вселенский характер.

Для уточнения этого принципа введем понятие связи. Связь есть общее выражение зависимости между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Отношение – одна из форм, момент всеобщей взаимосвязи предметов и процессов. Виды отношений: равенство, неравенство, субординация, координация, целое и части. Наиболее универсальный характер носит отношение зависимости, т.к. все зависит от окружающего.

Типы связей определяются в зависимости от уровня организации материи.
В неорганической природе существуют механические, физические и химические связи. В живой природе существуют более сложные – биологические связи, которые вырвжаются во внуреорганизменных, внутриорганизменных, межвидовых отношениях особей, а также в их отношениях с внешней средой. В общественной жизни образуются производственные, распределительные, классовые, семейные, межличностные, национальные, государственые и прочие отношения. Кроме того, существуют внутренние и внешние, непосредственные и опосредованные, функциональные и генетические, пространственные и временные, закономерные и случайные, причинно-следственные и т.д. Эти формы связи выделяются в зависимости от аспекта рассмотрения изучаемых объектов. Любая форма связи имеет свое основание – существенное объективное условие, обеспечивающее образование и существование той или иной связи. Так, заряд ядра атома обусловливает связь в системе элементов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.