Рефераты. Человек в социокультурных типах философии

Сам Пифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.) около 532 года из-за тирании императора Поликрата переселился в Южную Италию, где создал "Пифагорейский союз", религиозно-философское товарищество, по некоторым сведениям, склонное к изотерике. Пифагор и его последователи считали человеческое тело временным пристанищем для души, которую пифагорецы очищали, пытаясь положить конец циклу реинкарнаций. В основе пифагорейской этики лежало учение "О надлежащем", победа над человеческими низменными страстями, подчинение младших старшим, культ товарищества и почитание Пифагора, который считался почти божеством (известное выражение "Так сказал он" полностью характеризует отношение учеников к персоне Пифагора). Политическим и общественным идеалам пифагорейцев было господство "лучших" представителей человеческого племени над всеми остальными, которым отводилась роль послушников.

Философский идеализм непримиримо противопоставляет себя материализму, в особенности атомистическому в учениях Сократа и Платона. Начиная со второй половины пятого века, первой половины четвертого века до нашей эры в истории античной философии борются две линии -- материалистичная и идеалистичная. Наиболее развитая форма античного идеализма -- объективный платоновский идеализм. По Платону существует два мира: мир идей, настоящий, действительный (идея зеркальности и идея собачности) и мир вещей или теней, ложный, зависимый от первого (конкретные зеркала, конкретные собаки). По Платону идея неизменна и от того совершенна, а вещи -- лишь постоянно изменяющееся отражение. Идеализм Платона объективен оттого, что за основу существующего берется сознание сверхчеловеческое, существующее вне зависимости от субъекта ("мир идей"), а не сознание человека, как в субъективном идеализме.

Истинное знание (восхождение от мира теней к подлинному миру) доступно только философу, и поэтому он не боится смерти, рассматривая ее как способ соединения души с умопостигаемым миром. Долг философа, по Платону объяснить людям истину, хотя успех маловероятен. Знание необходимо для правильного образа жизни и воспитания, так как это единственное, что остается человеку после его смерти в составе вечной души. Очищенные философией людские души попадают в мир богов, души же, охваченные желанием телесности, после смерти тела ("темницы души"), бродяжничают и вселяются (хорошие) - в души людей, (плохие) - в животных. С другой стороны, переселение души (метемпсихоз), делает возможным знание как припоминание душой своей причастности к миру людей.

В VI веке до н. э. с критикой "мира идей" выступил ученик Платона Аристотель. Его характерной особенностью как философа являются колебания между материализмом и идеализмом. У Аристотеля неподвижным перводвигателем и формой всех форм выступает Бог. Аристотель выступил также основоположником психологии: душа человека у него понимается как организующая форма, которая дает смысл и направленность жизни. Душой у Аристотеля обладает не только человек, но и все живое; выделяются три вида души: растительная, животная и разумная. Разумная душа имеет рассудочную и собственно разумную часть. Добродетель собственно разумной части души - в мудрости, а добродетель рассудочной части души - в практичности, связываемой с общественными отношениями. Моральный образец для Аристотеля - "мыслящее себя мышление", как совершенство, к которому должен стремиться каждый. Аристотель признавал существование материального мира, но, в отличие от последовательных материалистов подразумевал под материей не конкретные вещи и явления, а основу, из которых они образуются. Материя превращается из возможности в действительность благодаря активной деятельности формы. Таким образом, для Аристотеля материя - пассивное начало; форма же - активное. Благодаря этим идеям Аристотель и пошел по пути идеализма и стал говорить о душе как предшествующей телу форме. В научной и учебной литературе античная философия нередко квалифицируется как космоцентричная. Заслуга античных философов в создании естественнонаучной картины мира очень велики. Но античная философия в целом вряд ли космоцентрична. Изучение огромного мира вокруг нас для большинства ее представителей не было самоцелью; в центре внимания оставался человек и всё "понравившееся" в космосе по мере возможности экстраполировалось на человека, и даже внедрялось в его "земную жизнь". Например, применения в архитектуре, изобразительном искусстве "золотого сечения" - пропорций между частями производимого, производящее впечатление красоты и гармонии. Это соотношение было найдено греками в результате обнаружения многочисленных случаев "золотого сечения" во Вселенной.

"Много есть чудес на свете, человек их всех чудесней" - поет хор в трагедии Софокла "Антигона", поставленной на афинской сцене почти 2,5 тыс. лет тому назад. Воспеваются два объекта - человек и космос ("свет") вокруг него. Известны некоторые "чудесные" свойства каждого из них, более того, свойства эти подвергаются сравнению. Подобное сопряжение человека и космоса составляет специфику античной философии, завещанной ею европейской культуре. И все-таки в этом сопряжении на первом месте человек, и не просто потому, что он "самый близкий" к философии, а потому, что он "всех чудесней".

Сократ (470-399 до н.э.) первым поставил в развернутом виде вопрос "Что есть благо?". При этом он отвергает всю натурфилософию (часть философии, занимающуюся изучением природы) как излишнюю для познания человека, и призывает сосредоточиться на обществоведения. Таким образом, философия превращается в науку о добре и зле.

По Сократу (который сам ничего не писал, а учил мудрости в общественных местах); душа - суть человека и больше, чем тело, нуждается в попечении. Девизом философии Сократа стало "Познай самого себя" - надпись над входом в храм Аполлона в Дельфах. Сократический метод со всем арсеналом своих приемов (ирония, майевтика, индукция) имел своей целью заставить человека заглянуть в самого себя. Себя Сократ уподоблял повивальной бабке, присутствующей при рождении истины; так как никогда не навязывал знания собеседнику, а пытался построить его вместе с ним. Другим девизом Сократа было "Я знаю, что ничего не знаю". Ирония расчищает душу...

Сократ искал устойчивые нравственные формы, на которые может опереться душа человека для совершенствования. Добродетель - способ бытийствования, делающий человека тем, чем его должно быть: если человек знает, что есть благо, ему не захочется плохого. Главные добродетели, по Сократу, - мужество, мудрость и справедливость. Сократ придерживается мнения, что тело - "могила души", умирает тело, начинает жить душа. Важными для понимания путей развития античного человековедения явились, с одной стороны, стоицизм, с другой - эпикуреизм.

Стоицизм (в Греции - в III-I вв. до н.э. - Зенон Китийский, Клеанф, Хрисипп; в Риме - в I-II вв. н.э. - Сенека, Эпиктет. Марк Аврелий) продолжает рассматривать философию как науку о мудрости, но мудрости, отличной от сократовской. У Сократа человек стремиться к счастью, человек у стоиков не может к нему стремиться, ибо над ним тяготеет неотвратимый рок, в качестве которого выступает окружающий мир (и природный, и социальный). Идеал такого человека - безмятежность, апатия, безразличие ко всему происходящему вне его. Подобный пессимизм связан с эпохой распада привычного мира ценностей, в том числе разложения нравов. Сенека был современником Нерона - одного из самых развращенных римских императоров. Сенекой широко обсуждалось рабство. Он, по-своему, оправдывает этот позор - рабами становятся только те, у кого нет мужества умереть. Сенека приводит в пример мальчика-спартанца, которого хотели сделать рабом, но он разбил себе голову о стену с криком: "Я не раб!". Сенека широко понимает рабство, топя позор рабства социального в рабстве бытовом, которое присуще всем нам, как рабство перед пороками, страстями, вещами. "Нет рабства позорнее добровольного" - уверяет Сенека и тут же говорит о  том, что лучшая часть раба - душа, свободна от рабства и господин может распоряжаться только телом своего раба. Фактически это определение толкает на отделение души от тела, то есть самоубийство, которое Сенека, как и все стоики, оправдывал. Сенека писал Лукрецию: «Если тело не годиться для своей службы, то почему бы не вывести на волю измученную душу?" И может быть, это следует сделать немного раньше должного, чтобы в должный срок не оказаться бессильным это сделать.

Другой римский философ, он же император Марк Аврелий (года правления - 160-180 гг.), видя, как кончаются прахом все его попытки реформировать римское общество, в сердцах сформулировал основной тезис стоицизма: «Какой-то рок тяготеет над всеми моими начинаниями!".

В найденных после смерти Марка Аврелия записках, составивших философское сочинение, условно названное "Наедине с собой" (или "К самому себе") Марк Аврелий пишет: "Оглянись назад - там безмерная бездна времени, взгляни вперед - там другая беспредельность". Перед этой беспредельностью времени одинаково ничтожны и самая долгая и самая короткая человеческая жизни. Марк Аврелий как никто остро осознавал ничтожество всего: "Ничтожна жизнь каждого, ничтожен тот уголок земли, где он живет; вся Земля есть только точка"...

Человек, в понимании Марка Аврелия, тройственен: у него есть тело, оно бренно, есть душа, или "проявление жизненной силы" и есть руководящее начало, знаменитый стоический гегемоникон, руководящее начало - разум. Марк Аврелий называет разум человека его гением, его божеством. Человек должен чествовать его в себе, "не осквернять живущего в груди гения". Такова раздвоенность человека в его жизни: он и кратковременное, ничтожное существо, и существо, преследующее прочные цели. Это объясняется собственной раздвоенностью Марка Аврелия как философа-стоика и правителя громадной державы.

Нравственная позиция эпикурейцев же, очевидно, больше соответствовала античному менталитету. Это не восточный человек, не отделяющий себя от полустертого МЫ, но это еще и не европеец, который возвел собственную человеческую активность в культ. Если следовать классификации Освальда Шпенглера, античный человек занимает среднюю позицию между людьми Востока и Европы.

В V-IV веках до н.э. зарождается релятивизм - учение об условности истины, субъективности нашего знания. Протагор сказал: "Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют". То есть человек не только соизмеряет вещи, но и определяет, существуют они или нет.

В V-VI веке н.э. В Западной Европе начинает складываться феодализм, появляются первые ростки средневековой культуры. Средневековая философия представляет собой синтез христианского откровения и античной философии. Казалось бы, восточные по своему духовному типу, арабская и еврейская философии, тем не менее органично вписываются в контекст средневековой философии. Например, Ибн Синна (Авиценна) (980-1037 гг.) - врач, ученый, мыслитель, - убежден в познаваемости мира силами человека, подчеркивая принцип единства логического мышления и опыта, разума и эксперимента. Авиценна признавал возможность раздельного существования религии и философии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.