Рефераты. Человек и информационном мире

При этом и позиция, и аргументация российских ученых  свидетельствует о предположении существования философски значимого, но не всегда социально очевидного различия между природой информации и знания. Очевидно, что критическое различение информации и знания  является наиболее плодотворным в контексте размышлений о необходимых и достаточных изменениях социокультурных и социально-политических форм, которые принимает в действительности человеческой истории социальное движение информации и, соответственно, характер разрешения противоречий и проблем человека в информационно-техническом мире.

Соотношение информации и знания, рассматриваемое в качестве социально-философской проблемы, актуально уже в контексте познания и сознательного выбора путей развития в социуме нового знания. Решение социально-практических сторон этой проблемы  связано с ответственным вниманием к информации об изменениях предметной основы в уже сложившихся системах представления знания. Именно такое внимание способно сохранять в обществе потенциал и значимость интеллектуальных видов деятельности, опираясь на возрастающую роль науки в производстве и отдавая социальные приоритеты не количеству, а качеству труда человека и реализации потенциала талантов и способностей людей[12]

Показательно в этом отношении, что именно информатика и технология  в настоящее время активно ищут иного самоопределения  для своих предметных областей, увязывая эти поиски с выбором новых ценностных оснований для решений проблем человека и общества, актуальность которых порождена прошлым опытом в развитии техники и технологий и выборе социального спектра их применения.

Можно заметить эволюцию изменений в характере понимания научным сообществом предмета информатики. Отметим, что постоянно эволюционируют и представления о предмете технологии с учетом трансформаций, - под влиянием развития техники, - социоприродной среды обитания человека и необходимости развивать междисциплинарные исследования феномена техники, которые позволили бы предложить обществу систему ценностей, восполняющую лакуны прагматически-рациональной ценностной основы, реализация которой в истории ХХ века во многом определила его этический и социальный опыт[13]

Таким образом, проблема соотношения информации и знания, рассматриваемая под углом зрения социально-философского анализа  приобретает свое значение сразу в нескольких системах социальных координат

Во-первых, она имеет непосредственное отношение к характеру оценок социально значимого соотношения традиций и перспектив развития  интеллектуальных деятельностей и порождаемых ими систем ценностей, на основе которых формируется не только социокультурная трансляция интеллектуального опыта, но и характер его усвоения последующими поколениями. Это зависит от складывающейся в обществе информационной базы и принципов социально-психологических и финансовых взаимодействий в сфере образования и интеллектуальной деятельности.

Во-вторых, проблема соотношения информации и знания актуальна для развития информационного общества с точки зрения выбора социально приемлемых  принципов его организации, которая самым непосредственным образом влияет на формы и образование социальной структуры, формирование новых слоев общества и развитие их социальных целей, образа жизни, влияния и авторитета в качестве социальных и культурных сил  исторического развития общества.

В-третьих,  подходы к решению проблемы соотношения информации и знания выходят за рамки формально-логически организованного дискурса  философских размышлений и требуют осознания диалектики социального движения информации не только в качестве технически организованного научного знания, но и в качестве прогностической основы его творческого развития,  имеющей в том числе и аксиологические аспекты. Именно в этом случае информационные взаимодействия могут приобрести во многом  интеллектуальный и значимый в социокультурном отношении диапазон развития. Кроме того, это становится основой формирования у человека информационных потребностей и интересов и способно воздействовать на образование доминант этической и социальной ответственности в ситуациях обращения со знанием.

Очевидно, что в информационно-техническом мире соотношения информации и знания приобретают качественно новые значения и обретают уже не только социальные, но технические, финансово-экономические   перспективы и личностные характеристики.   Это тем более очевидно, что ведущей формой развития социокультурных взаимодействий в в информационно-техническом мире становятся коммуникации, обеспечиваемые за счет развития новейших коммуникационных технологий, образования сетевой формы социальных связей и потенциала социально-психологических резервов человеческой личности[14]. Таким образом, соотношение информации и знания как проблема, рассматриваемая формально-логическими средствами философии, перерастает свою собственно философскую интерпретацию и становится проблемой социально-исторической, включающей в себя весь спектр политических, психологических и этических проблем существования человека в информационно-техническом мире. 

 Принципиально значимым фактором решения проблем и противоречий бытия человека в информационно-техническом мире  становится  формирование информационной культуры  как активного средства сохранения и развития  преемственности культурных традиций в условиях ускорения темпов развития научно-технического знания.

 Предпосылкой развития информационной культуры является понимание того,  что действие технического начала, вокруг которого организуется жизнедеятельность современного человека, так или иначе, но обнаружит свою противоречивость, если контекст познания сущности человека и оценки целесообразности характера его социоприродной активности не признавать  значимым  с этических и социокультурных позиций.

 Трансляция социального опыта при этом во многом приобретает технологический характер и зависит от степени и характера развитости информационной деятельности, а также уровня информационных потребностей, активно формирующих потенциал организационно-психологических  взаимодействий внутри социальной системы и участвующих в сохранении ее политического и культурного  единства.

 Информационная культура, таким образом, ориентирована на  поддержку и развитие норм и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом, в котором общество воспроизводит  себя  не как стационарная система, опирающаяся только на тотальность контроля  всех сторон жизнедеятельности, но  как система динамично развивающаяся за счет кумулируемого, обрабатываемого и транслируемого в его рамках знания. 

Именно это и предопределяет устойчивость и направленность развития содержания экономических взаимодействий в информационно-техническом мире, поскольку его экономика ориентирована на производство прежде всего продуктов научной и интеллектуальной деятельности. А это  связано с выработкой новых знаний и новой информации, а также преобразованием их к виду, удобному для потребления другими людьми.

Характер и содержание социальных связей, образующих целостность социальной жизни, следовательно,  эволюционируют благодаря признанию социальной значимости непосредственных форм коммуникации в организации процессов обращения со знанием, но поддерживаются в обществе за счет развитой в организационном отношении структуры информационной деятельности и социально приемлемых  норм  информационного обмена.

Это значит, что информация - как символически выраженная форма знания, -   активно связана с практическим осуществлением социальных идей, которые идеально представлены только в бытии знания, но усваиваются культурой и распространяются в обществе за счет трансляции их содержания уже выработанными культурной традицией знаковыми системами, которые тем самым являются коммуникативными посредниками преемственного развития социальных форм жизнедеятельности в информационном обществе.             

В свою очередь технические инновации, вокруг которых формируется развитие собственно социальной и экономической жизни информационного общества, а также новые формы коммуникаций и обновление характера   международных взаимосвязей, - как следствие глобализации социально-экономических процессов, - являются в настоящее время проводниками информационного образа жизни.

При этом уровень обеспеченности и доступность объектов информационной инфраструктуры не только становятся  основными источниками информации, оказывая непосредственное влияние на развитие нового характера социального поведения, но и участвуют в формировании единого информационного  пространства, что оказывает свое воздействие на  развитие различных видов интеллектуальной и социально-практической деятельности.

 В этом отношении компьютеризация, как определяющая форма  взаимодействий человека в информационно-техническом мире, обретает свои социальные корни в расширении практического применения научных знаний, а также в способности создавать и  поддерживать качественно определенный уровень коммуникативных связей.

Это  во многом опирается на возможности человека  целесообразно  взаимодействовать  с компьютером, в том числе и в части освоения его программного обеспечения.  По оценкам ученых,  "разработка и использование в ЭВМ так называемых “мягких” математических программ с регулируемыми параметрами и выбором подходящих функций в уравнениях, описывающих ситуацию, позволило, - согласно результатам Р.Тома во Франции и В.И.Арнольда в России, - превратить математику в один из важных разделов экспериментальной науки, в том числе для области социальных явлений, таких как войны, реформы, эпидемии, борьба с террористическими актами и помощь в чрезвычайных ситуациях"[15].

 При таком подходе к оценкам потенциала информационных технологий компьютер и интерактивный потенциал виртуальной реальности становится не столько основой формирования особой "киберкультуры", сколько средством развития информационного образа жизни и информационной культуры современного общества[16] .


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Спектр оценок, высказываемых в ходе обсуждения проблем человека  и форм его существования в информационно-техническом мире, возникающих в процессе наращивания его социотехнического и технико-экономического потенциала, достаточно велик. Однако, основные трудности в распознавании характера их становления и особенности культурных  смыслов, связаны прежде всего, с неясностью социокультурных перспектив развития самого информационно-технического мира. Возникают эти трудности по мере осознания глобальности результатов внедрения в практику жизнедеятельности человека технических феноменов информационной революции, основанных на достижениях современной электроники и информатики, формировании компьютерных сетей и телекоммуникаций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.