Министерство образования РФ.
Курский гуманитарно-технический институт.
Контрольная работа по дисциплине: «Основы правового регулирования
хозяйственной деятельности».
Тема: «Антимонопольное законодательство» .
Выполнила: студент
гр. БУЖ-11/2,5 Додонова Е.
Проверил:
Дудкин А.В.
Железногорск 2002 г.
Содержание
Роль государства в регулировании рыночной экономики. 3
Система антимонопольных органов и порядок их формирования. 7
Задачи и цели антимонопольных органов. 9
Полномочия федерального антимонопольного органа и его территориальных
органов. 11
Связь полномочий антимонопольных органов с их задачами. 11
Список использованной литературы 14
Роль государства в регулировании рыночной экономики.
Нет и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-
технических достижениях, социально ориентированной экономики без активной
роли государства. За государством всегда сохраняются классические
функции, такие, как: обеспечение свободы предпринимательства,
стимулирование деловой активности и борьба с монопольными тенденциями.
Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы
существенно различаются по странам. Они отражают и историю, и традиции,
масштабы страны и многие другие факторы. Задачи государства связаны не
только с созданием условий для функционирования рынка, но и с борьбой
против монополизации рынка.
Определяя направления государственного регулирования, мы должны
отдавать себе отчет в том, что речь идет об экономике, находящейся в
переходном состоянии, оказавшейся в затяжном кризисе, во многом носящей
неклассический, нетрадиционный характер. Он связан с разрывом глубинных
воспроизводственных связей в экономике, с перерастанием спада
производства в разрушение экономических структур.
Центральный вопрос государственного регулирования – проблема
разработки стратегии социально-экономических преобразований в стране с
четким определением конечных целей, приоритетов, этапов.
Реализация экономических реформ потребовала создания нового
адекватного законодательства. Важнейшим комплексом законов, призванных
обеспечивать эффективное продвижение реформ, становление и развитие
рыночной экономики, являются законы, регулирующие отношения, влияющие на
конкуренцию на рынках Российской Федерации, призванные обеспечивать
предупреждение и пресечение монополистической деятельности и
недобросовестной конкуренции.
Несмотря на относительно небольшой срок существования российского
конкурентного законодательства, в истории его создания можно выделить
несколько этапов.
1. Начальным этапом считается принятие в 1991 г. Закона РСФСР «О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных
рынках». Закон о конкуренции определил основные положения государственной
конкурентной, в том числе антимонопольной, политики, направленной на
предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами
доминирующим положением на соответствующих товарных рынках, формы
недобросовестной конкуренции, а также пределы допустимой экономической
концентрации производства и сбыта.
2. Второй этап — формирование конституционных основ конкурентного
законодательства. Новая Конституция Российской Федерации, принятая
всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., гарантировала единство
экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и
финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической
деятельности (п. 1 ст. 8).
3. Третий этап в развитии конкурентного законодательства начался в
ноябре 1994 г. и связан с принятием нового Гражданского кодекса
Российской Федерации. Так, ч. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускает
использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также
злоупотребление доминирующим положением на рынке. Такое установление
пределов осуществления гражданских прав согласуется с положением ч. 3 ст.
17 Конституции Российской Федерации о том, что осуществление прав и
свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других
лиц.
4. Четвертым этапом в развитии конкурентного законодательства можно
считать создание ряда новых направлений Закона о конкуренции.
А. Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов,
занимающих доминирующее положение на рынке.
Б. Правовое оформление политики демонополизации.
В. Создание специального законодательства, развивающего правила
добросовестной конкуренции применительно к отдельным сферам
хозяйственного оборота.
5. Пятый этап связан с отменой монополии внешней торговли,
либерализацией экспортно-импортной деятельности, которые потребовали
обеспечения зашиты интересов российских товаропроизводителей в условиях
конкуренции с импортерами.
6. Шестой этап — формирование законодательства о защите конкуренции
на рынке финансовых услуг, так как российское конкурентное право нельзя
было бы считать достаточно полным, если бы оно не охватывало такой важной
сферы, как рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с
пользованием денежными средствами юридических и физических лиц.
Обобщая обзор истории законодательства Российской Федерации,
регулирующего развитие конкуренции, предупреждение и пресечение
монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, следует
констатировать, что к середине 1999 г. его формирование в основном
завершилось. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что в стране
складывается новая комплексная отрасль законодательства — конкурентное
законодательство.
Об остроте проблемы свидетельствует практика антимонопольных
законов. Принятый в 1995г. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в
Закон РСФСР «О конкуренции и антимонопольной деятельности на товарных
рынках» устанавливает перечень жестких запретов на действия
государственных и местных органов управления, направленных на ограничение
конкуренции дает ГКАП (Государственный Комитет Антимонопольной Политики)
России широкие права и полномочия по контролю за соблюдением норм
антимонопольного законодательства.
Федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать
акты и совершать действия, направленные на:
. введение ограничений на создание новых хозяйственных объектов, а также
установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности;
. установление запретов и иных ограничений на вывоз и продажу товаров из
одного региона в другой;
. выдачу хозяйственным субъектам указаний о приоритетном заключении
договоров с определенным кругом покупателей;
предоставлять отдельным хозяйственным субъектам необоснованных
льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим
предприятиям, действующих на данном рынке.
Анализ деятельности антимонопольных органов России показывает, что
только за 1996 год они приняли к рассмотрению около тысячи заявлений по
нарушению антимонопольного законодательства.
В течении последних лет сохраняется тенденция увеличения как
количества, так и удельного веса дел по фактам нарушения Закона о
конкуренции, что свидетельствует о серьезности проблем, возникающих в
процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности,
особенно на региональном и местном уровнях.
Практика показывает, что в различных субъектах Российской
Федерации имеют место несколько видов нарушений антимонопольного
законодательства. Так, «основным видом нарушений Закона о конкуренции
является необоснованное препятствие осуществлению деятельности
хозяйственных субъектов со стороны органов исполнительной власти – около
1/3 от общего количества рассмотренных по данной статье дел».
Во многих регионах Российской Федерации сохраняется практика
необоснованного препятствования предпринимательской деятельности путем
усложнения порядка лицензирования и произвольного расширения перечня
видов деятельности, подлежащих лицензированию.
Также значимой группой нарушений Закона о конкуренции является
необоснованное предоставление льгот отдельным хозяйственным субъектам.
Например, признано противоречащим антимонопольному законодательству и
отменено решение МПС России, которое обязывало собственников грузовых
вагонов, не относящихся к парку МПС России приобретать новые узлы для
ремонта вагонов за счет собственных средств, в то время, как действующие
инструкции предполагают единые правила проведения планового ремонта
подвижного состава для всех организаций, независимо от подведомственности
и форм собственности. Тем самым создавались особые условия для
предприятий, располагавших собственным вагонным парком и не входящих в
МПС России.
В Томске оживленно ведется дискуссия о демонополизации жилищно-
коммунальной области. Так, в газете «Красное знамя» от 11 апреля 2002
года опубликована статья «Монополисты живут за счет населения». В статье
подчеркивается важность предоставления равных условий для предприятий,
занимающихся коммунальным хозяйством, а также обращалось внимание
читателей на то, что государство должно решительно действовать против
монополистов, решающих свои проблемы за счет населения, компенсируя
Страницы: 1, 2