Рефераты. Характерные черты информационной поддержки программы "дети-сироты" в ярославских региональ...

3.     Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей с нарушениями в поведении, приводящие к незащищенности от криминогенной среды или самих себя.

Дети, лишенные родительского попечения, наиболее склонны к бродяжничеству, подвержены опасности стать жертвами насилия и преступлений или быть вовлеченными  в преступную деятельность, они рано приобщаются к алкоголю и наркотикам.


I.2. Альтернативные формы социализации детей-сирот

Последствия материнской депривации очень тяжелы для ребенка, поэтому во многих странах наблюдаются такие тенденции как: отказ от воспитания детей в учреждениях интернатного типа, и укрепление «вертикальных» связей – прародители – родители – дети. В ситуации современной России детям-сиротам могут помочь альтернативные формы воспитания приемная семья, патронатная семья, семейный детский дом. И роль, которую играет семья в жизни ребенка, я рассматриваю дальше.


I.2.1 Семья как важный фактор для полноценного развития ребенка.

Содержание жизнедеятельности семьи может быть понято через описание основных функций, на реализацию которых семья ориентирована. В ряде функций, присущих семье на определенном этапе  ее исторического развития, обнаруживает себя ее специфическое  целевое назначение как малой группы и социального института. Выполнение этих функций обеспечивается ролевым сотрудничеством всех членов семьи, и прежде всего супругов[8].

Активность семейной системы, приводящей к достижению соответствующего полезного результата, является многоаспектной и  разнонаправленной.  Брак нельзя свести к сексу. Он предопределяет весь образ жизни: труд, житейские радости, печали. Совместимость или несовместимость партнеров может быть должным образом оценена лишь в рамках семьи  как единой поведенческой системы с доминирующими ценностями и определенным организационным паттерном. Помимо сексуально-эротической, имеют значение другие функции семьи, связанные с безопасностью, воспитанием детей, социальным  обучением, а также развитием каждого из партнеров в отдельности и супружеской пары в целом. Супружескую адаптацию следует рассматривать в более общей системе взаимоотношений, отражающих индивидуальные связи  каждого из партнеров с родительской семьей  и социальным окружением в целом.  

В науке о семье пристальное внимание уделяется анализу функций семьи.

Чаще  семье приписывают следующие функции:

·                   Порождение и воспитание детей.

·                   Сохранение, развитие и передача  последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала.

·                   Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве  безопасности, ощущении ценности  и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви.

·                   Создание условий  для развития  личности всех членов семьи.

·                   Удовлетворение сексуально-эротических потребностей.

·                   Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.

·                   Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.

·                   Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении  прочных  коммуникаций с ними.

·                   Удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве или материнстве, контактов с детьми их воспитании, самореализации в детях.

·                    Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.

·                   Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.

·                   Реактивная функция-охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний.[9]

Семья как социальный институт.

В науке сложилась традиция изучения семьи как социального института, и как малой группы.

Согласно общепринятой трактовке, понятие «социальный институт» означает устойчивых комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах человеческой жизни. Это заданный набор целесообразных стандартов поведения определённых лиц в конкретных ситуациях. Стандарты поведения организуются в систему ролей и статусов.

Деятельность социальных институтов направлена на удовлетворение фундаментальных, жизненно важных социальных потребностей, к которым относятся: коммуникации в обществе, производство товаров и услуг и их распределение, воспроизводство членов общества и их социализация, социальный контроль и порядок, безопасность членов общества и, социальная стабильность. Обычно выделяют пять основных социальных институтов, существующих в любом современном обществе: семья, экономика, политика, образование и религия. Каждый из них социализируется на решении принципиально важной для выживания и нормального функционирования общества проблемы.

Социальные институты образуют ядро нормативно-ценностной структуры общества. Они ограничивают или подавляют такие действия людей, которые не согласуются с соответствующими стандартами поведения.

Выступая существенным элементом структуры общества, семья осуществляет воспроизводство его членов и их первичную социализацию. Никакое другое объединение людей не обладает такой мощной способностью самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность. Семью можно считать состоявшейся тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина, берут на себя ответственность за жизнь своего ребёнка, его экономическое состояние и воспитание.

Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребёнка представление о социальных связях и с момента рождения включает его в них. Семья в значительной мере приобщает ребёнка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Система ценностей усваивается ребёнком, прежде всего, благодаря его общению с родителями в первые семь лет его жизни. В семье дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающим, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Семья определяет возможности и ограничения личных отношений ребёнка, а затем и взрослого с другими людьми. Способность членов семьи принять ребёнка в качестве существа с уникальными характеристиками в большей мере влияет на его представление о самом себе[10].

Семья обладает  серьёзными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Огромное значение имеют частота и непосредственность физических, эмоциональных и социально-психологических контактов детей и родителей. Индивидуальный подход к развитию личности ребёнка именно в семье становится реальностью. Чуткое и внимательное отношение взрослых к ребёнку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать интересы и склонности.

Семья удовлетворяет индивидуальные потребности членов и в то же время регулирует их поведение в ответ на требования социума. Институт семьи - важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества. Именно институт семьи может противостоять как тоталитаризму, так и  индивидуализму. Поэтому общество, и личность обоюдно заинтересованы в укреплении семьи.

Одновременно семья стремится к поддержанию своей автономии, борется за своё существование в социуме. Для этого она должна обладать средствами сопротивления внешним угрозам, например, усилению контроля над семьёй со стороны государства. Чрезмерное вмешательство внешних сил в семейную систему нарушает баланс отношений семьи и общества. Институт семьи может оказаться в подчинённом положении по сравнению с другими социальными институтами. Поэтому возникает потребность в просемейной политике.

Институциональный характер семьи проявляется и в том, что каждая отдельная семья может быть понята только в связи с другими семьями. В частности, можно прогнозировать будущее конкретной семьи, опираясь на знания логики развития многих тысяч других семей.

Противоречивые процессы в области брачно-семейных отношений – рост числа разводов, неполных семей и повторных браков, снижение рождаемости и воспитательного потенциала семьи и  т.д. – вынуждают специалистов рассуждать об институциональном кризисе семьи. Это проявляется в том, что изначально сплочённое единство семьи как социального института, объединявшего в себе родительство, супружество, родство, начинает распадаться на отдельные, независимые от семьи части (например, родители могут не быть супругами, а отец не связан с детьми кровным родством и т.п.). Однако на протяжении многих веков институт семьи демонстрировал свою устойчивость и даже ригидность. По всей видимости, точнее будет говорить о смене типов семьи как малой группы внутри социального института семьи, о возникновении новых стилей семейных отношений, о существующей социализации  детей-сирот.[11]


I.2.2.Роли ребенка в семье


Характерологические особенности и поведение детей-сирот, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, представляют собой  яркую иллюстрацию «ребенка с депривацией». Многочисленными исследованиями установлено, что существование детей в условиях массированной материнской депривации (когда дети растут в полной разлуке с матерью) приводит к возникновению психопатий, депрессиям и фобиям. Дети, лишенные родительской опеки, обнаруживают заметное отставание от социально-возрастных нормативов  на протяжении всей жизни. Для них характерно следующее:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.