Рефераты. Таможенные органы в Российской Федерации

Наличие ответственности за совершение рассмотренных выше деяний является не только гарантией правовой за­щиты и охраны деятельности таможенных органов и их должностных лиц от различного рода посягательств (в том числе и от угрозы совершения насильственных действий), но и действенным средством обеспечения правопорядка на таможенной границе Российской Федерации. В то же время, практика такова, что таможенные органы уделяют недостаточно внимания возможности своей правовой за­щите и защите своих должностных лиц посредством ис­пользования норм главы 63 ТК РФ.

§4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Таможенные органы и их должностные лица, высту­пая в качестве участников правоотношений, урегулиро­ванных нормами таможенного права, также, как и участ­ники внешнеэкономической деятельности, несут ответ­ственность за убытки и вред, причиненные вследствие их неправомерных решений, действий или бездействия. Ос­нованием для этого служит, прежде всего, ст. 53 Консти­туции РФ, согласно которой каждый имеет право на воз­мещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, а также основанные на ней нормы главы 64 ТК РФ «Ответственность таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц» и ст. 16 ГК РФ «Возмещение убытков, причиненных государствен­ными органами и органами местного самоуправления».

Понятие вреда охватывает всякое умаление личного или имущественного блага лица, которому он причиняется. Вред может быть моральным, физическим и материальным.

Лица, которым или имуществу которых причинены убытки вследствие решений, действий или бездействия таможенных органов, их должностных лиц и иных работ­ников, вправе согласно ч. 1 ст. 15 ГК РФ и ст. 455 ТК РФ требовать полного возмещения причиненных им убытков. Ущерб (убытки и вред) возмещаются таможенными орга­нами на общих основаниях в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. При этом, согласно дей­ствующему законодательству, таможенные органы несут ответственность только за ущерб, причиненный противо­правно, т. е. посредством решений, действий или бездей­ствия, совершенных неправомерно.

Неправомерными признаются решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц, противоречащие предписаниям норм действующего тамо­женного законодательства. Не существует правовой обя­занности таможенного органа по возмещению ущерба (вре­да или убытков), когда такой ущерб был причинен лицу правомерно (например, вследствие пресечения должност­ными лицами таможни правонарушения в сфере таможен­ного дела).

Материальная и иная ответственность государства в лице таможенных органов основывается на принципе объективной ответственности, т. е. при наличии причин­ной связи между противоправным решением, действием или бездействием таможенного органа или его должност­ного лица и наступлением ущерба. При этом наличие вины в действиях (бездействии) конкретного должностного лица вовсе не обязательно. Неправомерное действие или без­действие конкретного должностного лица таможенного органа может быть совершено и невинно (например, как следствие исполнения решения или прямого указания вы­шестоящего органа или должностного лица, которое ока­залось незаконным и в результате исполнения которого был нанесен ущерб). В этом случае таможенный орган все равно несет ответственность, а вот конкретное должност­ное лицо - уже нет.

В соответствии с действующим законо­дательством ответственность таможенных органов насту­пает при наличии следующих условий:

а) неправомерности решений, действий или бездействия таможенных органов, их должностных лиц и иных работ­ников;

б) наличии вреда или убытков, причиненных лицам или их имуществу;

в) причинной связи между неправомерным решением, действием или бездействием таможенного органа, его дол­жностного лица или иного работника и наступившим вре­дом (убытками).

Как уже отмечено, непосредственно перед потерпевшим гражданско-правовую ответственность несут таможенные органы, неправомерными решениями, действиями или без­действием которых либо неправомерными решениями, действиями или бездействием должностных лиц или иных работников которых был причинен ущерб. В свою оче­редь, таможенный орган, возместивший ущерб потерпев­шему, впоследствии вправе взыскать денежную сумму, истраченную на возмещение этого ущерба, с непосредствен­но виновного в его нанесении должностного лица или иного своего работника.

Должностные лица таможенных органов, а также иные работники таможенных органов (и это подчеркнуто в ст. 456 ТК РФ) за свои неправомерные решения, действия или бездействие несут дисциплинарную, административ­ную, уголовную и иную (например, материальную) ответ­ственность в соответствии с действующим российским за­конодательством.

Так, к дисциплинарной ответственности привлекают­ся государственные таможенные служащие за нарушение служебной дисциплины, а иные работники таможенных органов — за нарушение трудовой дисциплины. За совер­шение административных правонарушений указанные лица несут административную ответственность на общих основаниях. Однако, как правило, за некоторым исключением (например, совершением нарушений правил до­рожного движения), эти правонарушения не связаны с осуществлением таможенными служащими своих долж­ностных обязанностей. Уголовную ответственность госу­дарственные таможенные служащие несут за совершение должностных преступлений (злоупотребление должностны­ми полномочиями - ст. 285 УК РФ, получение взятки — ст. 290 УК РФ, служебный подлог - ст. 292 УК РФ и др.). На сотрудников таможенных органов, как должностных лиц, так и иных работников, может быть возложена мате­риальная ответственность за ущерб, причиненный физи­ческим или юридическим лицам и их имуществу вслед­ствие вынесенного незаконного решения или совершения ими противоправных действий (бездействия). Причем обя­зательным условием привлечения должностных лиц и иных работников таможенных органов к любому виду ответствен­ности является виновность этих лиц в совершении проти­воправного деяния или принятии незаконного решения.

Каждый из этих видов юридической ответственности должностных лиц и иных работников таможенных орга­нов регулируется соответствующим законодательством, в каждом из них имеются свои меры наказания (взыска­ния) и существует свой порядок их применения.

Представляется в рамках рассматриваемой темы более подробно остановиться на дисциплинарной ответственности должностных лиц таможенных органов, а точнее даже — на дисциплинарной ответственности государственных тамо­женных служащих. И вот почему. Дисциплинарная от­ветственность иных работников таможенных органов (т. е. лиц, работающих в таможенных органов и организаци­ях таможенной службы, но не являющихся при этом го­сударственными таможенными служащими) регламенти­руется нормами трудового права, административная от­ветственность как государственных таможенных служа­щих, так и иных работников таможенных органов — норма­ми административного права, уголовная ответственность - нормами уголовного и уголовно-процессуального права, материальная ответственность в большинстве своем — нор­мами гражданского и трудового права. А вот дисципли­нарная ответственность государственных таможенных слу­жащих непосредственно входит в предмет регулирования таможенного права, а ее практическая реализация входит в компетенцию таможенных органов и ее руководителей.

Под дисциплинарной ответственностью государствен­ных таможенных служащих следует понимать примене­ние мер дисциплинарного воздействия к государственным таможенным служащим в рамках служебного подчинения за виновные нарушения порядка и условий прохождения государственной таможенной службы, не преследуемые в уголовном порядке. Основанием для привлечения государ­ственного таможенного служащего к дисциплинарной от­ветственности является дисциплинарный проступок (нару­шение служебной дисциплины), т. е. виновное неисполне­ние или ненадлежащее исполнение таможенным служащим возложенных на него должностных обязанностей.

Правовую основу дисциплинарной ответственности го­сударственных таможенных служащих составляют, прежде всего, Таможенный кодекс РФ, а также федеральные за­коны «Об основах государственной службы в Российской Федерации» и «О службе в таможенных органах Россий­ской Федерации». А вот порядок ее реализации закреп­лен в утвержденном Указом Президента РФ Дисципли­нарном уставе таможенной службы Российской Федера­ции. Ведомственными нормативно-правовыми актами ГТК России определены права начальников таможенных орга­нов по применению мер дисциплинарного воздействия, порядок организации и проведения служебных проверок и ряд других вопросов, касающихся практической реали­зации дисциплинарной ответственности государственных таможенных служащих.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» на таможенных служащих за нарушение служебной дис­циплины могут быть наложены следующие виды взыска­ний, именуемых дисциплинарными: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии (по результатам аттестации), увольнение из таможенных органов.

Правом наложения дисциплинарного взыскания на го­сударственного таможенного служащего обладает началь­ник таможенного органа или организации таможенной службы, в котором этот таможенный служащий проходит службу. Исключение составляют случаи увольнения из таможенных органов как мера дисциплинарного взыскания, правом наложения которого обладают лишь началь­ники таможенных органов, имеющие право назначения на эту должность. Так, например, уволить из таможен­ных органов начальника таможенного поста за наруше­ние им служебной дисциплины может только начальник регионального таможенного управления, поскольку именно его приказами назначаются на должность начальники таможенных постов. Начальник таможни, в структуру которого входит возглавляемый провинившимся началь­ником таможенный пост, таким правом не обладает.

Увольнение из таможенных органов как мера дисцип­линарного взыскания нуждается еще в некоторых ком­ментариях. Так, в соответствии с подпунктом 11 пункта 2 ст. 48 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» сотрудник может быть уволен с государственной таможенной службы за одно­кратное грубое нарушение служебной дисциплины или за ее систематические нарушения.

К грубым нарушениям служебной дисциплины согласно Дисциплинарному уставу таможенной службы относятся:

1. Невыполнение сотрудником обязанностей, установлен­ных подпунктами 1, 3 и 7 пункта 1 ст. 17 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», т. е. обязанностей обеспечивать соблюдение Конституции РФ и федеральных законов, выполнять отдан­ные в пределах их должностных полномочий приказа и рас­поряжения начальников таможенных органов и хранить государственную и иную охраняемую законом тайну.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.