Современники, наблюдавшие жизнь народа, видели в таких формах разделения труда нарушение "естественных" отношений. В результате, доказывали они, дочери надомников будут недостаточно подготовлены к своим будущим обязанностям домохозяйки и матери. Пастор из деревни ткачей в кантоне Цюриха в 1857 г. сообщал: "Эта непрекращающаяся работа за ткацким станком связана с другим недостатком, который заметен только когда ткачиха занимается собственным хозяйством: она не умеет ни готовить, ни штопать, не привыкла содержать в чистоте комнату, короче — она не умеет ничего, кроме как зарабатывать за ткацким станком"[5,91].
В семьях ткачей типичное разделение труда выглядело так: мужчина прял, женщина чистила основу, а дети наматывали нити. О разделении труда в семьях тюрингских игрушечников Сакс сообщает: "...Внутри семей образуется детальное разделение труда, и всё так и спорится в руках. Отец, например, лакирует и раскрашивает голову, мать кроит костюмчик, дочери его сшивают и натягивают на торс, мальчик раскрашивает ножки, а самый маленький прибивает чинелли и кукла готова"[5,191]. Когда надомная промышленность ещё была связана с сельским хозяйством, могло быть и так, что женщины сидели за прялкой, мужчины и работоспособные сыновья работали в поле или готовили пищу. "Нередко можно увидеть, что бабушка, мать и внучата заняты прядением, а отец и подросший сын работают на поле или исполняют другую работу по дому, готовят пищу, чистят свеклу или картофель" .
Ослабление традиционных представлений о мужской и женской работе, доходившее до перевёртывания их соотношения, соответствовало необходимости приспособить организацию труда к материальным условиям жизни. Жёсткие условия, в которых надомники должны были жить и работать, требовали высокой степени развития "семейной кооперации"[5,91]. Это вынуждало людей, занятых надомным трудом, в зависимости от специфических условий отрасли и конъюнктуры отказываться от традиционных форм разделения труда и кардинальным образом перераспределять основные роли мужчины и женщины.
В ремесленном производстве были иные отношения. Здесь в основном все исходили из экономического расчета. Имело место значительная разница между женихом и невестой. Такое поведение было разумным не только для подмастерьев, которые браком с вдовой добивались положения мастера, а браком с дочерью мастера быстрее допускались в цех; оно было разумным и для женщин. Пока городское общество не знало других форм социальной поддержки и обеспечения в старости женщин, разница в возрасте имела второстепенное значение. Многие авторы обоснованно предостерегали от того, чтобы переносить современные представления о любви на эти браки. С другой стороны, это не означает, как заметила Хайди Розенбаум, что симпатия между женихом и невестой не играла никакой роли. В неразделимом комплексе чувств, эротики и расчёта в зависимости от конкретного сочетания могли преобладать разные составляющие. Однако нарушить хозяйственную целесообразность нельзя было ни при каком условии: этому препятствовали социальные нормы цеха. Как и при изучении крестьянского мира, следует помнить, что люди врастали в производственные отношения (а брачные и семейные были их частью) и выбор свой они делали в соответствии с духом ремесленной экономики. То, что современники говорили по этому поводу, скорее может объяснить, чем защитить принятые тогда отношения. Большинству людей и без того было очевидно, что "слабая, хилая болезненная женщина не подходит никакому горожанину: она не может работать..."[5,113] Примечательно, что этот— столь часто высказываемый— устанавливающий норму тезис мужчины о женщине позволяет без труда определить, кто в цехах и в городском обществе имел власть определять, что должно быть.
Элементом ремесленного производства, который решающим образом определял доступ к власти дома и в цехе, было не владение землёй, как у крестьян, а квалификация. Патриархальные настроения городских цехов именно поэтому не допускали обучение ремеслу девушек и, соответственно, получение звание мастера — женщиной. Сегрегация по полу основывалась не на владении средствами производства, а на исключении женщин из процесса обучения ремеслу. Кажется обоснованным приписывать вытекавшему из этого преимуществу в квалификации мужчин далеко идущее значение для утверждения патриархата в ремесле. Это преимущество в квалификации ни в коей мере не ограничивалось сноровкой и узким специальным знанием. Оно включало в себя "знание света", приобретавшееся в ходе странствий подмастерьев. Девушки и женщины оставались дома, их среда ограничивалась работой по дому и в саду и, возможно, продажей изготовленных изделий. "Делам домашним" девушка училась у матери. Если находился подходящий партнёр для брака, то она покидала родительский дом, чтобы перебраться в аналогично устроенное хозяйство ремесленника. Женщина, став женой мастера, оставалась зависимой с социальной, правовой и политической точек зрения. Хотя она обладала в полной мере правом собственности в соответствии с часто применявшейся нормой общности имущества супругов и правом вдовы продолжать ремесленную деятельность с подмастерьем, господству мужчин не угрожало ничего. Опираясь на порядок получения квалификации и сложившуюся символику в высшей степени мужского общества городских цехов, они распоряжались важнейшими хозяйственными операциями и располагали властью определять и нормировать социальные отношения.
В доме ремесленника по сравнению с домом крестьянина, сферы домашнего хозяйства и производства различались несравнимо более чётко. Участие женщин в цеховом ремесле варьировало в зависимости от отрасли и этапа исторического развития. Различные запреты и санкции цехов против занятий ремеслом женщин доказывают, что работа в ремесленном производстве и домашнем хозяйстве явно различалась. Подмастерья, работавшие вместе с женщинами в мастерской, рисковали быть оштрафованными цехом, их даже могли признать "бесчестными"[4,121].
Таким образом, городское общество и цехи устанавливали, что жёны ремесленников должны работать в домашнем хозяйстве, в саду и на земле и, в случае необходимости, продавать ремесленные изделия. Всё, связанное с планированием, переговорами с клиентами, руководством и наблюдением за учениками и подмастерьями в мастерской, было делом мастера. Имеющиеся данные о нарушениях этого правила относятся в большинстве случаев к бедным мастерам, у которых не было подмастерьев и учеников и которые, что сопоставимо с рабочими-надомниками, обычно работали вместе с жёнами. Не случайно, что подобное встречалось в малодоходных ремёслах, к примеру, у пекарей чёрного хлеба и мясников низшего разряда в Бремене[5,113].
Членство женщины в цехе, а также её общественное положение в городе в значительной степени определялось положением её супруга. Какой-либо правовой и политической самостоятельности женщина не имела. Превосходство мужчины в семье поддерживалось, наконец, и его обязанностями "отца семейства": он отвечал за "нравственный и религиозный климат" в доме, на его ответственности находилось нравственно-религиозное воспитание учеников. Вновь обращают на себя внимание внутренне присущие логике системы требования цеха к "почтенности" происхождения и образа жизни мастера.
Подчинённое положение женщины ни в коей мере нельзя "механически" выводить из характера разделения труда в ремесле. Скорее, оно определялось уже в процессе цехового общественного нормирования и регулирования, который монополизировал за мужчинами квалификацию и профессию. Как и крестьяне, ремесленники-мужчины обеспечивали себе господствующее положение, овладев нормотворческими институтами местной общественной жизни. Характер ремесленного производства делал более вероятным, чем требовавшее тяжёлого физического труда вдали от дома и маленьких детей крестьянское хозяйство, участие женщин в мелком товарном производстве. Именно поэтому всё сильнее защищали мужчины свою монополию на связанную с рынком и оплачиваемую ремесленную работу, приняв особые нормы, исключившие девушек и женщин из процесса обучения профессии. Таким способом узаконенное разделение труда между полами вело, в свою очередь, к специфицированным по полам типам социализации: девочки "склонялись" к домашней и сельскохозяйственной работе в процессе домашнего производства, мальчики с детства интересовались предметами и приёмами работы в мастерской. Тем самым ремесло способствовало, выходя за собственные социальные рамки, формированию кажущихся "естественными" половых ролей.
В буржуазной семье трудно сказать, какое влияние было сильнее: идеи ли буржуазного "очага" на признание за женщиной роли его "хранительницы" или идеи представления об "идеальной жене" на характер дома. В любом случае женщина была заключена в частной сфере дома, о чём уже достаточно говорилось, а мужчине достался внешний мир. Реальное разделение общества на частную, домашнюю сферу жизни (причём слово "домашняя" приобрело совсем другое значение), с одной стороны, и на профессиональный мир, с другой — имело далеко идущие идеологические последствия. Женщине были приписаны черты характера, будто бы предопределявшие её для семьи и домашнего очага. Одновременно был создан тип мужчины, который не боится никаких усилий и риска в работе. Именно тогда появилась уверенность в абсолютной точности знаний о том, что считать типично "мужским" и что— типично "женским". В словаре Брокгауза за 1815 г. по этому поводу говорится:"Мужчина должен добывать, а женщина старается сохранить; мужчина — силой, а женщина — добротой или хитростью. Этот принадлежит шумной общественной жизни, а та — тихому домашнему кругу. Мужчина трудится в поте лица своего и, устав, нуждается в глубоком покое; женщина вечно в хлопотах, в никогда не затихающих стараниях. Мужчина сопротивляется судьбе и даже будучи повержен, всё равно не сдаётся; покорно склоняет женщина голову и только в слезах находит она помощь и утешение"[5,131].
Хотя эти напряжённые старания описать некую драматургию отношений полов слишком гротескны и неестественны, чтобы принять их за реально сложившиеся в то время, при всех их преувеличениях они показывают тенденции общественного развития: сенти-ментализацию сферы отношений жены и мужа, приписывания им свойств, которые, по выражению Карин Хаузен, выводились не из жизни женщин и мужчин, а из несущих идеологическую нагрузку идеальных представлений о характере полов[8,92]. Эти усилия оказались особо удачны, поскольку такое абстрактное, не учитывающее фактов изображение характеров полов сумело, сохранив целостность, пережить все социальные перемены. И в XX в. масса людей верит в действенность и убедительность стереотипных мнений о мужском и женском характерах.
Было бы ошибкой, увлёкшись сентиментальным спектаклем, не заметить жёсткие рациональные расчёты, всё ещё лежащие в основе буржуазных браков. Для горожанок брак и семья остались единственным общественным предназначением (если мы отвлечёмся от таких мест призрения, как монастыри). Оставшиеся незамужними женщины были в тягость родной семье.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10