Рефераты. Международная стандартизация в области управления документацией
5. Информационные технологии в Российской Федерации как
объект стандартизации
5.1
Информационные технологии
Развитие информационных
технологий обусловило объективную необходимость их регламентации. Требуется
привести к единообразию технологию: процессы, средства, методы, продукты
производства и т.д. Кроме того, как и любая деятельность, сфера библиотечных и
информационных технологий должна располагать собственной четкой и
непротиворечивой терминосистемой.
Первые
отечественные стандарты в области библиотечно-информационных технологий были
разработаны и утверждены Госстандартом в 1969-1977 гг. Их разработкой были
заняты крупнейшие библиотеки и органы научно-технической информации.
На первых этапах
стандартизации сферы библиотечных и информационных технологий принятым
регламентам уделялось достаточное внимание
со стороны разработчиков: их пересматривали, вносили изменения и приводили в
соответствие с международными стандартами.
В течение
1967-1978 гг. указанные стандарты были пересмотрены с учетом требований
международной и отечественной практики стандартизации и опыта работы библиотек
и информационных учреждений.[22]
В настоящее время
сроки пересмотра действующих стандартов (раз в пять лет) не соблюдаются
разработчиками. Многие библиотечно-информационные процессы опережают развитие
стандартизации, и регламенты не в силе их регулировать (ГОСТ 26525-85 Системы
обработки данных. Показатели использования; ГОСТ 22771-77 Автоматизированное
проектирование. Требования к информационному обеспечению; ГОСТ 7.52-85 СИБИД.
Коммуникативный формат для обмена библиографическими данными и на магнитной
ленте. Поисковый образ документа и др.). В результате многие стандарты утратили
свой статус обязательных и выполняют рекомендательную функцию.
За основу классификации
взята структура, предложенная И.С. Пилко.[23] Автор выделяет
такие компоненты технологии, как: процесс, методы, ресурсы, средства,
информационные продукты и услуги, качество и др.
Рисунок
1 – Количественное распределение стандартов по признаку объект регламентации
5.2.
Информационные процессы
Главным
компонентом любой технологии являются процессы. Установлено, что 24%
регламентов посвящены информационным процессам: передача данных (ГОСТ 22731-77 Системы передачи данных. Процедуры управления
звеном передачи для данных в основном режиме для полудуплексного обмена
информацией; ГОСТ Р ИСО/МЭК 2593-98 Информационная технология. Передача данных и обмен информацией между системами. 34-контактный соединитель стыка ООД/АКД. Стыковочные
размеры и распределение контактов); обмен информацией (ГОСТ Р ИСО/МЭК 7809-98 Информационная
технология. Передача данных и обмен
информацией между системами. Процедуры управления
звеном данных верхнего уровня. Классы процедур; ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 10735-2000. Информационная
технология. Передача данных и обмен
информацией между системами. Стандартные групповые адреса на подуровне
управления доступом к среде); защита
информации (ГОСТ Р 50739-95 Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Общие технические
требования; ГОСТ 34.311-95 ГОСТ Р 34.11-94 Информационная технология.
Криптографическая защита информации. Функция
кэширования); запись информации (ГОСТ 13699-91 Запись и воспроизведение информации. Термины и
определения); кодирование штриховое (ГОСТ ИСО/МЭК 15420-2001 Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое.
Спецификация символики EAN/UPC (ЕАН/ЮПиСи);
ГОСТ 30742-2001 (ИСО/МЭК 16388-99) Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Code 39
(Код 39)) и др.
5.3. Информационные продукты и услуги
Результатами
информационных процессов являются информационные продукты и услуги. 9,5%
проанализированных стандартов, посвященны информационным продуктам и услугам.
Объектом регламентации послужили следующие информационные продукты и услуги:
издания (ГОСТ 7.5-98 СИБИД. Журналы, сборники, информационные издания.
Издательское оформление публикуемых материалов; ГОСТ 7.23-96 СИБИД. Издания
информационные. Структура и оформление); каталоги промышленные (ГОСТ 7.22-80 СИБИД.
Промышленные каталоги. Общие требования, ГОСТ
7.51-98 СИБИД. Карточки для каталогов и картотек. Каталогизация в
издании. Состав, структура данных и издательское
оформление ); аннотации (ГОСТ 7.9-95 (ИСО 214-76)СИБИД. Реферат и аннотация. Общие требования) и
др.
Таким образом,
регламентирована лишь незначительная часть разнообразного ассортимента
информационных продуктов и услуг.
5.4.
Обеспечивающие средства
Обязательным
компонентом производства информационных продуктов и услуг являются
обеспечивающие средства В результате анализа было выявлено, что 31% стандартов
исследованного массива имеют объектом стандартизации обеспечивающие средства.
Среди них: лингвистические (ГОСТ 21551-76 Язык программирования АЛГАНС; ГОСТ Р 50754-95 Язык описания аппаратуры цифровых систем VHDL. Описание языка); программные (ГОСТ
Р ИСО/МЭК ТО 12182-2002 Информационные технологии. Классификация программных
средств); технические (ГОСТ Р 50739-95 Средства вычислительной техники. Защита
от несанкционированного доступа к информации. Общие технические требования; ГОСТ 27587-88 Средства технические аналоговой вычислительной техники. Общие
технические условия) и др.
5.5. Качество информационных продуктов и услуг
Следующим
атрибутом технологии является качество информационных продуктов и услуг.
Качество определяет, насколько полученные продукты и услуги соответствуют
предъявляемым к ним требованиям. К сожалению, стандартов, регламентирующих
качество в области библиотечных и информационных технологий, всего 6% от общего
количества проанализированных стандартов. К ним относятся: ГОСТ 28195-89 Оценка
качества программных средств. Общие положения. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000
Информационная технология. Пакеты программ. Требования к качеству и
тестированию и другие
Именно стандарты
на качество и эффективность определяют критерии информационной деятельности.
В области
библиотечных и информационных технологий выявлен лишь один стандарт, что
составляет 0,2% экспериментального массива, определяющий эффективность
деятельности. Найденный стандарт регламентирует эффективность
автоматизированных систем управления (ГОСТ 24.702-85 Единая система стандартов
АСУ. Эффективность АСУ. Основные положения.)
5.6.
Автоматизированные системы управления
Важным объектом
регламентации информационных технологий являются автоматизированные систем
управления (АСУ). Им посвящены 1,2% стандартов. В массиве представлены
стандарты, которые определяют основные положения и общие требования к АСУ.
28% стандартов
посвящено информационным системам. Регламенты обеспечивают единообразие
взаимосвязи открытых систем и взаимообмен данными (ГОСТ 29099-91 Сети
вычислительные локальные. Термины и определения; ГОСТ Р ИСО/МЭК 10164-1-99
Информационная технология. Взаимосвязь открытых систем. Административное
управление систем. Функция административного управления состояниями).
Приведенная
структура позволяет выявить компоненты библиотечных и информационных
технологий, которые не стандартизированы и регламентировать их. Также данная
классификация стандартов важна для практической деятельности. На основе
проведенного анализа легко выявить необходимые стандарты, на которые можно
опираться в практической деятельности, благодаря четкому разделению стандартов
на компоненты, выбрать наиболее подходящие для данного учреждения.
5.7.
Классификация стандартов по видам
Другим аспектом
анализа является видовая классификация стандартов, предложенная в ГОСТ 1.0-92.[24]
Таблица 1
Видовое
распределение стандартов в области библиотечных и информационных технологий
Вид стандарта
Удельный вес в общем
массиве
Примеры
Основополагающие стандарты
79%
ГОСТ
13699-91 Запись и воспроизведение информации. Термины и определения; ГОСТ 28806-90 Качество программных средств. Термины и определения; ГОСТ
Р ИСО/МЭК 10027-93 Информационная технология. Структура системы
словаря информационных ресурсов (IRDS)
Стандарты на продукцию, услуги
9,5%
ГОСТ
7.4-95 СИБИД. Издания. Выходные сведения; ГОСТ 7.5-98 СИБИД. Журналы, сборники,
информационные издания. Издательское оформление публикуемых материалов; ГОСТ 7.69-95 (ИСО 5127-11-87) СИБИД. Аудиовизуальные
документы. Основные термины и определения
Стандарты на работы (процессы)
24%
ГОСТ
Р 34.10-2001 Информационная технология. Криптографическая защита
информации. Процессы формирования и проверки
электронной цифровой подписи; ГОСТ
7.76-96 СИБИД. Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и
определения; ГОСТ Р ИСО/МЭК
15910-2002 Информационная технология. Процесс создания документации пользователя программного средства
Стандарты на методы контроля
6%
ГОСТ
Р 51167-98 Качество служебной информации. Графические
модели технологических процессов переработки данных; ГОСТ Р 51294.7-2001 (ИСО/МЭК 15416-2000) Автоматическая
идентификация. Кодирование штриховое. Линейные символы штрихового кода.
Требования к испытаниям качества печати