|
В процессе проведения констатирующего эксперимента были получены следующие данные:
Дети с высоким уровнем достижения «пикового» состояния в музыке характеризуются целенаправленностью, адекватным эстетически-активным восприятием музыки, единством эмоционального и интеллектуального, дифференцированностью слуховых ощущений. Внутренний слух и музыкальные представления связаны со способностью слышать и переживать музыку про себя. Ребята воспринимают, осознают выразительные средства музыки, понимают, при помощи чего композитор достигает эстетический эффект воздействия музыкального образа на слушателя, устанавливают причинно-следственные связи между эмоциональным содержанием музыкального образа и средствами выразительности. Так, например, в методике «Открой себя через музыку» Женя Ч. абсолютно точно определил лад произведения, практически дословно дал ему название, передал услышанное в своем рисунке в соответствующих настроению музыки красках. Таким образом можно сделать вывод, что он прочувствовал произведение, увидел всю его глубину. Большинство же ребят были не так точны в ответах. Виделось, что музыка коснулась их лишь поверхностно. Что же касается результатов проведения двух других методик, то можно сказать что они не очень радостные. Дети просто не умеют вслушиваться в музыкальные звуки, находить в них те чувства, переживания, которые заложил композитор. Большинство из учащихся копируют ответы других, не имея порой своего собственного мнения.
Результаты констатирующего эксперимента можно обозначить в таблице № 2:
Высокий
Средний
Низкий
10 %
20 %
70 %
Таким образом, данные констатирующего этапа эксперимента демонстрируют необходимость формирующего этапа эксперимента.
II.2 Характеристика формирующего эксперимента.
Рассмотренные в первой главе теоретические положения о своеобразии механизмов достижения катарсиса при восприятии музыкального произведения у младших школьников, а также анализ результатов в ходе констатирующего эксперимента позволили на формирующем этапе исследования выдвинуть следующую цель: разработать серию уроков для развития у учащихся младшего школьного возраста катарсиса при восприятии музыкального произведения.
Для реализации данной цели были использованы уроки, разработанные Савенковой О.П., Веденской Г.П. (23; 27).
Работа велась по следующему тематическому плану:
Темы
Количество занятий
февраль
март
апрель
май
Всего
1. Музыкальный словарь в рассказах.
1
2. О музыке и музыкантах.
1
3. Какая разная музыка.
1
4. Где звучит музыка.
1
5. Путешествие в страну музыкальных инструментов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.