Рефераты. Формирование ассортимента предприятия розничной торговли
Рис. 4. График зависимости объемов продаж от
структуры торгового ассортимента при различных положениях товаров в жизненном
цикле
Из графика видно, что наибольшую прибыль
розничная торговля получает в промежутке времени A'-A", когда в
ассортименте преобладают товары, находящиеся в стадии роста и зрелости, однако,
при этом в наличии имеются новые товары, только завоевывающие свое место на
рынке, а также товары, спрос на которые падает.
Такой подход должен быть одним из факторов,
влияющим на формирование оптимального ассортимента.
Наличие товара определенного вида в
ассортименте желательно до тех пор, пока объем продаж не минует так называемую
"точку безубыточности".
АВС-анализ проводится на основе статистических
данных по торговому предприятию за год, полугодие, квартал. Организация
необходимых расчетов требует от коммерческих работников наличия
производительных вычислительных ресурсов с возможностью как табличного, так и
графического представления результатов. Следует отметить, что АВС-анализ
является инструментом совершениствования ассортимента товаров, а не
формирования его изначально.
При разделении всех товарных групп, подгрупп,
видов товаров по методу АВС-анализа составляются таблицы, характеризующие
степень вклада каждого оцениваемого вида или подгруппы товаров в результат
деятельности (критерий).
2.3. Содержание торгово-технологических
процессов розничного торгового предприятия
Основной
из инновационных функций торговой фирмы является управление технологическими
процессами в магазине. Под этими процессами понимается совокупность
последовательных, взаимосвязанных операций, выполняемых персоналом магазина,
направленных на доведение товаров до покупателей с минимальными затратами
трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Торгово-технологические процессы,
осуществляемые в магазинах, условно подразделяют на основные и вспомогательные.
К основным торгово-технологическим процессам относятся: продажа товаров и
обслуживание покупателей, включающие в себя организацию покупательских потоков
в торговом зале; выкладку товаров на оборудование, обеспечивающую покупателям
оптимальные условия их осмотра и отбора; организацию расчетов за отобранные покупателями
товары; оказание покупателям дополнительных торговых услуг и другие подобные им
технологические операции. [24]
К вспомогательным торгово-технологическим
процессам относятся: приемка товаров от поставщиков; доставка их на места
хранения; обеспечение необходимых условий хранения товаров; подготовка товаров
к продаже; их транспортирование в торговый зал; организация хранения и сдачи
тары.
Содержание
основных и вспомогательных торгово-технологических процессов магазинов
различных типов имеет определенные особенности, вызываемые формой их товарной
специализации, методами продажи товаров, а также размерами. Эти особенности
определяют специфику отдельных технологических операций, осуществляемых в
рамках основных и вспомогательных торгово-технологических процессов в магазине.
Для примера рассмотрим структуру и последовательность операций
торгово-технологического процесса в магазинах самообслуживания.
Можно сказать, что в соответствии с характером
торгово-технологических процессов формируется структура помещений магазина и
организуется их технологическая планировка. Состав конкретных помещений
магазина и их размеры определяются его типом и существенно дифференцируются в
зависимости от ассортимента реализуемых товаров, методов их продажи и видов
дополнительных торговых услуг, оказываемых покупателям. Тем не менее, выделяют
в каждом магазине следующие группы помещений, обеспечивающие осуществление
торгово-технологических процессов: торговые помещения; помещения для приемки,
хранения и подготовки товаров к продаже; подсобные помещения;
административно-бытовые помещения; технические помещения.[4]
Рис. 5. Структура и последовательность операций
торгово-технологического процесса в магазинах самообслуживания
Структура площадей различных видов помещений
зависит в первую очередь от применяемых методов продажи товаров, определяющих
соотношение площадей, отводимых для осуществления основных и вспомогательных
торгово-технологических процессов. В магазинах с индивидуальным обслуживанием
покупателей удельный вес торговой площади в общей площади магазина колеблется в
пределах 45-46%, то в магазинах самообслуживания он возрастает до 55-65%, а в
магазинах реализующих товары по образцам и каталогам - до 65-75%. Кроме того,
специалисты по торговле обращают внимания на то, что существенное влияние на
структуру площадей оказывает форма товарной специализации магазинов, это можно
проследить по данным таблицы 2.
Рассматривая рекомендации, изложенные в
таблице 2, следует обратить внимание на то, что в настоящее время структура
площадей многих магазинов самообслуживания не соответствует этому методу
продажи. Как правило, в непродовольственных магазинах основная масса товарных
запасов, находящихся в магазине перемещается непосредственно в торговый зал.
Так, если в магазинах с обычными методами продажи непродовольственных товаров
доля запасов, находящихся в торговом зале составляет 20-25%, то в магазинах
самообслуживания она доходит до 40-60%, что создает предпосылки для
существенного распределения площадей между торговым залом и складским
помещением. За счет повышения доли торговой площади в общей площади на 1%
товарооборот магазинов самообслуживания увеличивается на 0,2-0,4%
В связи с этим, можно сделать вывод, что
торговые фирмы должны ориентироваться на повышение доли торговой площади
магазинов самообслуживания, организуемых в ранее действовавших магазинах с
индивидуальным обслуживанием покупателей, в первую очередь за счет сокращения
площади других помещений, примыкающих непосредственно к торговому залу.
Таблица 2
Рекомендуемая
структура площадей различных видов помещений в магазинах самообслуживания
Форма товарной специализации магазинов
Торговая площадь
Площадь для приемки, хранения и подготовки товаров
к продаже
Площадь подсобных помещений
Площадь административно-бытовых и
технических помещений
Итого, %
всего
В т.ч. торгового зала
Продовольственные
60
55
25
8
6
100
Универмаги
54
56
31
9
6
100
"Товары для детей"
58
56
27
9
6
100
"Товары для молодежи"
60
58
25
9
6
100
"Товары для женщин"
61
59
24
9
6
100
"Товары для мужчин"
61
59
24
9
6
100
"Товары для дома"
57
55
28
9
6
100
"Галантерея"
63
61
23
8
6
100