Ценообразование по уровню конкурентов достаточно характерно для гостиниц. При данном методе ценообразования цены на дополнительные платные услуги устанавливаются ниже рыночных, на уровне рыночных или выше рыночных в зависимости от требовательности клиентов, предоставляемого сервиса, реальной ответной реакции конкурентов. Отличительной особенностью гостиниц, использующих этот метод ценообразования, является отсутствие постоянной зависимости между ценами и затратами.
В отечественной практике за основу всех расчётов в гостиничном бизнесе принимают показатель одних койко-суток, а в; санаторно-курортном бизнесе — койко-день. В основу расчётов принимается инвентарное количество койко-мест в гостинице или ёмкость номерного фонда. Номерной фонд — это количество номеров в гостинице, которые могут быть заселены одновременно. Ёмкость номерного фонда учитывает количество кроватей, установленных в номерном фонде.
В экономических показателях гостиничного производства существует деление на общее количество койко-мест в гостинице и число койко-суток, предоставляемых в гостинице для заселения. Первый показатель показывает потенциальную пропускную способность гостиницы при 100%-ном использовании всех инвентарных мест. Показатель койко-суток даёт представление о пропускной способности гостиницы на планируемый период и обозначает число мест, которые фактически будут эксплуатироваться с учётом технически допустимых простоев (санитарной обработки, времени на ремонт).
Средняя продолжительность ремонта за год одного инвентарного койко-места гостиницы — 10 дней . Цикличность планового ремонта номерного фонда — 5 лет (в нашем примере: 30 койко-место / 5 лет х 10 дней = 42 койко-суток). Таким образом, 42 койко-суток в течение года не будут заняты в обороте общего инвентарного фонда мест в гостинице. Пропускная способность гостиницы составит 7623 койко-суток (21 койко-место х 365 дней — 42 койко-суток).
Различают плановую и фактическую себестоимость койко-суток. Плановая себестоимость рассчитывается на основе плана затрат и плана продаж. На практике, как правило, рассчитывают среднегодовую плановую себестоимость одних койко-суток, среднюю квартальную себестоимость, среднемесячную себестоимость.
Таблица 3.12
Структура затрат на содержание гостиницы,
определение себестоимости койко-суток, выручки
и финансового результата
№
Наименование статей затрат
За отчётный год
Сумма, руб.
Процент в общей сумме затрат за год,
%
На одни койко-сутки, руб.
1
Заработная плата основного персонала гостиничного комплекса
1056000
21,31
172,21
2
Единый социальный налог (26% от ФОТ)
274560
5,54
44,77
3
Питание в номерах (завтрак)
766500
15,47
125
4
Амортизация основных средств
1082054
21,83
176,46
5
Амортизация нематериальных активов
8316
0,17
1,36
6
Оплата потребления ресурсов (газ, вода, стоки, электроэнергия, вывоз ТБО)
1181232
23,84
192,63
7
Расходы на стирку мягкого инвентаря
90720
1,83
14,79
8
Расходы на охрану гостиницы
60000
1,21
9,78
9
Расходы на оплату услуг связи
14400
0,29
2,35
10
Расходы на оплату входного и текущего медосмотра персонала гостиницы
4000
0,08
0,65
11
Расходы на рекламу, в размере, не превышающем 1 % от выручки, согласно ст. 249 НК Р
2200
0,04
0,36
12
Транспортные расходы
40000
0,81
6,52
13
Административно-управленческие расходы
20705
0,42
3,38
14
Текущий ремонт номерного фонда
38000
0,77
6,2
15
Приобретение инвентаря и хозяйственных принадлежностей
36000
0,73
5,87
16
Расходы на содержание номеров (стоимость чистящих и моющих средств)
279455
5,64
45,57
17
Отнесение на затраты невозмещаемого НДС
0
0,00
18
Налог на землю
1465
0,03
0,23
19
Итого за год
4955607
100,00
808,13
20
Количество койко-суток за год
6132
-
21
Цена одних койко-суток при норме рентабельности 30%
1050
22
НДС
189
23
Продажная цена одних койко-суток с НДС (18
1239
24
Валовая выручка (6132x1239)
7597548
25
Финансовый результат (прибыль)
2540565
Метод полных издержек чаще используют гостиницы при установлении цены на свои основные услуги по проживанию, основываясь на фактических издержках и средней норме рентабельности на конкретном рынке гостиничных услуг. Главными преимуществами метода полных издержек является наличие потенциальной возможности получения максимальной прибыли в данной экономической ситуации и обеспечение полного возмещения всех затрат, независимо от характера их происхождения. Недостатком же является ограниченный учёт влияния уровня спроса на процесс производства гостиничной услуги и, как следствие, — снижение доли сегмента гостиничного рынка. Организаторы гостиничного бизнеса используют в основном метод полных издержек.
Анализ безубыточности начинается с деления издержек на переменные и постоянные. К переменным относятся издержки, размер которых изменяется пропорционально изменению объёма реализации гостиничных услуг. Переменные издержки зависят от объёма реализации, но эта зависимость не прямо пропорциональная (расходы на отопление, освещение и содержание помещений, арендная плата за помещение, используемые в производстве). Постоянные издержки не зависят от изменения объёма продаж гостиничных услуг (административно-управленческие расходы и др.).
В гостиницах постоянные издержки имеют высокий уровень при относительно низком уровне переменных издержек. К ним относятся:
• амортизируемые капитальные затраты;
« ремонт оборудования;
■ расходы на коммунальные услуги; « расходы на страховку;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8