Комиссия по сотрудничеству в сфере охраны окружающей среды включает в себя три основных элемента: Совет, Совместный общественный консультативный комитет и Секретариат. Совет является руководящим органом Комиссии и состоит из представителей на уровне министров от каждой из трех стран. Совместный общественный консультативный комитет насчитывает пятнадцать членов, по пять представителей от каждой страны. Он консультирует совет по любым вопросам в рамках Соглашения. Секретариат обеспечивает административную, техническую и оперативную помощь Совету и несет ответственность за осуществление ежегодной рабочей программы.[19]
Можно говорить о том, что за четыре года существования НАФТА, была разработана четкая организационная структура для эффективного претворения в жизнь положений Североамериканского соглашения о свободной торговле. Более того, основные тенденции, изначально приведшие к заключению этого соглашения, нашли свое отражение не только в области свободной торговли и, следовательно, можно говорить о распространении принципов лежащих в основе НАФТА на другие сферы экономики и политики в Североамериканском регионе.
Особенностью Североамериканского соглашения является асимметричный характер осуществляемых интеграционных процессов, т.е. условия создания здесь свободных рынков товаров, услуг и капитала, а также правила высшей торговли не одинаковы для различных секторов экономик стран-участниц и не синхронизированы по времени. Это обусловлено в первую очередь неравными стартовыми условиями стран и отраслей региона, зависимостью в ряде случаев национальных производителей и рынков (в частности, Мексика) от более сильных партнеров (США и Канады).[2, c.511]
III. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОГО СОГЛАШЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВА СОТРУДНИЧЕСТВА С РОССИЕЙ
Реализация Североамериканского соглашения о свободной торговле привело к существенным экономическим последствиям для всех стран-участниц — улучшились их макроэкономические показатели: в первую очередь возросли размеры ВВП, заметно возрос взаимный товарооборот (более чем в два раза) и масштабы инвестиционных потоков. Соглашение способствовало повышению конкурентных преимуществ американскими и канадскими корпорациями, а также снижению издержек производства за счет перевода производства в Мексику. Для Мексики присоединение к НАФТА позволило ускорить темпы социально-экономического развития и проведение масштабных экономических реформ.[2, c.528]
Почему же страны решают вступить в НАФТА? Несмотря на неравнозначность партнеров по НАФТА, как по уровню экономического развития, так и по масштабам экономического потенциала, участники Соглашения рассчитывали на существенные экономические преимущества. Социально-экономические цели создания НАФТА были продиктованы интересами стран-участниц, и в первую очередь США, которые инициировали создание интеграционной группировки. Американские корпорации рассчитывали еще более усилить свои конкурентные преимущества от тесного взаимодействия с партнерами из Канады и Мексики. Все предшествующие подписанию Соглашения десятилетия постоянно имело место, усиливающееся разделение труда между тремя странами при естественно доминирующей роли США, которые стали главным источником инвестиций для соседних Канады и Мексики. Фактически, в экономическом плане образовался «центр» (США) и «периферия» (Канада и Мексика) Североамериканского субконтинента, а Канада и Мексика в результате все более тесного срастания их экономик с американской стали ее продолжением. Одновременно быстрыми темпами возрастала взаимная торговля между тремя странами Северной Америки, и в Результате Канада и Мексика превратились в крупнейших торговых партнеров США.[14, c.65]
3.1. Роль стран в НАФТА
Соединенные Штаты в результате заключения этого соглашения получили значительные выгоды:
☻ в подавляющем большинстве отраслей были постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных производителей из стран-партнеров по НАФТА, что позволяло закупать у них многие товары дешевле, чем в самих США;
☻ перед американскими компаниями открылись гораздо более широкие возможности доступа на рынки стран-соседей, что расширяло рынок сбыта.
☻ интеграционные связи, институционально закрепленные, обеспечивают устойчивые поставки в США сырья, материалов и полуфабрикатов из Канады и Мексики.[4, c.18]
☻ в результате вывода производства в соседние страны, в первую очередь в Мексику, американские корпорации получают возможность значительно снизить издержки производства, используя гораздо более дешевую местную рабочую силу.
☻ создание НАФТА заметно усилило конкурентные позиции США на фоне интеграционных процессов в других регионах мира, и в первую очередь, расширения и углубления Европейского союза, а также укрепления интеграционных группировок в Азиатско-Тихоокеанском регионе.[1, c.503]
Участие США в региональном интеграционном процессе превратилось в мощный фактор долгосрочного положительного воздействия на внутриэкономическое развитие.
Общий товарооборот с Мексикой только за 1993–1997 вырос почти в 2,5 раза (с 80,5 млрд. долл. до 197 млрд.), с Канадой – почти в 2 раза (с 197 до 364 млрд.). На обе эти страны приходится треть внешней торговли США. В начале 2000-х средний ежегодный прирост товарооборота с Мексикой составил более 20%, с Канадой – 10%. Статус беспошлинных товаров распространился уже на две трети всего американского экспорта в регионе, и эти возможности продолжают расширяться. США нуждаются в такой региональной экономической интеграции для повышения своей конкурентоспособности по отношению к основным экономическим соперникам – ЕС и Японии. [13, c.15]
Для Мексики членство в НАФТА означает гарантированный доступ на американский рынок, поглощающий ок. 80% всего мексиканского экспорта, увеличение притока иностранных инвестиций. Стремление к экономической интеграции с США стало стимулом неолиберальных реформ, предпринятых мексиканским правительством еще в начале 1980-х, отказа от импортозамещающей стратегии развития.
Через региональное объединение с США Мексика стала постепенно интегрироваться в глобальную экономику. Особое значение для нее имело также положительное решение вопроса о внешнем долге после значительных финансовых потерь, понесенных в 1980-е: мексиканское правительство добилось крупных кредитов от США для реализации соглашений по свободной торговле. Многие иностранные компании стали переносить свою деятельность на территорию Мексики с целью проникновения на американский и канадский рынки. Прямые иностранные инвестиции в Мексику только за 1993–1999 выросли вдвое. [9, c.29]
Критики мексиканского членства в НАФТА указывают на то, что выгодами от него пользуется почти исключительно элита, но не трудящиеся. Привлекательность Мексики для иностранных предпринимателей связана во многом с низким уровнем жизни (низкой оплатой труда) и низкими экологическими стандартами. Поэтому США не проявляют сильной заинтересованности в улучшении жизненного уровня мексиканцев.
Участие в НАФТА повернуло Мексику к такой программе торговой либерализации и реструктуризации экономики, которая в будущем делает отход от нее затруднительным, а возвращение к экономической самостоятельности – практически невозможным.
Канада, заключившая с США еще в 1988 г. Соглашение о свободной торговле — ФТА (вступило в силу с 1989 г.), предполагало с помощью как прежнего (ФТА), так и нового (НАФТА) соглашения расширить возможности для доступа канадских компаний на рынок США, усилить экспортные возможности канадских экспортеров, получить беспрепятственный доступ канадским капиталам на мексиканский рынок и повысить свои конкурентные преимущества путем вывода туда трудоемких производств. В Канаде полагали, что гораздо более мощная экономика США еще в большей степени станет локомотивом структурных реформ и социально-экономического развития Канады. Во многом эти надежды оправдались.[13, c.16]
Канада – это объективно более сильный член НАФТА, чем Мексика, но более слабый, чем США. Потому Канада склонна блокироваться с Мексикой при отстаивании своих интересов, для оказания давления на Вашингтон. В начале 1990-х Канада опиралась на поддержку Мексики в противодействии протекционистским акциям Соединенных Штатов. В свою очередь, Мексика получила в 1995 поддержку Канады при обращении к МВФ и МБРР, когда возникла необходимость срочного вмешательства для спасения мексиканского песо.[1, c.519]
Канада активно выступает за расширение зоны свободной торговли, считая первоочередными кандидатами на вступление в блок прежде всего Чили, а также Колумбию и Аргентину. Демонстрируя свою самостоятельность и решительность, канадцы заявили, что не станут ждать американцев, и в 1996 заключили двустороннее соглашение с Чили о свободной торговле по образцу НАФТА, а также два дополнительных – о регулировании трудовых отношений и об охране окружающей среды – по образцу соответствующих тройственных соглашений 1993 между Канадой, США и Мексикой. Канада заключила со многими странами Латинской Америки различные двусторонние соглашения по отдельным вопросам экономического сотрудничества, настойчиво пропагандирует идею об интеграции НАФТА с МЕРКОСУРом. Канада самым активным образом включилась в осуществление плана создания Свободной торговой зоны. В 1998 она стала председательствовать на переговорах по заключению этого соглашения, которое было объявлено приоритетом канадской политики в регионе. [18]
Таким образом, Канада в течение всего одного десятилетия превратилась из довольно пассивного наблюдателя в полноправного и активного участника многосторонних процессов и мероприятий стран региона. При этом канадцы выступают в традиционной для себя роли посредника между странами с разными уровнями экономического развития и разной идеологической ориентации.
3.2.Проблемы НАФТА
Можно выделить несколько отрицательных социально-экономических последствий подписания Североамериканского соглашения о свободе торговли. Среди таких последствий для США и в меньшей степени Канады — прежде всего потеря рабочих мест, связанных с переводом производства в Мексику. Это весьма заметно отражается на занятости в целом ряде отраслей американской промышленности — в автомобилестроении, производстве комплектующих, в химической и текстильной промышленности и т.д. Такие крупнейшие в США корпорации, как «Крайслер», «Дженерал Моторс», переместили значительную часть своих производственных мощностей в Мексику. Среди предприятий швейной промышленности выделяется крупнейший в США производитель джинсов компания «Гесс», которая перевела в Мексику 2/3 своих производственных мощностей. В этой связи в США уже имели место массовые акции профсоюзов, направленные на сохранение рабочих мест в стране.[13, c.15]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5