Рефераты. Основы внешнеэкономических связей p> Одной из форм внешнеэкономической деятельности хозяйственно- предпринимательских организаций является перевод производственных мощностей, капитальных ресурсов за границу с целью решения проблем транспортировки сырья, продуктов, приближения к потребителю, улучшения конъюнктурных условий функционирования.

Развитие разнообразных форм собственности в экономике Украины открывает путь к созданию современных международных структур, способных осуществить технический и технологический прорыв, обеспечить качественные параметры продукции мирового уровня. Для активизации внешнеэкономической деятельности отечественных производителей товаров и услуг необходимо проведение системы государственных протекционистских мер. Эта система должна включать следующие важнейшие элементы:
Финансовая помощь государства в создании экспортного потенциала путем поддержки наукоемких, способных производить конкурентоспособную продукцию, производств (судостроение, самолетостроение, космос, сельское хозяйство, морской транспорт и др.). Основные инструменты: субсидии, кредиты, дотации.
Защита национального товаропроизводителя, импортные ограничения.
Целевая государственная научно-техническая помощь экспортерам.
Совершенствование механизма внешнеэкономической деятельности предприятий путем демонополизации внешнеэкономических связей, либерализации условий выхода и функционирования на внешних рынках, демонополизации посреднической деятельности.
Создание государственной системы информации по внешнеэкономическим отношениям.
Подготовка и переподготовка кадров для внешнеэкономической деятельности на различных уровнях.
Создание благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов.

Таким образом, механизм внешнеэкономической деятельности предприятия включает в качестве основных элементов определение внешнеэкономической политики и систему организационных, экономических институционно-правовых рычагов и инструментов и призван обеспечить реализацию экономических интересов предприятия на основе национального законодательства, международных норм, традиций, хорошей практики.

Контрольные вопросы и задания

1. Какова функциональная роль предприятия на мировом рынке?

2. В каких формах осуществляется деятельность предприятия на мировом рынке?

3.Охарактеризуйте транснациональные корпорации.

4.Чем определяется организационно-хозяйственная структура транснациональной фирмы?

5. Что такое трансфертное ценообразование и какова его экономическая роль?

6. Назовите мотивы и факторы, побуждающие к созданию совместных предприятий.

7. Назовите основные этапы создания совместного предприятия.

8. За счет чего обеспечиваются преимущества малых и средних предприятий на мировом рынке?

9. В чем заключается особенность перемещения производственных мощностей, капитальных ресурсов за границу как формы внешнеэкономической деятельности?

10. Назовите элементы системы протекционизма государства внешнеэкономической деятельности предприятий.

Тема 9. Международная координация экономической политики

Методологическую основу для изучения вопросов данной темы составляют рассмотренные в теме 1 положения о том, что международные экономические связи представляют собой сложную субординированную систему, сущность которой формируется противоречивой совокупностью рынков товаров и услуг, рабочей силы и капиталов. Рынок в значительной мере детерминирует
(предопределяет) развитие процесса саморегулирования всех структур и элементов мирохозяйственных связей. В то же время количественный рост мировой экономики, существенные качественные изменения, происходящие в международных экономических отношениях, требуют активного вмешательства государств, других субъектов международных хозяйственных связей в процесс регулирования, коррекции этих отношений с целью их оптимизации, повышения эффективности международного экономического сотрудничества, гармонизации экономических интересов различных уровней.

В условиях углубления интернационализации и транснационализации производства и обращения усиливается регулирующее влияние на мирохозяйственные связи международных организаций, которые создают всемирный, общецивилизационный климат, благоприятную среду для углубления и диверсификации всех форм международных экономических отношений.

Теория и практика регулирования мирохозяйственных связей свидетельствует о необходимости учитывать и аккумулировать в национальном законодательстве опыт других стран, положений, зафиксированных в уставах и решениях международных организаций.

Для повышения эффективности внешнеэкономических связей в рамках национальных экономик, сохранения мирового экономического равновесия, усиления планетарного экономического единства необходима международная координация экономической политики. В настоящей теме рассматриваются субъекты и формы такой координации.

Важнейшую роль в регулировании современных международных экономических отношений принадлежит межгосударственным экономическим организациям (МГЭО).

Существуют два вида МГЭО - общеэкономического и отраслевого характера.

Межгосударственные организации общеэкономического характера призваны содействовать сотрудничеству своих членов в сфере, которая охватывает широкий спектр международных экономических отношений. Например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Ассоциация стран Юго-
Восточной Азии (АСЕАН) и др.

В отличие от них отраслевые экономические организации основное внимание уделяют регулированию международного экономического сотрудничества в конкретной сфере. Например, Международная морская организация (ММО),
Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Организация космической связи
(“Интерспутник”) и др.

Развитие процессов интернационализации хозяйственной жизни и усиление взаимосвязи участников международных экономических отношений обусловили то, что ряд организаций общеэкономического и отраслевого характера тесно сотрудничают между собой, образуя целостные системы, в рамках которых общеэкономические организации выполняют функции координационного центра для согласования деятельности отраслевых объединений. Например, Европейский экономический союз (ЕЭС) координирует деятельность ряда отраслевых организаций, связанных с ним специальными соглашениями, - Евроатом и ЕОУС.

Правовое положение, основные направления деятельности, функции, способы и средства регулирующего влияния на международные экономические отношения межгосударственных экономических организаций определяются международным договорным механизмом, представляющим собой систему международных договоров, с помощью которых направляется развитие мировой экономики в интересах государств-членов этих организаций. Эти договоры регулируют отношения между МГЭО и государствами-участниками. Центральное место в договорном механизме МГЭО принадлежит их уставам. Кроме уставов в договорный механизм входят другие международные соглашения, которые касаются жизнедеятельности организаций.

Функции МГЭО. Под функциями МГЭО понимают процессы ее деятельности, направленные на осуществление ее задач. Главная функция состоит в итеративном (итерация - лат. повторение) выявлении соответствия интересов государств-членов, а также в достижении их согласия относительно вопроса об общих заданиях.

Другие или производные от главной функции можно представить двумя группами:

1. Регулирующие функции состоят в установлении для своих членов стандартов поведения, которые имеют морально-политическое или юридическое значение.

2. Оперативные функции сводятся прежде всего к выявлению фактического состояния дел в сфере, охватываемой данной организацией и его сопоставление с эталонами, которые зафиксированы в учредительных документах или актах органов организации.

Для реализации регулирующих функций организация занимается сбором, обработкой и предоставлением информации (“мягкий” способ международного контроля). Применяется такой способ контроля на месте, как инспекция. Это инструмент принуждения стран-участниц к действию, решению поставленных задач.

Оперативные функции организация осуществляет своими силами (персонал, материально-технические средства). Оперативная внутренняя деятельность МГЭО
- это управление финансами, персоналом, издание и распространение документации и т.д. Внешнюю оперативную деятельность составляют международные расчеты (например, Международный банк реконструкции и развития), оказание технической помощи, проведение научно-исследовательской работы (например, МАГАТЭ), эксплуатационно-хозяйственная деятельность
(например, Международная организация морской спутниковой связи - ИНМАРСАТ) и т.д.

Типовая организационная структура МГЭО предполагает наличие четырех разновидностей органов: высший (ассамблея, конференция, совет, сессия), формируется на равноправной основе из представителей всех государств-членов. Решает вопросы формирования исполнительных органов, выбора председателя, президиума, членства в организации, бюджета, определения заданий и т.д.; исполнительный (совет, директорат, комиссия, комитет) формируется путем представительства стран-участниц и в соответствии с паем финансового взноса, обеспечивает работу между сессиями высшего органа, контролирует реализацию решений высшего органа, подготавливает сессии, разрабатывает бюджет и т.д.; административный (секретариат). В состав входят: Генеральный секретарь и его заместители, специалисты, обслуживающий персонал. Основные функции: представительство во внешних связях, публикация документов, составление отчетов и т.д.; комитеты и комиссии - могут быть специально предусмотрены уставом организации или создаваться как вспомогательные органы. Они бывают постоянными или временными, сформированными для разрешения какой-либо конкретной проблемы.

Сравнительно редким явлением в практике МГЭО является наличие в их институционной структуре органов парламентского типа (например, Европейский парламент Европейского Союза). В их состав входят представители национальных парламентов или парламентарии, которые избираются общим голосованием населения стран-участниц объединения.

Главное содержание деятельности МГЭО, в которой отражается автономная воля организации, составляет принятие постановлений, предусмотренных уставом. Большинство постановлений имеют характер резолюций-рекомендаций.
Они не имеют обязательной силы для тех, к кому адресованы. Их регламентирующая функция состоит в установлении стандартов желательного поведения их адресатов.

Другую часть актов МГЭО составляют решения, которые имеют обязывающий характер для тех, кому адресованы (например, Международная организация гражданской авиации - IKAD).

Особое место в современной системе международных отношений принадлежит
Организации Объединенных Наций, которая является первым в истории механизмом всестороннего взаимодействия государств с целью поддержания международного мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.