Рефераты. Актуальные проблемы маркетинговой деятельности высших учебных заведений современной России

Задачи:

1. Выяснить особенности организации маркетинговой деятельности в АлтГУ:

1.1.Определить, какой структурой осуществляется маркетинговая деятельность в АлтГУ;

1.2.Узнать уровень квалификации специалистов, осуществляющих маркетинговую деятельность в вузе.

2. Определить основные направления маркетинговой деятельности в АлтГУ:

2.1. Определить, в каких формах осуществляется вузом совершенствование предоставляемых образовательных услуг;

2.2. Охарактеризовать каналы распределения образовательных услуг, используемые в АлтГУ;

2.3. Выяснить, в каких формах осуществляется университетом продвижение своих услуг на рынок;

2.4. Выяснить, в каких формах осуществляется содействие университетом в трудоустройстве выпускников;

2.5. Рассмотреть, какая система ценообразования используется вузом

3. Выделить основные показатели социальной эффективности маркетинговой деятельности АлтГУ;

4. Выявить и исследовать проблемы организации и осуществления маркетинговой деятельности в АлтГУ.

Гипотезы:

1. Маркетинговая деятельность в АлтГУ имеет специфическую организацию.

1.1. Маркетинговую деятельность в АлтГУ осуществляет отдел маркетинга.

1.2. Маркетинговая деятельность осуществляется сотрудниками, имеющими специальную маркетинговую подготовку.

2. В маркетинговой деятельности вуза применяются традиционные элементы комплекса маркетинга - продукт (образовательная услуга), цена, методы распространения и продвижения; их использование носит бессистемный характер.

2.1.Вузом осуществляется модификация предоставляемых образовательных услуг

2.2.Основными каналами распределения образовательных услуг АлтГУ являются непосредственные «прямые продажи», а также филиалы вуза в Алтайском крае.

2.3.Формами продвижения образовательных услуг на рынок преимущественно являются рекламные и PR-кампании.

2.4. Налаженной системы содействия трудоустройству выпускников в настоящее время в университете не сложилось.

2.5. Вузом используется система ценообразования, ориентированная на затраты.

3. Одним из показателей социальной эффективности маркетинговой деятельности вузов является востребованность выпускников на рынке труда.

4. Проблемы маркетинговой деятельности вуза в настоящее время могут состоять в необходимости внесения изменений в маркетинг образовательных услуг в условиях присоединения России к Болонскому процессу

Интерпретация понятий

Маркетинговая деятельность - деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей групп людей посредством обмена, по обеспечению наличия нужных товаров и услуг для соответствующей аудитории в соответствующее время в подходящем месте по определённой цене при осуществлении необходимых коммуникаций и мер по стимулирования сбыта.

Комплекс маркетинга - это набор поддающихся контролю функций маркетинга, совокупность которых учреждение использует для достижения желаемых изменений параметров целевого рынка. Комплекс маркетинга представляет собой сочетание четырёх составляющих: продукт, цена, каналы распределения, продвижение.

Продукт - товар, т.е. набор «изделий и услуг» соответствующего уровня качества, который фирма предлагает целевому рынку.

Образовательная услуга - специфический продукт учебного заведения, характеризующийся нематериальностью, непостоянностью по качеству, его значение и качество проявляется и реально оценивается в послепродажный период - на рынке труда.

Модификация образовательных услуг - изменение характеристик уже предлагаемой образовательной услуги, придание ей новых свойств.

Цена - денежная сумма, которую потребители должны уплатить для получения товара.

Затратные методы ценообразования - методы, базирующиеся на расчете себестоимости образовательной услуги, увеличенной на запланированную норму прибыли.

Каналы (методы) распространения - организация структуры товародвижения, благодаря которой товар становится более доступным для потенциальных покупателей.

Продвижение (стимулирование) - возможная деятельность фирмы по внедрению своего товара на целевой рынок, распространению сведений о его достоинствах и убеждению целевых потребителей его покупать.

Операционализация понятий

категория/признак

показатель

Структура, осуществляющая маркетинговую деятельность

Уровень квалификации сотрудников

Совершенствование предоставляемых образовательных услуг

Каналы распределения предоставляемых образовательных услуг

Формы продвижения образовательных услуг

Формы содействия трудоустройству выпускников

Система ценообразования

Проведение исследований

Изменения в связи с присоединением к Болонскому процессу

- централизованная служба (отдел) маркетинга;

- отдельные специалисты из разных отделов;

- внешние консультанты.

- имеющие специальную маркетинговую подготовку;

- не имеющие специального маркетингового образования

- инновации

- модификация

- оценка конкурентоспособности

- непосредственное предоставление услуг университетом

- открытие филиалов

- создание сети представительств

- франчайзинг

- проведение презентаций, выставок, дней открытых дверей

- информация в СМИ, интернет

- наружная реклама

- выпуск собственных брошюр, буклетов

- сотрудничество с биржами труда

- сотрудничество с кадровыми агентствами

- сотрудничество с предприятиями

- ориентация на затраты

- ориентация на спрос

- ориентация на цены конкурентов

- проводятся

- не проводятся

- содержание образовательных программ

- взаимодействие с рынком труда

- политика ценообразования

- качество образовательных услуг

Методы

В исследовании использованы методы:

- анализ документов;

- экспертный опрос в форме полуструктурированного интервью.

Анализ Положения об отделе содействия трудоустройству выпускников позволил определить основные направления маркетинговой деятельности вуза.

Поскольку исследование заключалось в выявлении наиболее существенных аспектов организации и проблем маркетинговой деятельности вузов, был применён метод экспертного опроса. Компетентность экспертов, имеющих глубокие знания о предмете исследования, а также практический опыт в данной области позволяют говорить о надёжности, достоверности, обоснованности информации, выводов и рекомендаций.

Опрос экспертов проводился в форме полуструктурированного интервью. Интервьюер руководствовался бланком-интевью, имея при этом возможность задавать дополнительные вопросы. Использование методики полуструктурированного интервью способствовало получению более глубокой информации.

Выборка

В состав экспертной группы вошли сотрудники Алтайского государственного университета: отдела кадров, отдела содействия трудоустройству выпускников, отдела по связям с общественностью, кафедры экономики предпринимательства и маркетинга.

Ограниченность числа экспертов обусловлена спецификой исследования - опрос проводился в одном образовательном учреждении - Алтайском государственном университете. Но высокая компетентность группы участвующих в нём лиц, позволяет говорить о том, что мнение данной группы экспертов в сочетании с анализом нормативных документов отдела оказалось достаточным для характеристики содержания и проблем функционирования маркетинговой деятельности вуза.

Описание инструментария

Основной инструментарий экспертного опроса - бланк-интервью с вопросами, сформулированными как в открытой, так и в закрытой форме. Интервью состоит из двух блоков. Вопросы первого блока направлены на выяснение особенностей организации и управления маркетингом в вузе. Второй блок включает вопросы, нацеленные на выявление основных направлений маркетинговой деятельности вуза, проблем и перспектив маркетинга образовательных услуг

Вопросы интервью были понятны экспертам и не вызвали затруднений.

2.3. Социологический анализ маркетинговой деятельности в Алтайском государственном университете

В ходе проведения исследования было выявлено, что Отдел маркетинга функционировал в Алтайском государственном университете с 2001 по 2002 года. Затем был реконструирован в Отдел содействия трудоустройству выпускников с сохранением Положения, основных целей и задач (см. Приложение). Изменением стало то, что приоритеты в направлениях деятельности были смещены - с продвижения высококачественных образовательных программ на рынок Алтайского края и другие регионы России на создание и развитие системы содействия трудоустройства выпускников.

Исходя из анализа целей и задач Отдела содействия трудоустройству выпускников (см. Положение), можно утверждать, что в настоящее время данный отдел является основной структурой, осуществляющей маркетинговую деятельность в вузе и на основе изучения его работы можно судить о состоянии маркетинга образовательных услуг в университете.

Маркетинговая деятельность осуществляется специалистами, имеющими маркетинговую подготовку.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.