1
Каспийский общественный университет
Известие о смерти Мухаммада Гури достигло Дели быстро. Наместник Айбек не стал медлить и наскоро собрал все свои войска. Ни один из его воинов не подвергнул сомнению его последующее решение. Ни один из его маликов и беков не выразил своего недовольства. Вокруг лежала только что покоренная страна, население которой ненавидело турушков - так индусы называли тюрков. В городах гарнизоны приведены в полную готовность. Малейшее неповиновение карается безжалостно и скоро... Уже пятничная хутба была прочитана с именем Айбека. Весенние дни 1206 года были объявлены праздничными, вся знать гуляла и славила нового правителя нового государства - Делийского султаната... Выходец из кыпчаков, Айбек стал султаном государства, сыгравшего огромную роль в истории не только Индии, но и всего Востока. Это всего лишь один пример. Тысячи кыпчаков были проданы на невольничьих рынках Востока. Сотни их кочевий простирались от Монголии вплоть до Европы и давали много воинов-гуламов. Особенно много их стало после монгольского нашествия. В XI веке простой гулам - раб Шамс-ад Дин Ильдениз, кыпчак по происхождению, основал в Азербайджане, Арране и Северном Джибале государство Ильденизидов, павшее в XIII веке под ударами хорезмшахов. Далее на запад, уже в Египте, гуламы-кыпчаки образуют мамлюкский султанат. Их называли бахритами, - по имени острова на котором они жили. Их предводителя и самого влиятельного звали султан Бейбарс. Он отвоевал Иерусалим, остановил продвижение монголов и выкупил тысячи соплеменников из рабства. Кыпчакские династии правили в стране Мыср (Египет) вплоть до XV века.
Много примеров, много судеб. Но это всего лишь единичные судьбы. Кыпчаков своими предками считают казахи, кумыки, карачаевцы, татары, башкиры, киргизы, алтайцы, узбеки и многие другие народы. Кыпчакская кровь течет в жилах русских, грузин, египтян, монголов, таджиков - всех не перечислить. Вообще, трудно себе представить значение кыпчаков в истории Азии и Европы. В различные времена они населяли земли от Китая и до Венгрии, от Сибири до Индии. Они знали периоды взлетов и падений. Они оставили нам многое, они оставили в нас многое.
Происхождение и расовая принадлежность кыпчаков.
Следует отметить, что многие вопросы исторического прошлого кыпчакских племен, населявших территорию Казахстана, остаются еще не до конца раскрытыми.
Среди множества проблем по этнополитической истории кипчаков наиболее сложным являлся вопрос их происхождения. По легенде об Огуз-кагане, приведенной у Рашид-ад-дина, кипчаки были одним из 24 племен огузов. Мифический мальчик, которому Огуз-каган присвоил имя Кипчак и по имени которого назвали его племя, родился во время неудачного похода огузов на племя ит-барак. Чтобы переправиться через реку, Огуз-каган приказал срубить деревья и соорудить плот. Во время переправы он якобы сказал ребенку, только что родившемуся на плоту, сооруженному из деревьев: «О, будь ты также князем, как и я, и пусть твое имя будет Кипчак». Абул-Гази замечает: «На древнем тюркском языке кипчак означает дуплистое дерево ». Обязательное упоминание дерева и леса в преданиях может вызвать предположение о том, что кипчаки происходили из той местности, в которой лес постепенно сменяется степью, т.е. в лесостепной зоне. Некоторые ученые предполагают, что первоначальным местопребыванием кипчаков были Южные склоны Саяно-Алтайских гор и степей, примыкавших к ним с юга.
Конкретно с именем «Кипчак», и, вероятно с самым ранним случаем фиксации этого этнонима, мы встречаемся в надписи, выбитой на каменной стеле, обнаруженным Рамстедом в Центральной Монголии южнее р. Селенги в 1909 г. В литературе эта эпитафия получила название «Селенгенский камень». Текст, выбитый на нем, является частью погребального комплекса Бильге-кагана, одного их основателей Уйгурского каганата в монгольских степях. В четвертой строке с северной стороны стелы выбито: «Когда тюрки кыпчаки властвовали над нами 50 лет…».
Возвращаясь к контексту надписи, где указано «тюрки-кипчаки властвовали…», можно предположить, что в данном случае два этнических наименования выступают как синонимы. Таким образом представляется, что решение вопроса лежит на поверхности. Кыпчаки - это древние тюрки (речь идет о периоде, когда этот термин имел еще этническое наполнение, а не политическую окрашенность).
Сопоставив разные источники ученые пришли к выводу, что кипчаки, или, по крайней мере, определенная часть кипчаков обладала специфическими чертами, отличающимися от большинства окружавших их народов. Кипчаки несли в себе черты европеоидной примеси, проявляющиеся, прежде всего, в цвете глаз (голубых, зеленых, только не черных) и волос - желтых, светло-рыжих, белокурых, половых. Поэтому, когда кипчаки в середине 11 в. появились на границах древнерусских княжеств, они стали известны в русских летописях под именем половцы, получив его, скорее всего, из-за своего внешнего вида. Слово «половцы» производное от старославянского «плава - солома, а отсюда «половый» - беловато-соломенный цвет».
Российский ученый Грумм-Гржимайло доказывал, что кипчаки - это западная ветвь динлинов, народа, в древности обитавшего в Азии и имевшими черты европеоидной расы. Западная ветвь динлинов смешалась с кочевым населением Казахстана и стала называться под именем кипчак. Но не только русские летописи обозначали кыпчаков именем, отражающим их внешний облик. В западноевропейских, византийских, армянских они называются по-своему - команы, куманы, валаны, плавцы, хардиаш. Все эти названия, относящиеся к одному и тому же народу, переводится в основном как «желтые, бледно-желтые, русые». Вероятно, облик племени, настолько отличался от других кочевых народов, что все информаторы, которые сталкивались с ними, дают одно и тоже наименование, отмечающее их необычный внешний облик, цвет волос. Антропологический тип кипчаков-половцев сформировался в результате последовательного смешения древнего европеоидного типа с расовыми типами монголоидного центрально-азиатского происхождение. Еще в 19 в. у определенной группы кыпчакских родоплеменных подразделений в различных регионах их обитания в составе крупных тюркоязычных народов оставались некоторые черты, приписываемые обыкновенно европеоидному физическому облику. Так среди башкирских кипчаков имелось «приблизительно 50% темно-русых и рыжих субъектов». Потомки кипчаков, которые после разгрома, учиненного монголами, ушли в Венгрию, характеризовались исследователями как народ, имевший волосы, как лен, нередко с рыжеватым оттенком, и голубыми глазами.
Расселение кипчаков.
В начале 2 тыс. н.э. средневековой письменной традиции мусульманской историографии Востока и летописцев Древней Руси появилось адекватное обозначение огромного пояса Евразийских степей от отрогов Алтайских гор на востоке до лесистых склонов Карпат на западе, получившее свое наименование по названию основного народа, передвигающегося по его просторам, - Дешт-и Кипчак.
Страницы: 1, 2