Рефераты. История города Владимира

Приводимая хронология опустошительных набегов и пожаров дает наглядное представление о тех невероятных трудностях, которые встретил город в своем развитии, и как мог меняться его облик на непродолжитель-ном отрезке времени. Немудрено, что в XVII веке еще можно было видеть развалины домов, церквей и оборонительных сооружений Владимира. Вот как описал путешественник Олеарий (Адам Эльшлегер) город Владимир того времени, проезжая из Ревеля (Таллина) в Москву: «...декабря 29 прибыли в древний Володимер, который почти на 200 верст, или 40 лье, отсто-ит от низа и на 150 верст, или 30 лье, от Москвы. Развалины стен, башен, домов, видимые в разных местах, суть несомненные и достоверные признаки древности и величия сего города»{1, c.40-41}. Только в XVII веке при царе Алексее Михайловиче была начата работа по устройству рубленого города в крем-левской части Владимира, для чего были вызваны мастера городского дела. После этого ремонта крепостные сооружения уже не

21

восстанавлива-лись и постепенно пришли в полную ветхость. Правда, в царствование Пет-ра I была сделана попытка привести в порядок крепостные башни, валы и рвы, для чего издана инструкция воеводам: «надлежит смотреть, чтоб в городе и по валу и около всякого города и острога и рвам ни какие люди не ходили и осыпи и рву не обивали и навоз и всякого сору в городе и в остроге у стен и у ворот во рву в тайниках никто не мешал» 19. Но конкретных мер уже не предпринималось, и постепенно валы и рвы разрушались.

Расширение города.

Генплан 1781 года.

В конце XVIII века по указу императрицы для русских городов были разработаны новые генеральные планы. В целом они носили прогрессивный характер. Прежней беспорядочности застройки улиц была противопоставлена рациональная система разбивки городской территории на четкую сетку геометрически правильных кварталов, образованных взаимно-перпендикулярным пересечением улиц и постановкой домов на единой красной линии.

В 1781 году регулярный план был утвержден и для Владимира. Его авторы были талантливыми градостроителями. Они максимально учли особенности древней планировки города и сделали все, чтобы сохранить ее основные элементы: трехчастное деление в пределах валов, направляющую ось центральной улицы, обзор со всех прилегающих к нему соседних холмов, доминирующую роль Кремля. Правда, по плану намечалось поставить в Кремле, на площади перед Дмитриевским и Успенским соборами, присутственные места и торговые ряды. Это было бы непростительной ошибкой, так как выдающиеся памятники белокаменного зодчества оказывались изолированными от центральной улицы. Поэтому губернский архитектор Николай фон Берк умело внес в проект изменения: здание присутственных мест (1785) было отнесено к югу и поставлено (хотя и не совсем удачно) между Дмитриевским и Успенским соборами, дом губернатора (1808) отодвинут к востоку, ближе к Рождественскому монастырю, а торговые ряды выведены в Новый город и поставлены на месте прежних торговых лавок (1787-1792). Тем самым было сохранено традиционное деление частей города на основные функции: административную -- в Кремле, торговую -- в Новом городе, ремесленно-жилую -- в Ветшаном.

Согласно направлению Большой улицы и топографии древних валов вся территория города была разбита на прямоугольные кварталы с проведением коротких поперечных улиц, выходящих под прямым углом на центральную. Это не было большим нарушением старой системы, улицы лишь выпрямлялись, но не теряли своей ориентации на центральную магистраль. Особенность новых кварталов -- их небольшой размер, сомасштабный отдельным

22

частям города, вследствие чего они не только хорошо вписались в пределы валов, но и четко прочитывались в планировочной структуре.

В конце XVIII века вместе с введением регулярных планов русские города стали застраиваться по так называемым «образцовым» проектам. Во Владимире первым купил землю и возвел дом по «образцовому» проекту «близ самого торгового мосту» на Большой улице (напротив восточной линии нынешних торговых рядов; не сохранился) богатейший владимирский купец Семен Лазарев. За ним последовали другие состоятельные владельцы. В 1783 году начинает застраиваться противоположный участок Большой улицы близ Золотых ворот. Справа его занимает управляющий имением генерал-губернатора графа Р. Л. Воронцова Г. Т. Мещерягин, который возводит здесь «по опробованному в сем городе плану по первому номеру» угловой двухэтажный каменный дом с мезонином (ул. Московская, 2). С левой же стороны от Золотых ворот строятся два дома вице-губернатора Дюнанта (ул. Б. Московская, 1 и 3).

К концу XVIII века почти вся Большая улица была обновлена по «образцовым» проектам. Только в Новом городе, на участке от Золотых ворот до Торгового моста, было поставлено 35 новых больших каменных особняков. Здесь поселились преимущественно состоятельные купцы. Эта часть города стала называться даже «Китай-городом» по образцу московского. Кроме того, на Большой улице по новому плану были возведены все основные общественные сооружения: торговые ряды, дворянское собрание, мужская гимназия, духовная семинария. Жителям победнее приходилось продавать свои участки на Большой улице. Они строились подальше.

По плану 1781 года территория города традиционно была разделена на три части. Первую часть составлял Новый город (от Золотых ворот до Торгового моста), вторую -- Кремль и Ветшаный город (от Торгового моста до Серебряных ворот), третью -- район, расположенный за рекой Лыбедью. К концу XVIII века эта территория за валами была уже плотно застроена слободами. Планом 1781 года она была также разбита на прямоугольные кварталы.

Генплан 1845 года.

К 1845 году, когда появился новый генплан города, планировка и застройка старого Владимира представляли собою улицы и здания, почти полностью проложенные и возведенные по регулярному плану 1781 года. Новый градостроительный документ лишь еще раз закрепил его основные положения и особо позаботился о древних валах. В пояснении к этому плану было даже указано, что «дома, существующие в прорытых самовольно земляных валах... назначаются к уничтожению. В местах, ими занимаемых, делать насыпи для приведения вала в первобытный вид».

23

Но этому, к сожалению, не суждено было сбыться. Валы средневековой крепости оказались первой помехой в развитии регулярного города. Еще в конце XVIII века для удобства сообщения были срыты валы, примыкавшие к Золотым воротам. До того дорога проходила через сами ворота. Через внешние городские валы прокладывались новые дороги и за Лыбедь. Там слободы все больше разрастались, и город начинал сливаться с ними.

Повсеместно исчезали и внутренние валы со рвами, постепенно соединяя три исторических части города в единую территорию. В 1830-е годы был разобран Торговый, а позднее и Ивановский мост и засыпаны рвы, отделявшие Кремль с запада и востока от Нового и Ветшаного города. На их месте построили дома в единую красную линию с Большой улицей.

Валы уничтожали и для разбивки на их месте городских бульваров. Еще в 1815 году губернские власти приказали срыть самый древний Мономахов вал у Торгового моста для устройства здесь площадки для прогулок горожан (нынешний парк Пушкина). Позднее под бульвары были приспособлены также и другие валы.

Серьезной помехой валы оказались и при строительстве крупных общественных зданий. Еще в 1884 году на Козловом валу возле Золотых ворот с юга возвели водонапорную башню. С противоположной стороны от Золотых ворот встало здание реального училища (1908), для чего срыли Театральный вал.

Большой урон валам нанесли и в Кремле. На западной его кромке возле Торгового моста на месте срытого вала была построена городская дума (1907). А к северу от того же моста в связи со строительством зданий банка (1896), детского сада (1910) и городского училища (1911) срыли значительную часть Троицкого вала.

Выравнивали валы и для постройки жилых домов. Особенно пострадали они в северной части города, выходившей к Лыбеди. Здесь выросла целая улица (Троицко-Нагорная, ныне -- ул. Воровского) с садами и огородами. Последние же не только переходили на склоны валов, но зачастую спускались и в бывшие рвы, создавая живописное и по-домашнему уютное обрамление старому городу.

Поэтому искренне веришь тому впечатлению, которое передавал своим читателям в 1896 году В. Георгиевский -- автор первого интересного путеводителя по Владимиру: «Наружный вид его очень приятен. Холмистое положение, обширные сады, обилие церквей, древние валы, хотя и перерезанные во многих местах, но в значительном количестве сохранившиеся -- придают городу картинный вид. Общий вид на город особенно хорош с северной стороны из-за Юрьевской заставы и с северо-западной стороны со Студеной горы: город раскидывается во всей длине, древние соборы и церкви рельефно выступают среди зелени садов и белокаменных построек Кремля. Хорош вид на город и с восточной стороны от Доброго села, откуда все постройки города, вытянутого в одну линию, стушевываются, многочисленные церкви

24

скучиваются около древних соборов, и город приобретает вид чего-то восточного. Красота древних соборов выступает особенно рельефно из-за Клязьмы, со стороны поймы и песков».

Таким представал Владимир на исходе XIX века, спустя сто лет после утверждения Екатериной II регулярного плана. Средневековье, понеся ощутимые утраты, вошло в орбиту нового времени и слилось с ним, оставив по себе долгую память.

Послереволюционные планы.

Николай Николаевич Воронин, наш современник, уроженец Владимира и самый большой его знаток, оценил екатерининский план города следующим образом: «Проект новой регулярной планировки проникнут уважением к памятникам. В нем сохранены древние валы Владимира, сквозь геометрическую сетку кварталов ясно просвечивает древнее трехчленное строение русской столицы XII века и древняя ось городской планировки -- Большая улица». Как историк архитектуры, он уловил самое важное -- единство старого с новым. Образ города продолжал сохранять глубину своей исторической памяти.

Первый послереволюционный план Владимира, разработанный в 1926-1927 годах, разделил город на две части -- историческую и современную. Новое промышленное и жилое строительство предусматривалось главным образом за чертой древних валов в северо-восточном и восточном направлениях на площади свыше 300 га. Сохранялись все особенности планировки и даже функциональное разделение отдельных частей старого города. Больше того, в долинах рек Лыбеди и Клязьмы намечалось проложить основные автотранспортные магистрали. Они кольцом прошли бы по подошве древних холмов. Такое смелое и рациональное решение сохраняло целостность древнего ядра города и разрешало извечно трудную проблему с дорогами. Это был возврат к хорошо забытому старому. Подобная идея была заложена и осуществлена еще в XII веке. Тогда во внешних рвах пролегали дороги вокруг города. Они объединяли собою все выезды из него. Через них легко попадали в любое место.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.