Автор записок настаивал на широком распространении образова-ния и рекомендовал учредить во всех губерниях выс-шие учебные заведения по 2 тысячи студентов в каждом. Обучаться в них, по его замыслу, будут дворянские, купеческие и «всяких разночинов» дети. Для академий намечалась обширная программа: иностранные языки, грамматика, риторика, поэтика, философия, богословие, история, арифметика, геометрия, навигация, фортификация, артиллерия, механи-ка, статика, гидростатика, оптика, архитектура, география. Предла-галось также учить «на лошадях ездить, на шпагах биться и танце-вать».
Одним из первых в России Ф. С. Салтыков поставил вопрос об ор-ганизации женского образования, предложив «во всех губерниях учи-нить женские школы и на то обратить женские монастыри». В.школах обучать девочек от 6 до 15 лет. Программа женских школ значительно уступала академиям, ограничи-ваясь чтением, письмом, счетом, французским и немецким языками, рисованием, музыкой, пением и танцами. Кроме учителей в женских школах предлагалось иметь специальных надзирательниц, которые обу-чали бы школьниц внешним манерам и правилам поведения.
Ф. С. Салтыков предлагал также организовать солидные библио-теки в каждой губернии.
Проект организации школьного образования Ф. С. Салтыкова, не учитывавший реальных возможностей государства и особенностей Рос-сии того времени, не мог быть осуществлен, но он является свидетель-ством относительно широких в стремлений передовых представителей дворянства в организации просвещения.
Педагогические высказывания И. Т. Посошкова
Известный публицист и экономист первой четверти XVIII в. Иван Тихонович Посошков (1652--1726) был сыном ремесленника, мастера серебряных дел подмосковного села Покровского; изучил граверное и столярное ремесла, имел винокуренный завод, предпринимал попытки организовать изготовление серы, красок, изобрел станок для чеканки медных денег, внес усовершенствование в огнестрельное дело. Он зани-мался всевозможными коммерческими операциями и к концу своей жиз-ни стал купцом и землевладельцем.
И. Т. Посошков был хорошо знаком с обширной летописной лите-ратурой, со многими иностранными историческими и географическими книгами, имел обширные для своего времени познания в математике. Он остро реагировал на все вопросы, возникавшие в общественной жиз-ни России начала XVIII в. Горячий сторонник преобразований и разви-тия отечественной промышленности, И. Т. Посошков твердо верил в большие возможности своего народа. Его перу принадлежат такие работы, как «Письмо о денежном деле», «О ратном поведении», «Зерцало очевидное», «Завещание отеческое сы-ну своему», «Книга о скудости и богатстве». Последнее произведение содержит про-ект реформ, направленных на превращение России в независимую, силь-ную, культурную и богатую страну. Вопросы образования и воспитания у И. Т. Посошкова являются составной частью его общественно-эко-номических проектов.
В «Книге о скудости и богатстве» И. Т. Посошков защищает интересы крестьянства, подвергая резкой критике произвол дворян; автор проекта требовал ограничить права на крестьянский труд, определить законом размер крестьянских повинностей и отделить крестьянскую землю от помещичьей.
Сочинения И. Т. Посошкова были проникнуты религиозностью. Он ставил вопрос о воспитании нового духовенства, о повышении его образованности. На это сословие он возлагал обязанность учить и воспитывать детей в школах. Для образования духовенства, по его мнению, следует заводить особые школы. В одной из записок к Стефану Яворскому (1707) он рекомендует учредить «великую патриаршую академию», пригласив для преподавания в ней ученых из Греции, а также открыть во всех епархиальных городах грамматические школы для обучения детей духовенства, укомплектовав их русскими учителями.
И. Т. Посошков настойчиво ставил вопрос об организации широкой сети школ в России. В своих сочинениях талантливый писатель и эко-номист неоднократно поднимал вопрос об улучшении печатного дела, о печатании книг на русском языке и создании учебников и пособий.
Особое значение И. Т. Посошков придавал распространению грамотности среди кресть-ян. В «Книге о скудости и богатстве» он пишет, что среди крестьян нег грамотных людей, поэтому необходимо «поневолить» крестьян для их же пользы отдавать детей учить грамоте. Их следует обучать чтению и письму три-четыре года, используя в качестве учителей духовенство. При этом автор считал необходимым обучать не только русских, но и детей других национальностей, населявших Россию. Он считал нужным определить законом, чтобы помещики позаботились о повсеместном обучении крестьянских детей.
В «Завещании отеческом сыну своему» (1719--1720) И. Т. Посош-ков подробно останавливается на вопросах воспитания. По мне-нию автора, детей следует держать «в великой грозе», «ни малыя воли» им не давать, сурово наказывать, помня, что «кой человек в наказании возрастает, тот всегда добрый человек будет». Однако им по-новому рассматривается вопрос об отношении к книге и к учению. Учение сле-дует начинать в годы отрочества, подчеркивается в «Завещании», обу-чать надо не только славянскому, но и другим языкам, а также ариф-метике. В программу образования юноши И. Т. Посошков включил обучение «художеству» (рисованию), овладение которым способствует «всякому мастерству».
Автор продумал и последовательность обучения указанным предме-там: начинать обучение со славянского чтения; когда же в нем школьники «крепко навыкнут», перейти к славянской грамматике; после того как юноша научится писать и изучит арифметику (до деления), перейти к иностранным языкам и «художеству». Следует приучить юношу регу-лярно читать книги, для чего ему на каждый день надо давать «зарок, колико листов книг прочитати».
И. Т. Посошков мечтал о том, когда в России будет много хорошо знающих свое дело специалистов, которые смогут заменить иноземцев. Для того чтобы юноши смогли приобрести разносторонние знания, И. Т. По-сошков не возражает посылать их за границу, рекомендуя при этом для них широкую программу обучения инженерному, корабельному и мор-скому делу. Он считает необходимым изучать иностранные языки (французский, немецкий); арифметику, которая, по его мнению, «всем математическим наукам дверь и основание есть», затем «сокращенную математику», включающую в себя геометрию, архитектуру и фортифи-кацию; «ведение земного глобуса», «искусство земных и морских чер-тежей», компас, «течение Солнца» и др.
Выполнение воинского долга ставит превыше всего. «В ратном деле, -- наставляет он сына, -- буди тверд, противо неприятеля стой неплошно, и буди бесстрашен... Всего же паче блюди себя от измены... лучши ти смерть прияти, нежели изменити». И. Т. Посошков требует от родителей с самых малых лет строго следить за тем, чтобы сын «никогда празден не был», никого не обижал, всякому делал добро, говорил правду, не приучался к роскоши, а был бы обучен «и нужду всякую терпеть».
Ф. Прокопович как видный деятель просвещения
Феофан Прокопович (1681 --1736) воспитывался у своего дяди, ректора Киевской академии. В ней будущий общественный деятель основательно изучил русский и латин-ский языки, по окончании философского класса продолжал образование в Польше, а затем Риме, где овладевал поэзией, риторикой, философи-ей, «римскими древностями». Вернувшись на родину, он стал учителем Киевской академии, а через некоторое время ее ректором и профессо-ром богословия. Прокопович имел обширные знания по литературе, истории, математике, он сумел создать огромную библиотеку, насчитывавшую свыше 30 тысяч книг по различным отраслям знания.
По поручению Петра I Прокопович написал лучший для того времени букварь «Пер-вое учение отроком». Открытая им в 1721 г. в своем доме школа для сирот и бедных детей «всякого звания»считалась передовой школой того времени.
В своих сочинениях Ф. Прокопович горячо доказывал, что «учение доброе и основательное есть корень всякой пользы обществу», советовал шире распространять грамотность среди населения и устраивать школы во всех епархиях. Для образования духовенства он считал нужным от-крыть школы при всех архиерейских домах.
В «Духовном регламенте» Ф. Прокопович разработал подробный план устройства высшей духовной школы -- академии, которая, по замыс-лу, должна была стать прежде всего общеобразовательной школой, от-крывать воспитанникам дорогу «к разным делам» -- не только к цер-ковным, но и к гражданским. Учиться в академии могли не только дети духовенства, но и других сословий.
По предлагаемому им учебному плану академии в ней должны были изучаться семь последо-вательных циклов предметов:
1) грамматика «купно» с географией и ис-торией;
2) арифметика и геометрия;
3) логика или диалектика;
4) рито-рика «купно или раздельно» с поэзией;
5) физика вместе с краткой ме-тафизикой;
6) политика;
7) богословие.
Новым в учебном плане было выделение географии и истории в самостоятельные учебные дисципли-ны и введение особых циклов математики и физики, изучение полити-ки, сокращение курса богословия с четырех до двух лет.
Изучение грамматики, по замыслу автора проекта, вначале соединялось с геог-рафией, а потом с историей. Географию надлежало изучать «на карте» и «на глобусе», так, чтобы ученики могли показать, где находится та или иная часть света или государство. Указывая на связь географии и истории, Прокопович писал, что изучать историю без географии -- зна-чит «как бы с завязанными глазами по улицам ходить».
Большое внимание Ф. Прокопович уделил подбору учителей и ор-ганизации обучения. Он считал, что приступая к учению, преподаватель должен вызвать интерес уча-щихся к науке, рассказать кратко, но ясно, «какая сила есть настояще-го учения» и «чего хощем достигнуть через сие или иное учение». Важ-но, чтобы ученики видели «берег, к которому плывут», и охотнее брались бы за дело. Будучи сторонником строго-го порядка и организации жизни учащихся, Прокопович рекомендовал составить «устав, что надлежит знать и делать ученикам по дням и по часам». Академия должна была иметь библиотеку для уче-ников и посторонних «охотников чтения».
При академии предлагалось открыть среднее учебно-воспитательное, заведение -- семинарию. За семинаристами предлагалось установить строгий надзор, чтобы они хорошо вели себя и прилежно учились. Он предлагал организовать для учащихся разумное времяпрепровождение и полезные развлечения: проводить иг-ры в саду и в помещении; организовать чтение книг -- «историй воин-ских», повестей «о мужах, во учении просиявших», «о древних и нынеш-них философах, астрономах, риторах, историках»; устраивать диспуты, приучающие молодых людей красиво излагать свои мысли и пробовать свои силы в «сочинительстве».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6