Рефераты. Последние годы существования СССР

Переход восточно-европейских стран к парламентской демократии привел к распаду социалистического содружестве. Прекратили дея-тельность Совет Экономической Взаимопомощи и Организация Вар-шавского Договора (весна 1991 г.). Значительно сократился уровень экономического сотрудничества СССР и государств Восточной Европы. Если в конце 80-х годов их доля во внешнеторговом обороте Со-ветского Союза превышала 50%, то в начале 90-х снизилась до 16%.

Потеря СССР прежних позиций в Восточной Европе, объедине-ние Германии обострили политическую борьбу между сторонниками и противниками нового политического курса.

8. СССР и страны мира

Обновленные подходы к решению меж-дународных вопросов явились основой широкого сотрудничества СССР с государствами мира. В 1986--1987 гг. состоялись несколько встреч М. С. Горбачева с президентами США (Р. Рейганом, затем Дж. Бушем). Принятые в итоге переговоров соглашения (1987 г.) предусматривали уничтожение на территории Европы принадлежа-щих обеим державам ядерных ракет средней и меньшей дальности. В июле 1991 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стра-тегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Претворение в жизнь достигнутой договоренности вызывало разную реакцию в пра-вящих кругах обеих стран. По мнению многих руководителей пар-тийно-государственного аппарата, эта акция серьезно угрожала безо-пасности СССР.

Активизировались государственные связи Советского Союза и стран Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). Подписан-ные между ними соглашения создавали благоприятные условия для развития экономического сотрудничества. Советский Союз был при-нят в Международный валютный фонд. Большое значение уделялось всесторонним контактам с государствами Северной Европы--Шве-цией, Норвегией, Финляндией. Была достигнута договоренность о со-вместном освоении ими природных богатств Кольского полуострова и континентального шельфа Баренцева моря.

Нормализовались политические и экономические взаимоотноше-ния СССР и стран Юго-Восточной и Южной Азии. Вывод советских войск из Афганистана и Монголии создал условия для урегулирова-ния отношений с Китайской Народной Республикой. В 1989 г. М. С. Горбачев посетил Китай с официальным визитом. В короткие сроки между Советским Союзом и КНР были решены спорные вопросы и восстановлены межправительственные связи. Межгосударственные отношения установились с Южной Кореей. Достигнутая с нею дого-воренность предусматривала совместные работы по освоению при-родных ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Расширялись экономи-ческие и общественные контакты с Израилем. Они привели к восста-новлению дипломатических отношений между странами.

Советское правительство приняло несколько законов, соответст-вующих международному законодательству в области прав человека, в частности указ о выезде и въезде граждан в СССР. Ряд законов был направлен на установление взаимосвязей между деятелями куль-туры разных государств.

Советский Союз занял четкую позицию во время войны в Пер-сидском заливе, причиной которой стал захват Ираком Кувейта. Он поддержал резолюцию Совета Безопасности ООН, осуждавшую дей-ствия иракских властей (осень 1990 г.). В ноябре того же года пре-зиденту СССР М. С. Горбачеву была присуждена Нобелевская пре-мия мира.

Новый внешнеполитический курс СССР благоприятствовал пре-одолению последствий «холодной войны», ликвидации неприязни и недоверия в его отношениях с другими государствами.

9. Обострение межнациональных конфликтов

В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркмен-ская, Узбекская, Украинская и Эстонская. На его территории прожи-вали свыше 270 млн. человек--представители свыше ста наций и народностей. По мнению официального руководства страны, в СССР был решен в принципе национальный вопрос и произошло фактиче-ское выравнивание республик по уровню политического, социально-экономического и культурного развития. Между тем непоследова-тельность национальной политики породила многочисленные проти-воречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. Экономический кри-зис, охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряженность.

Неспособность центральных властей справиться с экономически-ми трудностями вызывала растущее недовольство в республиках. Оно усиливалось в связи с обострением проблем загрязнения окру-жающей среды, ухудшением экологической обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Как и прежде, неудовлетворенность на мес-тах порождалась недостаточным вниманием союзных органов власти к потребностям республик, диктатом центра при решении вопросов локального характера. Силами, объединяющими местные оппозици-онные силы, были народные фронты, новые политические партии и движения («Рух» на Украине, «Саюдис» в Литве и др.). Они стали главными выразителями идей государственного обособления союзных республик, их выхода из состава СССР. Руководство страны оказа-лось не готовым к решению проблем, вызываемых межнациональны-ми и межэтническими конфликтами и ростом сепаратистского дви-жения в республиках.

В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против ру-сификации в Алма-Ате (Казахстан). Поводом для них послужило на-значение Г. Колбина русского по национальности, первым секрета-рем Компартии Казахстана. Открытые формы приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии.

Общественность, возглавляемая народными фронтами, требовала об-народования советско-германских договоров 1939 г., публикации до-кументов о депортациях населения из прибалтийских государств и из западных районов Украины и Белоруссии в период коллективизации, о массовых захоронениях жертв репрессий под Куропатами (Белорус-сия). Участились вооруженные столкновения на почве межэтниче-ских конфликтов.

В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азер-байджаном из-за Нагорного Карабаха--территории, населенной по преимуществу армянами, но находившейся в составе АзССР. Воору-женный конфликт между узбеками и турками-месхетинцами вспых-нул в Фергане. Очагом межнациональных столкновений стал Новый Узень (Казахстан). Появление тысяч беженцев--таков был один из результатов происшедших конфликтов. В апреле 1989 г. в течение нескольких дней проходили массовые демонстрации в Тбилиси. Главными требованиями демонстрантов являлись проведение демо-кратических реформ и независимость Грузии. За пересмотр статуса Абхазской АССР и выделение ее из состава Грузинской ССР высту-пило абхазское население.

10. «Парад суверенитетов»

С конца 80-х годов усилилось движение за выход из состава СССР в республиках Прибалтики. На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограничения чис-ленности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти. Теперь на первое место в их программах вышло требование обособ-ления экономики от общесоюзного народнохозяйственного комплек-са. Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленческих структурах и признать приоритет республи-канских законов перед общесоюзными. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. Декларацию о государст-венном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайд-жанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР (1990 г.). Вслед за объяв-лениями о суверенитете состоялись избрания президентов бывших союзных республик.

12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законо-дательно закреплялся приоритет республиканских законов над союз-ными. Первым президентом РФ стал Б. Н. Ельцин, вице-президен-том -- А. В. Руцкой.

Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Со-ветского Союза. IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за сохранение Союза Советских Социалистиче-ских Республик и его преобразование в демократическое федератив-ное государство. Съезд принял постановление «Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения». В документе отмеча-лось, что основой обновленного Союза станут принципы, изложен-ные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и на-родов, право на самоопределение и демократическое развитие, терри-ториальная целостность. В соответствии с постановлением съезда был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о сохра-нении обновленного Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.

11. Финал политического кризиса

В апреле--мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М. С. Горбачева с руководителями девяти союзных рес-публик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники пере-говоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписа-ния такого договора. Его проект предусматривал создание Союза Су-веренных Государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Намечались переме-ны в структуре органов власти и управления, принятие новой Кон-ституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

Публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе. Приверженцы М. С. Горбачева видели в этом акте возможность снижения уровня конфронтации и предот-вращения опасности гражданской войны в стране. Руководители движения «Демократическая Россия» выдвинули идею о подписа-нии временного договора, сроком до одного года. За это время предлагалось провести выборы в Учредительное собрание и пере-дать ему на решение вопрос о системе и порядке формирования общесоюзных органов власти. Группа ученых-обществоведов высту-пила с протестом против проекта договора. Подготовленный к под-писанию документ был расценен как результат капитуляции центра перед требованиями национал-сепаратистских сил в республиках. Противники нового договора справедливо опасались, что демонтаж СССР вызовет распад существующего народнохозяйственного ком-плекса и углубление экономического кризиса. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остано-вить развал государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.